Социальная проблематика в фильмах ужасов
Социальная проблематика в фильмах ужасов
Статья с раставленными ссылками и иллюстрациями здесь: revbel.org
Первые фильмы ужасов появились на заре кинематографа. Как правило, в них всегда имели отражение страхи населения перед реальными явлениями. Стивен Кинг в одной из своих книг отметил: «Когда фильмы ужасов надевают многочисленные социополитические шляпы - картины класса Б превращаются в передовицы таблоидов, — они нередко служат исключительно точным барометром, отражающим то, что по ночам тревожит все общество«.
Наиболее богатыми на ужастики были годы непосредственно перед второй мировой войной и период войны во Вьетнаме. Многие из фильмов того времени были протестом против популярного кинематографа. Нарочитые сцены жестоких убийств, каннибализма, насилия, откровенных половых актов приводили к запрету картин в различных странах. Прокатные рейтинги выставлялись практически как к порнофильмам и фильмы снимались с проката. Среди широкого круга зрителей такие фильмы всегда пользовались популярностью, в то время как различные эстеты и утонченные личности воротили от них нос. В этих фильмах люди могли испытать эмоции, которые принято прятать в приличном обществе. Лицемерие состоит в том, что в выпусках новостей обсуждаются гораздо более ужасные вещи.
Самые первые кассовые фильмы Дракула, Франкенштейн, Мумия и Человек-Волк сразу установили особенность снимать множество продолжений, когда каждый сиквел хуже предыдущего фильма. По поводу Дракулы сразу стоит заметить, что была дана установка нападения монстра исключительно на женщин. В этом можно уже наблюдать сексистские и гомофобные тенденции. Во всех фильмах этого времени женщина пассивно ожидала спасения от мужчины. А женщины-вампиры изображались как лесбиянки, что показывало прочность этого занятия.
В основном старые фильмы ужасов имели литературный первоисточник. Затем стали появляться различные поджанры, смещивая хоррор с комедией и фантастикой. А грань отличия жанра от триллера стала совсем неощутимой. В 50-е годы можно отметить взаимодействие фильмов ужасов с наукой и страхом перед «красной угрозой». Студия Hammer Films снимает новые фильмы с классическими персонажами Проклятие Франкенштейна (1957), Дракула (1958), Мумия (1959). Однако отказавшись от прежних табу и увеличив уровень насилия.
Во время Холодной войны выходит фильм Вторжение похитителей тел, в котором пришельцы захватывают небольшой город. Кто-то трактует его как антимаккартистский, другие как антикоммунистический. Один из пришельцев говорит о создании общества, где все одинаковые и требует от героев отказаться от свободы. Демонстрируется как в привычную обстановку вторгается нечто чужеродное и знакомые люди меняются во взглядах. Затем во многих фильмах использовался этот прием, обличающий ксенофобское и консервативное мышление обывателя, страх перемен.
В 60-70 годы в американском обществе царило в основном протестное настроение, на смену идеалов 50-х годов пришла неуверенность в будущем. Американская мечта оказалась не достижима для низших классов. Позорная война во Вьетнаме, убийство Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, сексуальная революция, множество молодежных протестных групп, повсеместное увлечение наркотиками — вот основные черты той эпохи. В это время жанр хорроров резко эволюционирует и считается золотым периодом фильмов ужасов.
Фильмы про зомби традиционно содержали в себе скрытую критику капиталистического общества. Отцом зомби-муви считается Джордж Ромеро. Ночь живых мертвецов был первым фильмом о зомби в современном понимании. Также впервые главным героем был чернокожий. До сих пор считается, что черные персонажи в фильмах ужасов выполняют роль мяса. Фильм вышел во временя Вьетнамской войны, так что осажденный дом можно сравнивать с состоянием американских войск. Хорошо показано, как представители среднего класса в случае форс-мажора готовы перегрызть друг другу глотки, эти приемы использовались во всех последующих фильмах о зомби. В конце единственного выжившего героя убивают отряды самообороны, спутав его с мертвецом. Главная героиня оказалась на редкость тупой, в чем режиссер каялся впоследствии перед феминистскими организациями.
Как критику общества потребления особенно выделяют Рассвет мертвецов. Место действия происходит в супермаркете, наполненном зомби. Один из героев замечает, что мертвецов даже после смерти тянет туда. Зомби тут олицетворяет типичного американца, который вообще ни о чем в жизни не задумываясь, стремится только к реализации своих низменных инстинктов.
В Дне мертвых мы видим уже общество ученых и военных. Здесь мы видим критику милитаризма и власти военной хунты. Ученные тоже как мы видим готовы пусть в расход людей для удовлетворения своих амбиций.
Земля мертвых хоть и оказалось довольно посредственным фильмом, но содержала в себе классовый конфликт. Мы видим как буржуазия после глобального катаклизма также старается сохранить свои привилегии, пока народ борется за выживание. Также имеет место эксплуатация зомби на потеху живым. Зомби вообще всегда были символом низших слоев общества или населения стран третьего мира.
Британский фильм 28 дней спустя показывает зомби как последствие человеческий экспериментов по созданию химического оружия, в отличии от классических фильмов где это был результат вмешательства внеземных существ. Таким образом человечество само виновато в своем истреблении. Опять же, как и в Дне мертвых от выживших военных здесь исходит опасность.
