Ждать приемлемых цен БКК больше не может

 Интервью с директором по продажам БКК Олегом Петровым

Весь 2009 год поставщики и покупатели калийных удобрений безуспешно ждали ответа на главный вопрос — когда Китай снова начнет закупать продукцию, ведь этот рынок традиционно служил ориентиром для остальных. Как рассказал корреспонденту РБК daily ДАНИИЛУ ШАБАШОВУ директор по продажам Белорусской калийной компании (БКК, экспортный трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия») Олег Петров, предпосылки для новых закупок Поднебесной появились только недавно и, возможно, первый контракт будет подписан до конца года. Но если производители других сырьевых товаров видят в Китае спасение для своих рынков, то на рынке калийных удобрений его роль снижается, и уже в 2011 году он может перестать быть законодателем мод.

— Какой объем мирового рынка хлористого калия ожидается по итогам 2009 года? Насколько он может восстановиться в следующем году?

— Ожидается, что рынок составит около 25 млн т по сравнению с 55—57 млн т в 2007 году. По оптимистичным прогнозам, в 2010 году рынок может вырасти до 50 млн т, по консервативным — до 40—45 млн т, то есть в среднем в 1,8 раза.

— Ожидать ли в следующем году заключения долгожданного контракта с Китаем?


— Мы надеемся, что такая возможность появится уже до конца этого года. В этом году Китай не купил у БКК ни одной тонны хлористого калия. Серьезные подвижки в переговорах появились только около двух месяцев назад. До этого реальной заинтересованности со стороны Китая не было. У Китая просто не было необходимости в новых закупках: на конец 2008 года у них было около 5 млн т запасов и растущее собственное производство в объеме 4,5 млн т. Кроме того, местные производители калия действительно держат цену на определенном уровне, не учитывать который мы не можем.

— Какой уровень цен задают местные игроки?

— По экспертным оценкам, внутренние цены на хлоркалий в Китае находятся на уровне 350—360 долл. за тонну.

— Что изменилось сейчас?

— Китайские запасы сократились до уровня 3 млн т. Кроме того, местные производители не выпускают розовый хлоркалий, который продает БКК, а он серьезно востребован на китайском рынке. При этом в Китае сезонное производство калия, которое сейчас не работает, а новых поставок может не быть до февраля-марта 2009 года.

Сейчас цены на калий на многих спотовых рынках снизились уже до 400 долл. за тонну. Но мы ожидаем, что заключение контракта БКК с Китаем на следующий год могло бы стать катализатором спроса на других рынках и создать предпосылки для дальнейшего роста цен.

— То есть, несмотря на отсутствие контрактов, Китай остается для всех ориентиром?

— Пока да, но это положение меняется. Сейчас весь мир смотрит на Китай, вплоть до фермеров в далекой Бразилии. Считается, что Китай является ценовым ориентиром для всего рынка, и пока немногие осознают, что этот рынок изменился. Его потенциальная емкость около 10 млн т хлоркалия. Но в 2009 году он потребит лишь около 5,5 млн т, которые полностью закроются местным производством и существующими запасами. И мы считаем, что важность китайского рынка будет снижаться. С ростом внутреннего производства в Китае неправильно будет считать его прайсмейкером мирового рынка. Возможно, уже в 2011 году мы отойдем от долгосрочных контрактов с Китаем в пользу спотового рынка.

— Может ли появиться замена китайскому рынку?

— В среднесрочной перспективе его роль может полностью перейти Индии. У них нет собственного производства калия. При этом рынок уже второй год составляет 5 млн т с потенциалом роста до 7—8 млн т. Там хорошая потребительская база, более 1 млрд человек населения, высокий уровень недовнесения калия. Сам рынок живет по годовым контрактам, заключаемым госкомпанией. У них не было снижения потребления в кризис, так как закупки дотируются и для фермеров цена оставалась низкой. Кроме того, Индия закупает удобрения для выращивания сельхозпродукции на собственные нужды, тогда как, к примеру, бразильское сельское хозяйство ориентировано на экспорт и сильно зависит от колебаний цен на внешних рынках.

— Какова доля Индии в поставках БКК?

— В этом году около 30%, причем традиционно на этом рынке мы занимаем 33—35%.

— Сколько составляла доля Китая в поставках?

— В пик спроса порядка 30—40% отгрузок БКК приходилось на Китай. Но уже тогда мы были озабочены тем, что ежегодные переговоры шли месяцами, и думали над тем, чтобы диверсифицировать рынок. Думаю, что в будущем доля Китая может составить 15—20%.

— Будут ли расти цены на хлористый калий?

— Сейчас все очень пристально следят за ценовым вопросом. Толчком к росту цен при благоприятной конъюнктуре всегда бывает нехватка предложения. Сейчас ее нет, но производители работают с 50-процентной загрузкой, так как не могут работать на склад постоянно. С восстановлением спроса можно будет ожидать и роста цен.

— Какой объем продаж прогнозируется у БКК в 2009—2010 годах? За счет каких направлений он может вырасти?

— Порядка 4,9 млн т хлоркалия в 2009 году. Из них около 40% по долгосрочным контрактам. В 2010 году мы можем увеличить поставки на 50%. Во-первых, мы надеемся, что будет заключен контракт с Китаем. Во-вторых, вырастут отгрузки в Юго-Восточную Азию. Также отмечается рост спроса в Европе, где весь этот год был крайне сложным. Могут вырасти поставки в США — со 190 тыс. т в 2009 году до 500—600 тыс. т в следующем. Весной Индии нужно будет заключать новые годовые контракты, а летом начнется сезон в Бразилии.

Олег Петров родился в 1963 году, окончил Московский военный институт и Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. С 1995 по 2001 год занимал руководящие должности в представительстве Philips Consumer Electronics. С 2001 по 2002 год работал в компании Bermont, а с 2005 года является первым заместителем генерального директора — директором по продажам БКК.

{mos_fb_discuss:2}