В этом году универмаг "Солигорск" отметил свой 40-летний юбилей, и среди его сотрудников нашлись те, кто работает в магазине с самого открытия. Как, например, Анна Балакир, заведующая секцией "Парфюмерия". Поговорили с ней о начале карьеры, о трудностях работы в 90-е годы и о том, каким универмаг стал сейчас.
- Анна Ивановна, вы с универмагом уже 40 лет. Расскажите о начале своей карьеры.
- Я пришла работать в магазин в 1985 году, после окончания Минского торгового колледжа. Начинала продавцом отдела мужской и женской обуви, тогда они были объединены. Затем прошла через секции ткани, женской одежды, мебели. И в итоге мне предложили должность заведующей отделом "Парфюмерия", где я работаю уже 22 года.
На протяжении всех этих лет Анна Ивановна наблюдала за развитием универмага "Солигорск". Она помнит времена, когда люди стояли в очередях за коврами и другими товарами.
- В 90-е, конечно, было тяжело. Мы и представить не могли, что когда-то у каждого будет мобильник и возможность мгновенно связываться с людьми по всему миру. У нас тогда был один стационарный телефон на весь комплекс! За это время мы через многое прошли: выдавали карточки на входе и выходе из магазина, карточки на одежду, на колготки детям, считали выручку вручную, поскольку счётчики банкнот ещё не появились.
Помню, как в 1993 г., чтобы приобрести для универмага микроавтобус "Раф", мы вместе со швейной фабрикой "Купалинка" организовали фуру трикотажа в Прибалтику. На месте нам выделили огромное помещение, в котором мы, 5 человек, неделю торговали привезённым товаром. И вот за эти заработанные деньги нам выдали микроавтобус, и счастью нашему не было предела. Сейчас даже не верится, что такое могло быть.
- Что пользовалось спросом у покупателей тогда?
- Несмотря на сложности, универмаг оставался популярным местом благодаря широкому ассортименту товаров. В те годы хорошо продавались шторы, ткани и одежда, пользовались спросом холодильники. Импортные товары только-только поступали на рынок, и многие покупатели стремились приобрести шубы и парфюмерию. Активно расходилась французская туалетная вода "Чёрная магия", "Опиум", "Клима".
- Чем современный универмаг отличается от других магазинов?
- Сейчас универмаг "Солигорск" стал одним из многих торговых мест на рынке, но свою уникальность не потерял. Многие приезжие удивляются, что в магазине до сих пор чувствуется атмосфера советских времён, здесь всегда человеческое отношение к покупателям.
- Расскажите про то, как пришли в отдел "Парфюмерия".
- Когда я только пришла туда, мне было немного страшновато. После работы в "Мебели", где я получала товар, думала, что не смогу перейти на такую мелочёвку, как помады и туши. Но постепенно изучила одну фирму, другую, третью, и вот уже знаю весь товар наизусть. За столько времени работы прикипела душой и к магазину, и к людям. И уже с одного полувопроса знаю, кому и что предложить, кому подороже, а кому подешевле.
- Кто ваши основные покупатели сейчас?
- Это в основном люди в возрасте выше среднего, хотя иногда заходит и молодёжь. Спрашивают шампуни, гели для душа, помады, духи и туалетную воду. Вот опять в фаворе туалетная вода "Новая заря".
- Чем теперешние покупатели отличается от покупателей того времени?
- Современные стали более требовательными: у них есть выбор и они не берут все подряд.
- Какие обязанности у вас на работе?
- Я организовываю работу своего отдела: составляю графики для продавцов, веду табели учета рабочего времени и делаю заявки на товары. Сама также стою за прилавком, потому что сидеть в кабинете - это не про меня.
- Что вы можете сказать об универмаге сейчас?
- У нас сменилось руководство, и как-то завеяло новыми перестановками. Магазин помолодел, стал современнее. Считаю, что универмаг - центральное предприятие нашего города, и очень горжусь тем, что здесь работаю. Я уже 5 лет как на пенсии, но уходить на отдых не планирую.
А вы помните, каким универмаг "Солигорск" был раньше?
Катерина Черничная для "Электронного Солигорска"
Ретрофото из архива универмага "Солигорск"