В конце шестидесятых выходит картина Ребенок Розмари, в которой затрагивались темы набирающего популярность сатанизма и страха женщины в предродовой период. Спустя год беременная жена режиссера и трое его друзей были убиты членами группировки Чарльза Мэнсона.
Примерно в 1970х годах появляется поджанр слэшер. Классические примеры это Психо, Черное Рождество, Хэллоуин. Для этих фильмов характерно отсутствие каких либо фантастических или мистических явлений. Таким образом обстановка становится более реалистичной. Характерно, что множество слешером привязывалось к определенной праздничной дате (Мой кровавый Валентин, Школьный бал, День дурака). Это вселяло в обывателя чувство неуверенности и незащищенности. Фильм Тихая ночь, смертельная ночь был снят с проката из-за протестов родителей, которые не хотели видеть Санта Клауса в образе убийцы.
В серии фильмов Техасская резня бензопилой мы видим конфликт между городом и деревней. Впоследствии этот сюжет стал штампом, когда группа подростков путешествует по Америке и в захолустной деревне встречает зло. Фильм также создал еще одно распространенное клише — убийца в маске. Семья каннибалов вынуждена была убивать людей, т.к. в связи с закрытием местной фабрики иных способов пропитания не осталось. Главный злодей был вообще рожден эксплуатируемой на фабрике женщиной, вследствие чего и получил врожденное уродство.
Довольно большое внимание уделялось всегда теме эмансипации женщин. Началось это с фильмов Атака 50-футовой женщины и Женщины-кошки с Луны. В них мы видим, как женщина перестает быть рабыней патриархата и начинает атаковать своих бывших угнетателей.
Достаточно заметить, что как правило, главной героиней фильмов ужасов является девушка. При этом она ведет целомудренный образ жизни, в то время как жертвами становятся лица, употребляющие наркотики, алкоголь, неразборчивые в сексуальных связях. Тут можно наблюдать пропаганду семейных ценностей и общественной морали. Интересной чертой жанра слэшер было наказание за красоту и сексуальную доступность или как сформулировали в фильме Крик «Секс = смерть». В этом же фильме правда этот стереотип был разрушен, т.к. главная героиня выжила даже лишившись девственности. С фильма Хэллоуин появляется такое понятие как Final girl, единственная выжившая девушка, которая убивает монстра. Монстр же наоборот является олицетворением мужского насилия и доминирования. Этот феномен потом вышел за пределы жанра: Сара Коннор в Терминаторе также является Final girl.
Нэнси Томпсон из Кошмара на улице вязов убеждается, что мужчины не смогут ее защитить, т.к. отец не может защитить ее, когда она его просит. Парень, которого она попросила не спать уснул оба раза. В итоге она сама занимает более активную позицию, в том числе устанавливает ловушки на Крюгера.
В более ранних фильмах убийцей выступал мужчина, чья мужественность и сексуальность находится в кризисе. Норман Бейтс из Психо например отождествляет себя со своей умершей деспотично матерью. Позже убийцей могла оказаться и женщина (Мизери, Пятница 13).
В фильме Последний дом слева мы видим изнасилование девушки и убийство ее впоследствии, затем ее родители мстят убийцам. Фильм День женщины показывает нам примерно такую же ситуацию, но женщина сама карает своих насильников (ремейк Я плюю на ваши могилы). Женщины были главными действующими личностями и до этого (Кинг Конг), но акценты сместились с молчаливой барышни к женщине способной дать отпор агрессору.
В фильме Кэрри мы сталкиваемся с проблемой отчуждения девушки-подростка в современном обществе. Здесь имеет место и конфликт со сверстниками и с чересчур религиозной матерью. Затрагивается тема травли выделяющегося из толпы индивида, которая широко распространена в российском обществе (школа, армия, тюрьма). В итоге девушка обнаруживает у себя сверхъестественные способности и уничтожает всех своих обидчиков. Фильм также поднимает вопрос женской сексуальности и страхом превращения из девушки в женщину.
Джек Николсон в Сиянии является символом патриархата, в то время как мать пытается спасти ребенка. Походу фильма видно психологическое насилие, с которым сталкиваются многие женщины, которое в итоге перерастает в физическое. Сцена проламывания двери топором вообще стала одной из культовых в кинематографе.
Часто говорится об отчужденности в капиталистическом обществе. Например, во Франкенштейне создатель бросает свое творение на произвол судьбы, не позаботившись о его социализации. Да и у любого маньяка есть своя предыстория. Джейсон Вурхис например в Пятнице 13 стал жертвой общественного устройства общества, в котором царит нетерпимость к людям с физическими недостатками.
Маньяк является потребителем, но в более изощренной форме. Иногда склонен к накопительству (Коллекционер). В Американском психопате грань между потреблением и убийством стерается. Отлично показано как высшие классы становятся заложниками своего положения, главный герой вынужден искать новые источники наслаждений из-за пресыщения роскошью. Как правило убийцы не зависят от технологий, выживают в любой враждебной среде обитания, что делает их идеальными людьми с точки зрения Теодора Качинского. Жертвы напротив совершенно бессильны в непревычной обстановке и не могут действовать в экстремальных условиях.
Конфликт родителей и детей был всегда актуален для хорроров, т.к. основная аудитория являлась подростками. Во времена движения хиппи многие подростки не хотели жить в соответствии с представлениями консервативных родителей. Тема семейного насилия и демонстрация патологической модели семьи также характерна для многих хорроров (Отчим, Папина дочь).
