Прогресс нас уже догнал и перегнал. И в этой гонке человеческий досуг стал настолько разнообразен, что с трудом верится, что могло быть по-другому. А вот были времена, вспоминают солигорчане, когда единственным доступным развлечением был просмотр кино в клубе. Но чтобы сеанс начался, кто-то должен был включить проектор. И этим человеком был киномеханик.
Мы пообщались с солигорчанкой, дочкой киномеханика далёких советских лет, которая поделились воспоминаниями о самой уважаемой профессии на селе, а также о популярном кино того времени.
Киномеханик – забытая профессия
Сегодня киномеханик – забытая профессия. А в далёкие 50-е годы именно от киномеханика зависело, увидят ли зрители очередной новый фильм, окунутся ли в другой, интересный мир. Телевизоров же в домах ещё не было.
Фёдор Дмитриевич Михед, 1930 года рождения, всю жизнь прожил в д. Тульговичи Хойникского района Гомельской области. После трагедии на Чернобыле семье, как переселенцам, выделили жильё в Солигорске – здесь после распределения уже проживала старшая дочь Люба со своей семьёй. Но в Солигорск Фёдор Дмитриевич так и не успел перебраться - за три дня до переезда его не стало. Последствия аварии пошатнули здоровье крепкого мужчины.
Как пришел в профессию
После армии Фёдор Дмитриевич окончил курсы киномеханика в Мозыре и сразу стал работать по профессии в районе. Несколько лет параллельно с основной работой киномеханика работал в колхозе инженером, старшим егерем в заказнике.
"Папа – киномеханик" звучало очень гордо
У Фёдора Дмитриевича было три дочери. Все три сестры единодушны в том, что папина профессия внесла свой колорит в обыденную жизнь. Как вспоминает старшая дочь, солигорчанка Любовь Фёдоровна, "Папа – киномеханик" - это звучало очень гордо. Доходило до смешного: "Одноклассник-пятиклассник хотел на мне жениться, чтобы бесплатно ходить в кино".
Времена кинопередвижек
- В сельской местности в 50-х годах звуковое кино показывали кинопередвижки. Это такая передвижная установка, которую и обслуживал папа. У нас в Хойникском районе каждый колхоз выделял транспорт для доставки киноустановки к зрителям в определённый населённый пункт. В районе было несколько кинопередвижек, и каждая обслуживала свой участок из нескольких деревень. Поначалу папе приходилось объезжать несколько населённых пунктов: ночевать и питаться там, где ставилось кино.
Люди с уважением принимали и кормили. Папа сам продавал билеты на сеансы, заранее местным мальчишкам говорил, чтобы оповестили сельчан. Дома не бывал по неделе, чем очень огорчал молодую жену.
Фильмы "крутили" в здании бывшей церкви
Кинопередвижки были в ходу до 60-х годов. Потом, когда в большинстве населенных пунктов появились электросети, необходимость в кинопередвижках отпала, стало появляться стационарное кино.
- Когда появилось стационарное кино, для папы началась другая жизнь – своя постель, домашняя еда, семья рядом. Кино он показывал уже в одном месте - в сельском клубе родной деревни Тульговичи. Но времена скитальческой жизни он не забывал – всегда был готов "приютить" у нас дома любых заезжих в деревню.
В нашей деревне проживало больше тысячи человек, это около 500 дворов. Каждый день, кроме понедельника, людям демонстрировались фильмы. И "крутили их" в здании бывшей церкви, в клубе. Помню, что наша бабушка в клуб никогда не ходила, считала богохульством.
Начинались фильмы поздно: летом в 22:00 (чтобы люди успевали прийти с работы, справиться с домашним хозяйством), зимой - на час раньше. Детские фильмы всегда начинались в 17 часов, их показывали два раза в неделю.
Перед кинопоказом обязательно демонстрировались документальные фильмы, например, о достижениях СССР.
Взрослый билет стоил 20 копеек, детский - 5. Если сравнивать, на то время 16 копеек стоил килограмм карамели, а булка хлеба - 14.
Сначала папа продавал билеты сам, потом ему помогал помощник. Позже кассиром вместе с папой стала работать наша мама. Каждый день родители приходили очень поздно. После каждого сеанса нужно было почистить кинобудку, склеить ленты, чтобы утром переслать с машиной ящик с киноплёнкой дальше. И это всё - после продолжительного дня физической деревенской работы с подъёмом в 5 утра.
