Какие есть изменения в использовании кассового оборудования в Беларуси?

Изменения в использовании кассового оборудования коснутся различные организации.

Урегулирован порядок использования кассового оборудования в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров: предусмотрена возможность не обеспечения дифференцированного учета товаров в торговых объектах с торговой площадью 200 квадратных метров, являющихся магазинами беспошлинной торговли.

Дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием международного идентификационного номера товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN), наносимого на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система "Банк данных электронных паспортов товаров".

Нормы вступают в силу с 10.03.2023.

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Солигорскому району сообщает: с 1 июля 2025 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность использовать кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие:

- считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;

- дифференцированный учет данных о реализуемых товарах;

- передачу информации, о коде маркировки или уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в СККО в соответствии с требованиями, определенными Министерством по налогам и сборам и Государственным комитетом по стандартизации к кассовым суммирующим аппаратам.

Требование по использованию кассовых суммирующих аппаратов и программных касс не распространяется на платежных агрегаторов, а также юридические лица и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, подлежащие маркировке:

- в магазинах беспошлинной торговли;

- с использованием специальных компьютерных систем, указанных в абзацах первом – шестом части первой пункта 27 Положения № 924/16;

- без использования кассового оборудования в случаях, установленных частью четвертой пункта 1 и пунктом 35 Положения № 924/16.

В целях обеспечения передачи в систему контроля кассового оборудования информации о реализованных маркированных товаров национальным оператором почтовой связи пункт 27 Положения № 924/16 дополняется нормой:

- СКС, используемая для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи, дополнительно к требованиям, предусмотренным частью второй настоящего пункта, обеспечивает передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части четвертой пункта 1 Положения № 924/16 (юридические лица, осуществляющие прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством, без использования кассового оборудования) при реализации товаров, подлежащих маркировке, установлена обязанность обеспечивать:

- передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".

Пунктом 45 постановления № 841/27 установлена обязанность для продавцов товаров при получении от платежных агрегаторов платежей за реализуемые товары, подлежащие маркировке, обеспечивать передачу информации, содержащейся в коде маркировки или в уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, в систему контроля кассового оборудования посредством открытого интерфейса программирования приложений, предоставленного республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам".

Платежный агрегатор на основании заключаемых договоров с продавцами товаров может обеспечивать передачу указанной информации.

Норма вступает в силу с 1 июля 2025.

Расширен перечень случаев, когда не допускается использование кассовых суммирующих аппаратов.

Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если:

- Кассовый аппарат, используемый в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет данных о реализуемых товарах в порядке, предусмотренном в пункте 10 Положения № 924/16.

Норма вступает в силу с 10 марта 2023 года.

- Кассовый аппарат используется в виде отдельных агрегируемых устройств, соединенных между собой по беспроводным интерфейсам, если такие агрегируемые устройства расположены вне одного торгового объекта, объекта общественного питания, объекта сферы услуг, в котором используется такой кассовый аппарат.

Норма вступает в силу с 1 июля 2025 года.

- Кассовый аппарат, используемый при продаже товаров, подлежащих маркировке, не соответствует требованиям пункта 101 Положения № 924/16.

Норма вступает в силу с 1 июля 2025 года.

Расширен перечень случаев, когда не допускается использование программных касс.

Не допускается использование программной кассы в случаях, если:
- программная касса, используемая в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности и магазинов беспошлинной торговли, не обеспечивает дифференцированный учет данных о реализуемых товарах в порядке, предусмотренном в пункте 10 Положения № 924/16.

Норма вступает в силу с 10 марта 2023 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов в случаях, определенных в настоящей главе, при условии, если этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не зарегистрирован в СККО кассовый суммирующий аппарат или программная касса для приема платежей в случаях, перечисленных в пункте 35 Положения № 924/16.

Норма вступила в силу с 10 декабря 2022 года.

Изменения в использовании кассового и иного оборудования платежными агрегаторами

Платежный агрегатор - поставщик платежной услуги эквайринга платежных операций, осуществляющий деятельность по приему платежей от инициаторов платежей (переводов денежных средств, электронных денег) в адрес третьих лиц, предоставляющий информацию, необходимую для осуществления указанных платежей, и осуществляющий передачу (перечисление) денежных средств (электронных денег) в пользу их получателей (определение в Законе Республики Беларусь от 19.04.2022 № 164-З "О платежных системах и платежных услугах").

Подпункт 2.81 пункта 2 постановления № 924/16 дополняется положениями, позволяющими им использовать уже имеющиеся у них платежные терминалы для приема платежей в адрес третьих лиц, а также самостоятельно определять необходимое количество таких платежных терминалов:

"Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся платежными агрегаторами, принимающими, в том числе платежи в свой адрес при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, при приеме платежей в адрес третьих лиц вправе в объектах оказания платежных услуг использовать карточный платежный терминал, предназначенный для приема платежей в свой адрес, если такой карточный платежный терминал позволяет вести раздельный учет операций приема платежей в свой адрес и в адрес третьих лиц. Количество используемых в объектах оказания платежных услуг карточных платежных терминалов, предназначенных для приема платежей в адрес третьих лиц, юридические лица и индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно".

В Положение № 924/16 введена глава 7 "Особенности приема платежей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности в качестве платежных агрегаторов" в соответствии с которой:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, (за исключением Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и организаторов азартных игр), являющиеся платежными агрегаторами, обеспечивают раздельный учет (регистрацию) операций по приему платежей в свой адрес и платежей в адрес третьих лиц;

- организаторы азартных игр при оказании платежных услуг по приему платежей в адрес третьих лиц используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов или программные кассы;

- раздельный учет (регистрация) операций обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием отдельной секции, если кассовое оборудование предусматривает такую возможность, либо с использованием отдельного кассового оборудования для учета операций по приему платежей в адрес третьих лиц.

В целях формирования условий, способствующих развитию интернет-торговли в Республике Беларусь пунктом 44 Положения № 924/16 предусмотрена норма в соответствии с которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые одновременно являются платежным агрегатором и владельцем сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которого обеспечивается установление контактов и совершение сделок между продавцами, осуществляющими продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), и покупателями (потребителями) указанных товаров (работ, услуг), а также прием платежей за указанные товары (работы, услуги) только в безналичной форме, в том числе с использованием карточного платежного терминала, вправе осуществлять прием таких платежей без использования кассового оборудования.

Нормы вступают в силу с 10 марта 2023 года.

Отдел новостей "Электронного Солигорска" по информации инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Солигорскому району