Дети кукурузы являлся критикой сектантства и религиозной нетерпимости. В нем показан бунт детей против своих родителей. Пророк Исаак приказывает приносить в жертву всех кому исполнилось 18 лет. Он передает волю бога, создает иерархию среди своей паствы. Похожа тема была и в фильме Деревня проклятых.
Нужные вещи был отличной критикой потребительства в результате которого люди готовы на убийство. Дьявол в образе торговца здесь находит для каждого вещь ему по душе и совершенно бесплатно. Всемирное зло предстает перед нами в образе капитализма, который посредством торговли веками развязывал конфликты между людьми.
Иногда фигурируют какие то индейские мифы и захоронения (Кладбище домашних животных). Это является своеобразной местью американцам за колонизацию и геноцид индейского населения. В Худеющим речь идет о цыганском проклятье. То есть мистическая сила исходит от наиболее претесняемых и гонимых народов.
Характерной чертой фильмов ужасов было отсутствие хэппи-энда. Началось это еще в черно-белых фильмах, когда вместо The End в конце фильма появлялся вопросительный знак. Жанр опять же противопоставляет себя популярному кинематографу и показывает, что в реальном мире зло не погибает.
Довольно популярной темой являются дома с привидениями и со всевозможными проклятиями (Ужас Амитивилля). Уже стало своего рода клише, что дом продается дешево и семья готова в нем жить даже не смотря на его историю. В таких фильмах можно заметить все общественные страхи, связанные с арендной платой и ипотекой.
Во многих фильмах также поднимались экологические проблемы в современном обществе. Достаточно вспомнить хотя бы У холмов есть глаза. По сюжету на месте бывшего ядерного полигона у населения начинают проявляться внешние уродства, а затем и психические расстройства. Данный сюжет позже был приватизирован для фильма Поворот не туда, только местом действия выступили леса Вирджинии вместо пустыни Невады. Впервые об опасности ядерных испытаний говорилось в фильме Они 1954 года. В Японии производилось множество фильмов о мутациях людей и животных, таких как Годзилла. Часто встречается сюжет об вышедших из под контроля роботах и иных человеческих творений (Максимальное ускорение). Человечество не несет ответственности за свои изобретения и само создает оружия для своего уничтожения, в связи с чем в обществе растут страхи техногенного характера. Некоторые фильмы играют на страхах современного человека перед природой, от которой он прячется за сооружениями из стекла и бетона (Челюсти, Птицы). Иногда объектом опасности становится какой либо вирус (Лихорадка).
Наркомания и алкоголизм всегда выступали как негативный фактор и гарантия того, что жертва к концу фильма не доживет. Иногда главный герой обладает какой то страстью, которая в итоге ломает его жизнь. В фильме Повреждение мозга монстр изображает драг-диллера и хорошо показано как человек готов ради сиюминутного кайфа убить кого угодно. В фильме Факультет же наоборот наркотические средства показаны как единственное оружие против инопланетных существ.
Государственные служащие и полицейские в хоррорах показаны не в лучшем свете. Если на экране появляется полицейский, то обычно он либо не верит главным героями либо откровенно мешает. Если фигурирует агент ФБР, то наверняка он стремится устранить свидетелей необычного явления и заполучить его в руки государства. А если вспомнить серию фильмов Омен, то там прямо говорится о том, что Антихрист должен быть высшим государственным деятелем. В фильме Мертвая зона также идет речь о политике с довольно тоталитарными взглядами, который должен развязать ядерную войну. В Изгнанных дьяволом шериф сам становится таким же отморозком, за которыми он вел охоту.
Появляется такой поджанр как комедийный фильм ужасов, свое наибольшее развитие он имел в 80-е годы. В старых фильмах были попытки внести в классические фильмы комедийных персонажей, но в целом они не выходили за определенные рамки. Хорроры изначально были довольно консервативны, юмористический оттенок вносил определенную критику набивших оскомину штампов. Первым таким фильмом был Бал вампиров, где были собраны все возможные клише на вампирскую тематику. Там был вампир-еврей, который не боялся креста и единственным оружием против него был Талмуд. Но этот фильм все-таки более серьезный. Позже стали появляться уже откровенно дурацкие типа Клоуны-убийцы из космоса. Из наиболее известных комедийных фильмов ужасов выделяются Зубастики, Возвращение живых мертвецов, Леприкон, Живая мертвечина, Ночь страха. Среди современных фильмов одним из самых удачных является Зомби по имени Шон.
Позже стали появляться и сериалы с чертами фильмов ужасов. Основоположником жанра можно назвать Сумеречную зону, которая в тоже часто отражала и определенные тенденции в обществе. Много серий было о страхе перед космосом и ядерной войной, что характерно для того времени. Достаточно вспомнить хотя бы серию Монстры на Мэйпл-стрит, где пришельцы сеют среди людей панику и в итоге те уничтожают сами себя без постороннего вмешательства. Затрагивалась тема расизма, например в одной серии американский националист чудесным образом попадает во времена нацистской Германии в шкуре еврея.
Также стоит упомянуть Байки из склепа. В нем, как правило, главными героями выступали люди, совершившие плохие поступки и несущие за это соответствующее наказание. Как правило серии несут в себе довольно религиозную мораль не убий, не укради. Герои имеют узкокорыстные побуждения, в итоге стремление к богатству и карьерному росту приводит их в могилу.