"Папа был местным волшебником"
- Наши сельчане с удовольствием посещали все сеансы, поход в кино был настоящим праздником, а папа - уважаемым человеком, местным волшебником. Ему завидовали и взрослые, и дети: интересная работа - постоянно смотреть новые фильмы, да ещё и бесплатно.
Но не такой уж и лёгкой была работа. Мы как дочери знали другую сторону профессии. Он отвечал за качество показа, налаживал, регулировал, ремонтировал аппаратуру. Киноплёнка приходила частями в ящиках. И папе постоянно приходилось перезаряжать её при начале новой части фильма. Проходила одна часть, нужно было запускать другой аппарат с новой бобиной, старую за это время необходимо было перемотать обратно, зарядить следующую. И так на протяжении всего фильма. Времени просто посидеть не было. А если ещё и ломалась киноустановка, то совсем напряжёнка.
"Приходилось в юбке залезать на столб и прочно крепить афишу"
- Афиши к новым киносеансам папа писал сам или просил нас. Писали мы их гуашью или тушью. Они часто портились под дождём. А крепили мы их кнопками на столбах, это отдельные воспоминания и не самые приятные - девочке в юбке залезть на столб и прочно прикрепить афишу той самой железной кнопкой.
Папа учил нас заряжать кинопроектор. Последовательность действий мы с сёстрами помним до сих пор. Часто киноплёнка рвалась. Необходимо было отрезать эти края на спецстанке, затем склеить плёнку, подбирая кадры, чтобы переход стал незаметным. Помним и сейчас запах той плёнки. А, воодушевлённый всем этим кинопроцессом, племянник папы позднее тоже стал киномехаником.
Однажды у нас украли ящик с кинокатушками
- В определённые дни фильмы привозила машина из райцентра. О самых посещаемых фильмах нам сообщали заранее по телефону, который был на почте, в сельсовете и в колхозной конторе. Привоз киноленты нужно было обязательно сторожить, на эту роль часто назначались мы, дочки киномеханика. Конечно, в основном все люди были честные. Никаких казусов не происходило. Вспоминается лишь один единственный случай: у папы всё же украли ящик с катушками. Как потом выяснилось, это были наши деревенские, они попросту хотели "насолить" папе, чтобы его сняли с должности, а поставили их друга. Но всё обошлось. Папа был передовиком, всегда приносил хорошую выручку районной кинофикации, потому штраф пришлось заплатить не очень большой. Потом, весной, когда был паводок, эти плёнки нашли в кустах в воде.
Индийское кино было хитом
- Помню, что особой популярностью пользовались индийские фильмы. Чаще всего их показывали по две серии, с переводом. Любили эти фильмы из-за музыки, танцев, нарядов и сюжета. В такие дни в нашем клубе было битком - в зрительном зале не хватало мест, и люди стояли в проходах. Помню, что в те времена большой ажиотаж вызвали фильмы "Полосатый рейс" (1961 г. в.), "Неуловимые мстители" (1967 г. в.), "Свадьба в Малиновке" (1967 г. в.), "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975 г. в.), "Возвращение Будулая" (1985 г. в.). А ещё все очень любили перед основным фильмом короткометражки типа юмористического киножурнала "Фитиль".
На массовых сеансах особо тяжело работалось кассиру, нашей маме. Приходилось стоять "в дверях", искать сдачу. Люди часто опаздывали, сеанс уже шёл, было темно, а нужно было уследить за всем. Молодежь норовила проскользнуть без оплаты. Кто-то в темноте давал старые копейки. На такие кассовые фильмы из райцентра часто приезжали проверяющие.
"Ушла целая эпоха"
Сейчас деревня Тульговичи - это чернобыльская зона: там всё поросло травой, дома обветшали. И сельский клуб, место работы родителей, сейчас не узнать. Да и с распространением телевизоров профессия киномеханика потеряла былую популярность. Однако те времена были особенными для людей. В кинозале сидели совершенно разные люди: и доярки, и конюхи, и фельдшеры, и кузнецы, - и наслаждались просмотром киноленты.
- Ушла целая эпоха. Но мы с сестрами рады, что наш папа был причастен к ней. Его работа требовала большого профессионализма, и он, механик высшей категории, справлялся с ней отлично.