Из спекулянтов в торгаши. Как солигорчане жили в 90-е? Спросили

Пустые полки в магазинах в 90-е годы - привычная картина для тех времен. Деньги, может, и были - а вот потратить их было негде. Большая очередь в любом месте могла означать, что и вам стоит в нее стать. Как жили в те годы солигорчане? Спросили.

Зинаида, 75 лет

- Да, трудно тогда жили. В те годы было принято, что на организацию выдавали какую-то часть талонов, по ним можно было купить люстру, шубу или ковер. А в коллективе уже решали, кто заслужил такую честь - получить этот долгожданный талон. Нельзя было достать нормальные продукты, даже за колбасой стояла огромная очередь.

В 90-х начали ездить в Польшу, возили различный хлам, все, что было дешевым в наших пустых магазинах. Хорошо уходили молотки, топоры, запчасти, хлопок, белье, я покупала ткань, шила простыни и продавала в Польше. Ездили в Белосток, Щетин. Познакомились с женщиной Леонардой и останавливались в ее доме, ее семья тогда тоже жила бедно. Они постоянно ходили в костел, были очень верующими. У ее сына был коровник на двадцать голов. Меня удивило, что у них уже тогда был электропастух. Еще они выращивали клубнику - была большая плантация.

 

Мы торговали на рынке. Нашими покупателями были в основном фермеры: они продавали свои овощи, фрукты, мясо, а потом приходили к нам за покупками. Товары мы продавали намного дешевле, чем в польских магазинах. Зачем ездили продавать? Чтобы купить детям и себе одежду, обувь, бытовую технику. Еще покупали там сало: тогда в Польше оно было очень дешевое, примерно, один доллар за килограмм, так как у них оно считалось вредным из-за холестерина.

Вспоминается смешной случай. Как-то на рынке я продавала костюм, купила его дома из-за уценки, так как он был 44 размера, а рост 188. И он, конечно, никому не подходил. И тут подходят два подвыпивших пана и говорят:

- Пани пошли с нами в ресторацию.

- Я бы пошла, - отвечаю я, - но мне надо продать костюм, чтобы были деньги на вашу ресторацию.

Один из них говорит другому:

- Купи, тебе же надо костюм.

Второй прикладывает брюки к себе, а там еще полметра по земле волочатся.

- Нет, не буду брать, брюки слишком длинные.

- Отрежешь, - говорит его друг.

Тот надевает пиджак, а рукава длинные-предлинные для него.

- Ничего, скорентишь.

В общем, заставил его купить этот костюм. Я же сказала им, что сейчас сбегаю домой, переоденусь и приду. И побежала быстрей домой к Леонарде, там меня ждал муж. Этим же вечером мы уехали домой в Солигорск.

perestroika 1

Ольга, 42 года

- В 90-е я училась в школе и хорошо запомнила это трудное время. Мои одноклассники были в основном детьми врачей, учителей и белкалиевских работников. Примерно 80% их родителей стали одновременно с их основной профессией еще и челноками. То есть акушер-гинеколог или учитель информатики умудрялись слетать в Турцию или Польшу, и привезти оттуда шапки, рюкзаки, лосины, спортивные костюмы и, конечно, заморские полиэтиленовые пакеты. Их долго время все использовали вместо сумок. Стирали, сушили, берегли.

perestroika 4

Однажды мы закупили партию трусов на местной фабрике "Купалинка" и колбасы на одной маленькой фабрике. С этим добром поехали в Москву продавать товар. Стоим в битком набитом автобусе, который едет из Подмосковья к станции метро. Люди как шпроты в банке, было не продохнуть. И тут рядом со мной вдруг мужчина достает нож и приставляет его к шее своего соседа. И начинает вымогать у него деньги. При всех. Угрожает: "Порежу, если дернетесь". Страшная тишина, никто не пикнет. Второй мужчина безропотно отдает ему свой кошелек. И этот грабитель спокойно, никак не закрывая лицо, покидает салон автобуса.

Насколько же меня удивила та страшная тишина. И никто не заступился! Никто не предпринял ни одной попытки задержать грабителя. Все спокойно и молча поехали дальше.

perestroika 6

Наталья, 49 лет

- Помню, был большой дефицит одежды и вообще любых товаров. А в 90-е начали появляться импортные шмотки (радость для модниц!) и всякие вкусняшки – "Фанта", жевательные резинки, шоколад. Но и заработать на все это было не так просто, родителям пришлось помотаться. Помню, папа очень любил книги (у нас дома была большая библиотека), на этой почве он подружился с продавцами в книжном магазине. Однажды он "достал" много интересных детективов и фантастику. И эти самые книги папа с мамой продали в Ялте, куда поехали на машине отдохнуть. Получилось заработать и на сам отдых, и еще и домой привезли какие-то деньги.