Со временем жанр погряз в самокопировании, огромное количество сиквелов прикончило классические серии. 90-е годы считаются периодом заката фильмов ужасов. Для современного хоррора характерно пренебрежение к старым канонам и повышение уровня насилия. Крик и Хижина в лесу вообще откровенно издеваются над штампами фильмов ужасов. Имеет место стилизация старых хорроров (Дом 1000 трупов, Грайндхаус).
В серии фильмов Пила главный злодей уничтожает бесполезных для социума элементов. При этом у человека есть шанс спастись, если он искупит свое поведение кровью. Как правило, жертвами выступают люди не ценящие свою жизнь и чувствующие свое отчуждение. Довольно интересен был момент убийства группы бонхедов, когда убийца показывает им, что несмотря на цвет кожи, все люди внутри одинаковы. В этом фильме сцен нарочито жестоких, за что всегда не любили подобные фильмы реакционные критики. Без таких сцен вполне можно было обойтись, но именно они и вызывают наибольший интерес у аудитории.
В фильме Хостел хорошо продемонстрировано к чем в итоге может привести общество потребления. Богачи платят деньги за возможность пытать и убивать людей. Можно провести параллели с тем как люди истребляют животных ради своего удовольствия. Как правило потребителя не должны волновать чувства других людей, собственное эго для него на первом месте. Жертвы также потребительски относятся к жизни только выступают на этот раз сами в роли товара. Снимая проституток молодых людей точно также не волновали чувства женщин, как и их будущих убийц.
Дом 1000 трупов ставит на первое место раскрытие характеров отрицательных героев, хотя обычно их мотивы должны быть покрыты тайной. Особенно интересен Отис, который придерживается извращенной формы анархизма. На его футболке изображен американский флаг с надписью «Burn this flag». Идеи толстовства он явно отвергает, т.к. видит смысл существования в бесконечном насилии. К обществу он относится с отвращением, оно для него слишком сентиментально. Сам же фильм отлично передает атмосферу фильмов ужасов 70-х годов.
Стало модно снимать псевдодокументальные фильмы. Обывателя уже не пугают старые приемы, ему необходимо чувствовать реальность ситуации. Ведьма из Блэр и Паранормальное явление изначально рекламировались как реальная запись произошедших событий. Если сравнивать старые фильмы, то там речь шла о паранормальных явлениях. Сейчас же в фильмах ужасов появляется все больше бытового и обыденного. После 11 сентября американское общество перестало чувствовать себя в безопасности даже в своем привычном окружении. Серия фильмов Пункт назначения наглядно показывает, что зоны комфорта как таковой больше нет. В фильмы ужасов сейчас вкладываются большие средства, появляются своеобразные блокбастеры. Однако это как раз тот жанр в котором количество вложенных денег уменьшают качество. Лучшие хорроры были снять за минимально возможную сумму. Вообще эти фильмы никогда не претендовали на широкое признание как произведений искусства. То что таким фильмам как Молчание ягнят и Шестое чувство дают высокие награды и номинации на Оскар говорит о вливанию жанра в мейнстрим.
Стоит упомянуть и о российских хоррорах. Как и все наше кино, они предельно идиотские и не смотрибельные, хотя зарубежные ужастики были довольно популярны в народе. Олдфаги даже вспомнят серию Ералаша с Фредди Крюгером. Да и среди литературной классики у нас достаточно сюжетов для триллеров. Самый пожалуй качественный наш фильм этого жанра Вий как раз был снят по произведению Гоголя. Стоит только поражаться как в стране, где тебя может убить мент в супермаркете, не снято ни одного нормального слэшера.
В последнее время в основном в жанре превалирует жажда поиметь легких денег на старых брендах, также имеется тенденция к копированию японской продукции (Звонок, Проклятие). Встречаются и не плохие ремейки (Хэллоуин, У холмов есть глаза, Рассвет мертвецов), но в основном картина печальная. Впрочем, это более приемлемый вариант, чем выпускать очередное продолжение Пятницы 13 например. В целом можно констатировать, что наибольший подъем хорроры имели в годы серьезных потрясений и в связи с кризисом капиталистической системы в будущем возможно дальнейшее развитие жанра.
Первые фильмы ужасов появились на заре кинематографа. Как правило, в них всегда имели отражение страхи населения перед реальными явлениями. Стивен Кинг в одной из своих книг отметил: «Когда фильмы ужасов надевают многочисленные социополитические шляпы - картины класса Б превращаются в передовицы таблоидов, — они нередко служат исключительно точным барометром, отражающим то, что по ночам тревожит все общество«.
Наиболее богатыми на ужастики были годы непосредственно перед второй мировой войной и период войны во Вьетнаме. Многие из фильмов того времени были протестом против популярного кинематографа. Нарочитые сцены жестоких убийств, каннибализма, насилия, откровенных половых актов приводили к запрету картин в различных странах. Прокатные рейтинги выставлялись практически как к порнофильмам и фильмы снимались с проката. Среди широкого круга зрителей такие фильмы всегда пользовались популярностью, в то время как различные эстеты и утонченные личности воротили от них нос. В этих фильмах люди могли испытать эмоции, которые принято прятать в приличном обществе. Лицемерие состоит в том, что в выпусках новостей обсуждаются гораздо более ужасные вещи.
