Хор из деревни Ананчицы Солигорского района прославился еще тридцать лет назад. Белорусским певуньям рукоплескали Москва и Краков, Вильнюс и Люблин.
А на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» когда-то вышла пластинка с аутентичными песнями в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля деревни Ананчицы.
— Самую карысную параду я атрымала ад дацэнта кансерваторыі. Яна сказала: «Рабіце стаўку на фальклор і будзеце заўседы запатрабаваныя», - беседует руководитель коллектива Ольга Страленя с корреспондентом "Салiдарнасцi".
Ольга Страленя стала продюсером ананчицкого хора.
По вечерам Ольга собирала деревенских женщин, и они записывали песни, которые пели их мамы и бабушки.
— У нашым рэпертуары амаль трыста песень, — с гордостью говорит собеседница. — Радзільныя, вясельныя, лесавыя, калядныя…. А колькі студэнтаў дыпломы абаранілі на іх!
Ольга с азартом взялась за раскрутку хора. Сначала организовывала выступления в соседних деревнях, потом повезла своих певиц в Минск.
В 1981-м коллектив пригласили на фестиваль в Москву. Ананчицкий ансамбль представлял Беларусь.
Ольга со смехом рассказывает, как ее подопечных поселили на седьмом этаже в гостинице «Останкино», и на репетиции она каждую артистку за руку приводила из номера — чтобы не заблудились.
У белорусок мгновенно объявились поклонники из Армении. Проходу не давали нашим женщинам. Не скупились армяне на дары. Приносили лепешки, гранаты.
— Праўда, спявачкі іх есці баяліся, — похохатывает Ольга. — Маўлялі, чорт яго ведае, што за яны. Можа, з’ядзім і потым на сценку палезем – так захочацца мужыка!
За две недели в столице ананчицкие певуньи успели на радио записаться, выступить в филармонии и консерватории. Но больше всего впечатлились тем, что увидели в мавзолее Ленина.
Самое звездное время коллектива, по мнению Ольги Страленя, с начала 90-х до 2000 года. Приглашения на международные фестивали сыпались как из рога изобилия. Даже в Канаду звали. Вот только у районного отдела культуры денег на поездку не нашлось.
Впрочем, ананчицкие звезды об этом не жалеют.
— Паехала я нядаўна ў бальніцу, ўзялі мой пашпарт. Пазіраюць на мяне са здзіўленнем. Кажуць, гэтая баба ўвесь Саюз аб’ехала! Там жа пячаці ў нас стаяць у пашпарце. Два разы ў Вільнюсе была, яшчэ ў Кракаве і Ленінградзе – можна паміраць ужо! — смеется Роза Яковлевна.
Продюсеру деревенского хора Ольге Страленя довелось проявлять настоящие чудеса дипломатии. Мужья певиц неохотно отпускали своих жен на репетиции.
— Мужык нашай Мітрафанаўны так мне і казаў: «Ты куды маю жонку завеш? На рэпетыцыю? Тады сама кладзіся да мяне ў ложак, а яна хай сабе ідзе спяваць!», — делится Ольга. — А без Мітрафанаўны нельга было абыйсціся! Яна так умее залу трымаць… Брывом павядзе ці рукой махне — і ўсе гледачы толькі на яе і глядзяць. А пасля канцэртаў яе шчодра адорвалі .
Артистичная Митрофановна завоевала симпатию зрителей
Перед гастролями Ольга проводила для своих артисток мастер-классы по правилам поведения в городском обществе. Наказывала чистить ногти, учила пользоваться ножом и вилкой, чтобы не опозориться на приемах.
И надо сказать, что певицы в грязь лицом не ударили. Митрофановна вспоминает, как на приеме в Вильнюсе один дед все подливал ей коньяк.
— Вы мо гэта робіце, каб я мужыка свайго забыла? — не выдержала острая на язык бабуля. — «Не-не, кажа. Я хачу, каб вы сагрэліся». Мабыць, улюбіўся. От ансамбля из нескольких десятков человек сегодня остались пятеро артисток. Самой пожилой, Розе Яковлевне, — 82. Самой молодой, бабе Анюте, – 73.
— Сын звоніць: «Мама, ты целявізар глядзіш? Там бабулек з Удмурціі паказваюць». — Роза Яковлевна первой увидела бурановских бабушек. — Спадабаліся, бо яны такія, як і мы. Хоць мне здаецца, мы мудрэй за іх выступалі. (Смеется).
Роза Яковлевна
Баба Анюта
Про представителя Беларуси на «Евровидении» артистки из Ананчиц слыхом не слыхивали:
— Маё дзіця, як будзе табе 78 год, пабачым, ці ўзнаеш ты каго.
За кого будут болеть на конкурсе, старушки не признаются. После долгих уговоров выдают свой рецепт успеха на сцене:
— Калі былі маладыя — станем на сцэну ды й калоцімся, а як пастарэлі — дык ужо нічога не страшна.
На прощание бабушки затягивают ядрёную песню «Уху ели». Это вам не бурановская «Party for everybody»!
Источник: Салiдарнасць