После одиннадцатого класса я поступила в Нархоз, на экономическое отделение, что-то про бухгалтерский учет. Но мне стало ужасно скучно учиться бухгалтерской науке, и я завалила первую же сессию. Когда вернулась в Солигорск, мама устроила меня в частную мастерскую, которая делала кожаную мебель. Я должна была склеивать детали и приклепывать кнопки. Это было в три раза скучнее, чем учеба. Я была очень счастлива, когда меня уволили. Потом мама решила возить трикотажные вещи белорусского производства в Россию. Помню, как в первый раз мы поехали в Жуковский, это городок недалеко от Москвы. Ходили по всяким учреждениям, предлагали вещи из трикотажа. Остановились ночевать у какой-то маминой знакомой. Очень запомнилось, как мы сидим с мамой возле большого забора какого-то учреждения, на который повесили свои "фирменные" товары – панталоны, майки и т. д. И тут подъезжает машина и выходит компания молодых ребят лет двадцати, двое парней и девушка. Они пообщались с нами и неожиданно предложили мне сходить на местную дискотеку. И мама меня отпустила! Было весело.

perestroika 3

Несколько раз ездила с огромными баулами (помните эти огромные клетчатые сумки?) в Питер. Благо тогда был прямой поезд Солигорск – Санкт-Петербург. Я ходила по близлежащим школам и учреждениям, предлагала  трикотаж. Я возила тогда и модные трикотажные костюмы, которые шила частная мастерская. В принципе, я довольно неплохо зарабатывала, за поездку могла привезти около ста долларов прибыли, это были сумасшедшие деньги в те времена.

Я даже ездила к сестре в Мурманск (а это двое суток на поезде из Минска!). Она работала в школе и было очень удобно, когда ее знакомые учительницы приходили прямо к ней домой и покупали трикотажные вещи. Заработок был очень неплохой!

Помню случай: зимой иду со своими огромными баулами и вижу, что тропинка, которая ведет по склону вниз, вся покрылась льдом. Горка была довольно высокая. Я уже мысленно была готова прокатиться на своей нижней части, и тут внизу горки появляется незнакомый мужчина: "Девушка, я вас держу", - кричит он и расставляет свои руки. "Не наааадоо!" - кричу я. Потом я падаю на него, и мы оба падаем на снег. Сверху на нас вдобавок падает мой тяжеленный баул. Молча лежим минуту, пытаясь прийти в себя. "Спасибо", - прочувственно говорю я, сползая с него. "Не за что", - отвечает он и, прихрамывая, уходит вдаль.

В общем, мои воспоминания о 90-х довольно хорошие, ведь я была молода и могла таскать тяжелые сумки, несмотря на юную стройность. Теперь я бы эти баулы уже наверняка без последствий для спины не подняла, - улыбается Наталья.

perestroika 7

Петр, 52 года

- В начале 90-х нашим первым бизнесом был видео-салон. Мы были студентами, учились в Минске в Политехническом. Где-то нашли в аренду видик и устраивали в нашей общаге (договорившись с комендантом общежития), в Ленинской комнате (да, такая была: с бюстом Ленина и красными флагами), кинопоказы. Крутили, в основном, зарубежные фильмы, по 5 фильмов подряд: с часов 10 вечера и до посинения. Билет стоил 5 руб., наша стипендия тогда была 40 руб. в месяц. Народу приходило - полный зал. Могло быть человек 60-70 за сеанс. Кинопоказы делали по пятницам и субботам каждую неделю.

Почему перестали заниматься "кинопоказами"? Потому что нашли майонез!

Выяснилась уникальная возможность для бизнеса: оказывается, в Калининграде полностью отсутствовал в продаже обычный майонез. От слова: совсем не купить!

perestroika 8

Тогда мы закупали майонез в стеклянных баночках в Молодечно, договаривались с проводницами и везли коробками большую партию майонеза в Калининград. Там на рынке его и продавали. Здесь баночка стоила 25 рублей, а в Молодечно – 65 копеек. Уровень зарплат тогда был примерно равным, но, на удивление, наш майонез местные жители просто сметали. Каждый раз к обеду у нас раскупали весь товар, а возили мы по 40-50 коробок – это около 1000 баночек. Интересно, что аналогичная проблема у нас в Беларуси тогда была с дешевыми сигаретами (продавали по талонам, были дефицитным товаром). В Калининграде же прибалтийские сигареты оптом можно было купить без проблем. Мы закупали пару больших боксов этих дешевых астр и прим (около 2 тысяч пачек) и уже по возвращении сдавали их оптом в ларьки. Для понимания: инженер на заводе тогда зарабатывал 150-180 рублей, мы как студенты имели стипендию 40 рублей. Ездили мы пару раз в месяц в такие вояжи. Денег в тот период у нас было – как у дурня фантиков.

perestroika 5

Татьяна, 50 лет

- В начале 90-х я еще училась в школе. Хотелось одеваться модно, но тогда практически нельзя было что-то купить. Приходилось "доставать" нужные вещи. Помню, как приходили в какие-то квартиры к спекулянтам (как их тогда называли) и выбирали себе вещи. Иногда можно было купить джинсы за половину маминой зарплаты. Когда я училась в 10-м классе, мама поехала в Турцию и привезла лосины, ярко-зеленые и черные. Я носила их под школьное платье и чувствовала себя суперзвездой. Как-то привезла она мне свитер с орлами спереди - тоже был супермодным.

Потом я ездила с мамой в Польшу на поезде. Тогда многие так делали. Привозили туда разные вещи, иногда и б/у, даже помню, что хорошо шли наборы вилок и ложек. Назад привозили деньги и модные обновки. Познакомились с семьей в Польше и всегда останавливались у них, когда приезжали.

А что про те годы помните вы? Пишите в комментариях.

perestroika 2

Наталия Пручковская для "Электронного Солигорска"
Фото носят иллюстративный характер