Самые первые кассовые фильмы Дракула, Франкенштейн, Мумия и Человек-Волк сразу установили особенность снимать множество продолжений, когда каждый сиквел хуже предыдущего фильма. По поводу Дракулы сразу стоит заметить, что была дана установка нападения монстра исключительно на женщин. В этом можно уже наблюдать сексистские и гомофобные тенденции. Во всех фильмах этого времени женщина пассивно ожидала спасения от мужчины. А женщины-вампиры изображались как лесбиянки, что показывало прочность этого занятия.
В основном старые фильмы ужасов имели литературный первоисточник. Затем стали появляться различные поджанры, смещивая хоррор с комедией и фантастикой. А грань отличия жанра от триллера стала совсем неощутимой. В 50-е годы можно отметить взаимодействие фильмов ужасов с наукой и страхом перед «красной угрозой». Студия Hammer Films снимает новые фильмы с классическими персонажами Проклятие Франкенштейна (1957), Дракула (1958), Мумия (1959). Однако отказавшись от прежних табу и увеличив уровень насилия.
Во время Холодной войны выходит фильм Вторжение похитителей тел, в котором пришельцы захватывают небольшой город. Кто-то трактует его как антимаккартистский, другие как антикоммунистический. Один из пришельцев говорит о создании общества, где все одинаковые и требует от героев отказаться от свободы. Демонстрируется как в привычную обстановку вторгается нечто чужеродное и знакомые люди меняются во взглядах. Затем во многих фильмах использовался этот прием, обличающий ксенофобское и консервативное мышление обывателя, страх перемен.
В 60-70 годы в американском обществе царило в основном протестное настроение, на смену идеалов 50-х годов пришла неуверенность в будущем. Американская мечта оказалась не достижима для низших классов. Позорная война во Вьетнаме, убийство Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, сексуальная революция, множество молодежных протестных групп, повсеместное увлечение наркотиками — вот основные черты той эпохи. В это время жанр хорроров резко эволюционирует и считается золотым периодом фильмов ужасов.
Фильмы про зомби традиционно содержали в себе скрытую критику капиталистического общества. Отцом зомби-муви считается Джордж Ромеро. Ночь живых мертвецов был первым фильмом о зомби в современном понимании. Также впервые главным героем был чернокожий. До сих пор считается, что черные персонажи в фильмах ужасов выполняют роль мяса. Фильм вышел во временя Вьетнамской войны, так что осажденный дом можно сравнивать с состоянием американских войск. Хорошо показано, как представители среднего класса в случае форс-мажора готовы перегрызть друг другу глотки, эти приемы использовались во всех последующих фильмах о зомби. В конце единственного выжившего героя убивают отряды самообороны, спутав его с мертвецом. Главная героиня оказалась на редкость тупой, в чем режиссер каялся впоследствии перед феминистскими организациями.
Как критику общества потребления особенно выделяют Рассвет мертвецов. Место действия происходит в супермаркете, наполненном зомби. Один из героев замечает, что мертвецов даже после смерти тянет туда. Зомби тут олицетворяет типичного американца, который вообще ни о чем в жизни не задумываясь, стремится только к реализации своих низменных инстинктов.
В Дне мертвых мы видим уже общество ученых и военных. Здесь мы видим критику милитаризма и власти военной хунты. Ученные тоже как мы видим готовы пусть в расход людей для удовлетворения своих амбиций.
Земля мертвых хоть и оказалось довольно посредственным фильмом, но содержала в себе классовый конфликт. Мы видим как буржуазия после глобального катаклизма также старается сохранить свои привилегии, пока народ борется за выживание. Также имеет место эксплуатация зомби на потеху живым. Зомби вообще всегда были символом низших слоев общества или населения стран третьего мира.
Британский фильм 28 дней спустя показывает зомби как последствие человеческий экспериментов по созданию химического оружия, в отличии от классических фильмов где это был результат вмешательства внеземных существ. Таким образом человечество само виновато в своем истреблении. Опять же, как и в Дне мертвых от выживших военных здесь исходит опасность.
В конце шестидесятых выходит картина Ребенок Розмари, в которой затрагивались темы набирающего популярность сатанизма и страха женщины в предродовой период. Спустя год беременная жена режиссера и трое его друзей были убиты членами группировки Чарльза Мэнсона.
Примерно в 1970х годах появляется поджанр слэшер. Классические примеры это Психо, Черное Рождество, Хэллоуин. Для этих фильмов характерно отсутствие каких либо фантастических или мистических явлений. Таким образом обстановка становится более реалистичной. Характерно, что множество слешером привязывалось к определенной праздничной дате (Мой кровавый Валентин, Школьный бал, День дурака). Это вселяло в обывателя чувство неуверенности и незащищенности. Фильм Тихая ночь, смертельная ночь был снят с проката из-за протестов родителей, которые не хотели видеть Санта Клауса в образе убийцы.
В серии фильмов Техасская резня бензопилой мы видим конфликт между городом и деревней. Впоследствии этот сюжет стал штампом, когда группа подростков путешествует по Америке и в захолустной деревне встречает зло. Фильм также создал еще одно распространенное клише — убийца в маске. Семья каннибалов вынуждена была убивать людей, т.к. в связи с закрытием местной фабрики иных способов пропитания не осталось. Главный злодей был вообще рожден эксплуатируемой на фабрике женщиной, вследствие чего и получил врожденное уродство.
Довольно большое внимание уделялось всегда теме эмансипации женщин. Началось это с фильмов Атака 50-футовой женщины и Женщины-кошки с Луны. В них мы видим, как женщина перестает быть рабыней патриархата и начинает атаковать своих бывших угнетателей.
Достаточно заметить, что как правило, главной героиней фильмов ужасов является девушка. При этом она ведет целомудренный образ жизни, в то время как жертвами становятся лица, употребляющие наркотики, алкоголь, неразборчивые в сексуальных связях. Тут можно наблюдать пропаганду семейных ценностей и общественной морали. Интересной чертой жанра слэшер было наказание за красоту и сексуальную доступность или как сформулировали в фильме Крик «Секс = смерть». В этом же фильме правда этот стереотип был разрушен, т.к. главная героиня выжила даже лишившись девственности. С фильма Хэллоуин появляется такое понятие как Final girl, единственная выжившая девушка, которая убивает монстра. Монстр же наоборот является олицетворением мужского насилия и доминирования. Этот феномен потом вышел за пределы жанра: Сара Коннор в Терминаторе также является Final girl.
Нэнси Томпсон из Кошмара на улице вязов убеждается, что мужчины не смогут ее защитить, т.к. отец не может защитить ее, когда она его просит. Парень, которого она попросила не спать уснул оба раза. В итоге она сама занимает более активную позицию, в том числе устанавливает ловушки на Крюгера.
В более ранних фильмах убийцей выступал мужчина, чья мужественность и сексуальность находится в кризисе. Норман Бейтс из Психо например отождествляет себя со своей умершей деспотично матерью. Позже убийцей могла оказаться и женщина (Мизери, Пятница 13).
В фильме Последний дом слева мы видим изнасилование девушки и убийство ее впоследствии, затем ее родители мстят убийцам. Фильм День женщины показывает нам примерно такую же ситуацию, но женщина сама карает своих насильников (ремейк Я плюю на ваши могилы). Женщины были главными действующими личностями и до этого (Кинг Конг), но акценты сместились с молчаливой барышни к женщине способной дать отпор агрессору.
В фильме Кэрри мы сталкиваемся с проблемой отчуждения девушки-подростка в современном обществе. Здесь имеет место и конфликт со сверстниками и с чересчур религиозной матерью. Затрагивается тема травли выделяющегося из толпы индивида, которая широко распространена в российском обществе (школа, армия, тюрьма). В итоге девушка обнаруживает у себя сверхъестественные способности и уничтожает всех своих обидчиков. Фильм также поднимает вопрос женской сексуальности и страхом превращения из девушки в женщину.
Джек Николсон в Сиянии является символом патриархата, в то время как мать пытается спасти ребенка. Походу фильма видно психологическое насилие, с которым сталкиваются многие женщины, которое в итоге перерастает в физическое. Сцена проламывания двери топором вообще стала одной из культовых в кинематографе.
Часто говорится об отчужденности в капиталистическом обществе. Например, во Франкенштейне создатель бросает свое творение на произвол судьбы, не позаботившись о его социализации. Да и у любого маньяка есть своя предыстория. Джейсон Вурхис например в Пятнице 13 стал жертвой общественного устройства общества, в котором царит нетерпимость к людям с физическими недостатками.
Маньяк является потребителем, но в более изощренной форме. Иногда склонен к накопительству (Коллекционер). В Американском психопате грань между потреблением и убийством стерается. Отлично показано как высшие классы становятся заложниками своего положения, главный герой вынужден искать новые источники наслаждений из-за пресыщения роскошью. Как правило убийцы не зависят от технологий, выживают в любой враждебной среде обитания, что делает их идеальными людьми с точки зрения Теодора Качинского. Жертвы напротив совершенно бессильны в непревычной обстановке и не могут действовать в экстремальных условиях.
Конфликт родителей и детей был всегда актуален для хорроров, т.к. основная аудитория являлась подростками. Во времена движения хиппи многие подростки не хотели жить в соответствии с представлениями консервативных родителей. Тема семейного насилия и демонстрация патологической модели семьи также характерна для многих хорроров (Отчим, Папина дочь).
Дети кукурузы являлся критикой сектантства и религиозной нетерпимости. В нем показан бунт детей против своих родителей. Пророк Исаак приказывает приносить в жертву всех кому исполнилось 18 лет. Он передает волю бога, создает иерархию среди своей паствы. Похожа тема была и в фильме Деревня проклятых.
Нужные вещи был отличной критикой потребительства в результате которого люди готовы на убийство. Дьявол в образе торговца здесь находит для каждого вещь ему по душе и совершенно бесплатно. Всемирное зло предстает перед нами в образе капитализма, который посредством торговли веками развязывал конфликты между людьми.
Иногда фигурируют какие то индейские мифы и захоронения (Кладбище домашних животных). Это является своеобразной местью американцам за колонизацию и геноцид индейского населения. В Худеющим речь идет о цыганском проклятье. То есть мистическая сила исходит от наиболее претесняемых и гонимых народов.
Характерной чертой фильмов ужасов было отсутствие хэппи-энда. Началось это еще в черно-белых фильмах, когда вместо The End в конце фильма появлялся вопросительный знак. Жанр опять же противопоставляет себя популярному кинематографу и показывает, что в реальном мире зло не погибает.
Довольно популярной темой являются дома с привидениями и со всевозможными проклятиями (Ужас Амитивилля). Уже стало своего рода клише, что дом продается дешево и семья готова в нем жить даже не смотря на его историю. В таких фильмах можно заметить все общественные страхи, связанные с арендной платой и ипотекой.
Во многих фильмах также поднимались экологические проблемы в современном обществе. Достаточно вспомнить хотя бы У холмов есть глаза. По сюжету на месте бывшего ядерного полигона у населения начинают проявляться внешние уродства, а затем и психические расстройства. Данный сюжет позже был приватизирован для фильма Поворот не туда, только местом действия выступили леса Вирджинии вместо пустыни Невады. Впервые об опасности ядерных испытаний говорилось в фильме Они 1954 года. В Японии производилось множество фильмов о мутациях людей и животных, таких как Годзилла. Часто встречается сюжет об вышедших из под контроля роботах и иных человеческих творений (Максимальное ускорение). Человечество не несет ответственности за свои изобретения и само создает оружия для своего уничтожения, в связи с чем в обществе растут страхи техногенного характера. Некоторые фильмы играют на страхах современного человека перед природой, от которой он прячется за сооружениями из стекла и бетона (Челюсти, Птицы). Иногда объектом опасности становится какой либо вирус (Лихорадка).
Наркомания и алкоголизм всегда выступали как негативный фактор и гарантия того, что жертва к концу фильма не доживет. Иногда главный герой обладает какой то страстью, которая в итоге ломает его жизнь. В фильме Повреждение мозга монстр изображает драг-диллера и хорошо показано как человек готов ради сиюминутного кайфа убить кого угодно. В фильме Факультет же наоборот наркотические средства показаны как единственное оружие против инопланетных существ.
Государственные служащие и полицейские в хоррорах показаны не в лучшем свете. Если на экране появляется полицейский, то обычно он либо не верит главным героями либо откровенно мешает. Если фигурирует агент ФБР, то наверняка он стремится устранить свидетелей необычного явления и заполучить его в руки государства. А если вспомнить серию фильмов Омен, то там прямо говорится о том, что Антихрист должен быть высшим государственным деятелем. В фильме Мертвая зона также идет речь о политике с довольно тоталитарными взглядами, который должен развязать ядерную войну. В Изгнанных дьяволом шериф сам становится таким же отморозком, за которыми он вел охоту.
Появляется такой поджанр как комедийный фильм ужасов, свое наибольшее развитие он имел в 80-е годы. В старых фильмах были попытки внести в классические фильмы комедийных персонажей, но в целом они не выходили за определенные рамки. Хорроры изначально были довольно консервативны, юмористический оттенок вносил определенную критику набивших оскомину штампов. Первым таким фильмом был Бал вампиров, где были собраны все возможные клише на вампирскую тематику. Там был вампир-еврей, который не боялся креста и единственным оружием против него был Талмуд. Но этот фильм все-таки более серьезный. Позже стали появляться уже откровенно дурацкие типа Клоуны-убийцы из космоса. Из наиболее известных комедийных фильмов ужасов выделяются Зубастики, Возвращение живых мертвецов, Леприкон, Живая мертвечина, Ночь страха. Среди современных фильмов одним из самых удачных является Зомби по имени Шон.
Позже стали появляться и сериалы с чертами фильмов ужасов. Основоположником жанра можно назвать Сумеречную зону, которая в тоже часто отражала и определенные тенденции в обществе. Много серий было о страхе перед космосом и ядерной войной, что характерно для того времени. Достаточно вспомнить хотя бы серию Монстры на Мэйпл-стрит, где пришельцы сеют среди людей панику и в итоге те уничтожают сами себя без постороннего вмешательства. Затрагивалась тема расизма, например в одной серии американский националист чудесным образом попадает во времена нацистской Германии в шкуре еврея.
Также стоит упомянуть Байки из склепа. В нем, как правило, главными героями выступали люди, совершившие плохие поступки и несущие за это соответствующее наказание. Как правило серии несут в себе довольно религиозную мораль не убий, не укради. Герои имеют узкокорыстные побуждения, в итоге стремление к богатству и карьерному росту приводит их в могилу.
Со временем жанр погряз в самокопировании, огромное количество сиквелов прикончило классические серии. 90-е годы считаются периодом заката фильмов ужасов. Для современного хоррора характерно пренебрежение к старым канонам и повышение уровня насилия. Крик и Хижина в лесу вообще откровенно издеваются над штампами фильмов ужасов. Имеет место стилизация старых хорроров (Дом 1000 трупов, Грайндхаус).
В серии фильмов Пила главный злодей уничтожает бесполезных для социума элементов. При этом у человека есть шанс спастись, если он искупит свое поведение кровью. Как правило, жертвами выступают люди не ценящие свою жизнь и чувствующие свое отчуждение. Довольно интересен был момент убийства группы бонхедов, когда убийца показывает им, что несмотря на цвет кожи, все люди внутри одинаковы. В этом фильме сцен нарочито жестоких, за что всегда не любили подобные фильмы реакционные критики. Без таких сцен вполне можно было обойтись, но именно они и вызывают наибольший интерес у аудитории.
В фильме Хостел хорошо продемонстрировано к чем в итоге может привести общество потребления. Богачи платят деньги за возможность пытать и убивать людей. Можно провести параллели с тем как люди истребляют животных ради своего удовольствия. Как правило потребителя не должны волновать чувства других людей, собственное эго для него на первом месте. Жертвы также потребительски относятся к жизни только выступают на этот раз сами в роли товара. Снимая проституток молодых людей точно также не волновали чувства женщин, как и их будущих убийц.
Дом 1000 трупов ставит на первое место раскрытие характеров отрицательных героев, хотя обычно их мотивы должны быть покрыты тайной. Особенно интересен Отис, который придерживается извращенной формы анархизма. На его футболке изображен американский флаг с надписью «Burn this flag». Идеи толстовства он явно отвергает, т.к. видит смысл существования в бесконечном насилии. К обществу он относится с отвращением, оно для него слишком сентиментально. Сам же фильм отлично передает атмосферу фильмов ужасов 70-х годов.
Стало модно снимать псевдодокументальные фильмы. Обывателя уже не пугают старые приемы, ему необходимо чувствовать реальность ситуации. Ведьма из Блэр и Паранормальное явление изначально рекламировались как реальная запись произошедших событий. Если сравнивать старые фильмы, то там речь шла о паранормальных явлениях. Сейчас же в фильмах ужасов появляется все больше бытового и обыденного. После 11 сентября американское общество перестало чувствовать себя в безопасности даже в своем привычном окружении. Серия фильмов Пункт назначения наглядно показывает, что зоны комфорта как таковой больше нет. В фильмы ужасов сейчас вкладываются большие средства, появляются своеобразные блокбастеры. Однако это как раз тот жанр в котором количество вложенных денег уменьшают качество. Лучшие хорроры были снять за минимально возможную сумму. Вообще эти фильмы никогда не претендовали на широкое признание как произведений искусства. То что таким фильмам как Молчание ягнят и Шестое чувство дают высокие награды и номинации на Оскар говорит о вливанию жанра в мейнстрим.
Стоит упомянуть и о российских хоррорах. Как и все наше кино, они предельно идиотские и не смотрибельные, хотя зарубежные ужастики были довольно популярны в народе. Олдфаги даже вспомнят серию Ералаша с Фредди Крюгером. Да и среди литературной классики у нас достаточно сюжетов для триллеров. Самый пожалуй качественный наш фильм этого жанра Вий как раз был снят по произведению Гоголя. Стоит только поражаться как в стране, где тебя может убить мент в супермаркете, не снято ни одного нормального слэшера.
В последнее время в основном в жанре превалирует жажда поиметь легких денег на старых брендах, также имеется тенденция к копированию японской продукции (Звонок, Проклятие). Встречаются и не плохие ремейки (Хэллоуин, У холмов есть глаза, Рассвет мертвецов), но в основном картина печальная. Впрочем, это более приемлемый вариант, чем выпускать очередное продолжение Пятницы 13 например. В целом можно констатировать, что наибольший подъем хорроры имели в годы серьезных потрясений и в связи с кризисом капиталистической системы в будущем возможно дальнейшее развитие жанра.
Re: Социальная проблематика в фильмах ужасов
Скажу вам прямо - дело наше дрянь. Только одна вещь на свете помогает. Добрая, старая, горячительная, веселящая сердце выпивка.Послушайте, старина... вы на меня не серчайте... Это дело, само собой, побоку... Одевайтесь-ка, и пойдем выпьем
.
.
.
На пороге обыватель остановился и шагнул обратно.
- Чуть не ушел без денег, - сказал он. - Выложил их с вечера на туалетный стол.
Вор поймал его за рукав.
- Ладно, пошли, - сказал он грубовато. - Бросьте это. Я вас приглашаю. На выпивку хватит. А вы никогда не пробовали "Чудодейственный орех" и мазь из сосновых иголок?
.
.
.
На пороге обыватель остановился и шагнул обратно.
- Чуть не ушел без денег, - сказал он. - Выложил их с вечера на туалетный стол.
Вор поймал его за рукав.
- Ладно, пошли, - сказал он грубовато. - Бросьте это. Я вас приглашаю. На выпивку хватит. А вы никогда не пробовали "Чудодейственный орех" и мазь из сосновых иголок?
Re: Социальная проблематика в фильмах ужасов
Вам Я смотрю Ужасов не Хватает...
Re: Социальная проблематика в фильмах ужасов
Обсуждаемая картина имеет место быть. Особенно это прослеживается, когда в сценарий все больше попадают ужасные истории о потусторонних силах в социальных сетях. Смерть в сети - это последнее, что удалось увидеть по обсуждаемой теме!
-
- читатель
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 19 сен 2016 08:02
Re: Социальная проблематика в фильмах ужасов
Если действительно не хватает острых ощущений, то стоит думаю вглядеться в Ужасы, довольно не плохой и интересный сюжет. Кому хочется посмотрите обязательно, прямо аж пока всю подборку посмотрела, нервишки потрепала на славу
- katolichka
- читатель
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован: 17 июн 2017 11:22
Re: Социальная проблематика в фильмах ужасов
А мне кажется, что в последнее время хорошие ужастики уже не снимают. Последний, и самый классный ужастик, который смотрела, это "кукольник", японский фильм 2005 года выпуска.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя