Ананчицкие бабушки могли бы составить конкуренцию бурановским на "Евровидении"

Артистки из белорусской глубинки легко бы дали фору на «Евровидении» своим ровесницам из Удмуртии.

Хор из деревни Ананчицы Солигорского района прославился еще тридцать лет назад. Белорусским певуньям рукоплескали Москва и Краков, Вильнюс и Люблин.
А на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» когда-то вышла пластинка с аутентичными песнями в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля деревни Ананчицы. 
Самую карысную параду я атрымала ад дацэнта кансерваторыі. Яна сказала: «Рабіце стаўку на фальклор і будзеце заўседы запатрабаваныя», - беседует руководитель коллектива Ольга Страленя с корреспондентом "Салiдарнасцi".



Ольга Страленя стала продюсером ананчицкого хора.
По вечерам Ольга собирала деревенских женщин, и они записывали песни, которые пели их мамы и бабушки. 
У нашым рэпертуары амаль трыста песень, — с гордостью говорит собеседница. — Радзільныя, вясельныя, лесавыя, калядныя…. А колькі студэнтаў дыпломы абаранілі на іх!
Ольга с азартом взялась за раскрутку хора. Сначала организовывала выступления в соседних деревнях, потом повезла своих певиц в Минск. 
В 1981-м коллектив пригласили на фестиваль в Москву. Ананчицкий ансамбль представлял Беларусь. 
Ольга со смехом рассказывает, как ее подопечных поселили на седьмом этаже в гостинице «Останкино», и на репетиции она каждую артистку за руку приводила из номера — чтобы не заблудились. 
У белорусок мгновенно объявились поклонники из Армении. Проходу не давали нашим женщинам. Не скупились армяне на дары. Приносили лепешки, гранаты. 
— Праўда, спявачкі іх есці баяліся, — похохатывает Ольга. — Маўлялі, чорт яго ведае, што за яны. Можа, з’ядзім і потым на сценку палезем – так захочацца мужыка!
За две недели в столице ананчицкие певуньи успели на радио записаться, выступить в филармонии и консерватории. Но больше всего впечатлились тем, что увидели в мавзолее Ленина. 
Самое звездное время коллектива, по мнению Ольги Страленя, с начала 90-х до 2000 года. Приглашения на международные фестивали сыпались как из рога изобилия. Даже в Канаду звали. Вот только у районного отдела культуры денег на поездку не нашлось. 
Впрочем, ананчицкие звезды об этом не жалеют. 
Паехала я нядаўна ў бальніцу, ўзялі мой пашпарт. Пазіраюць на мяне са здзіўленнем. Кажуць, гэтая баба ўвесь Саюз аб’ехала! Там жа пячаці ў нас стаяць у пашпарце. Два разы ў Вільнюсе была, яшчэ ў Кракаве і Ленінградзе – можна паміраць ужо! — смеется Роза Яковлевна. 
Продюсеру деревенского хора Ольге Страленя довелось проявлять настоящие чудеса дипломатии. Мужья певиц неохотно отпускали своих жен на репетиции. 
— Мужык нашай Мітрафанаўны так мне і казаў: «Ты куды маю жонку завеш? На рэпетыцыю? Тады сама кладзіся да мяне ў ложак, а яна хай сабе ідзе спяваць!», — делится Ольга. — А без Мітрафанаўны нельга было абыйсціся! Яна так умее залу трымаць… Брывом павядзе ці рукой махне — і ўсе гледачы толькі на яе і глядзяць. А пасля канцэртаў яе шчодра адорвалі .


Артистичная Митрофановна завоевала симпатию зрителей
Перед гастролями Ольга проводила для своих артисток мастер-классы по правилам поведения в городском обществе. Наказывала чистить ногти, учила пользоваться ножом и вилкой, чтобы не опозориться на приемах. 
И надо сказать, что певицы в грязь лицом не ударили. Митрофановна вспоминает, как на приеме в Вильнюсе один дед все подливал ей коньяк. 
Вы мо гэта робіце, каб я мужыка свайго забыла? — не выдержала острая на язык бабуля. — «Не-не, кажа. Я хачу, каб вы сагрэліся». Мабыць, улюбіўся. От ансамбля из нескольких десятков человек сегодня остались пятеро артисток. Самой пожилой, Розе Яковлевне, — 82. Самой молодой, бабе Анюте, – 73. 


Сын звоніць: «Мама, ты целявізар глядзіш? Там бабулек з Удмурціі паказваюць». — Роза Яковлевна первой увидела бурановских бабушек. — Спадабаліся, бо яны такія, як і мы. Хоць мне здаецца, мы мудрэй за іх выступалі. (Смеется). 


Роза Яковлевна



Баба Анюта

Про представителя Беларуси на «Евровидении» артистки из Ананчиц слыхом не слыхивали: 
— Маё дзіця, як будзе табе 78 год, пабачым, ці ўзнаеш ты каго.
За кого будут болеть на конкурсе, старушки не признаются. После долгих уговоров выдают свой рецепт успеха на сцене: 
— Калі былі маладыя — станем на сцэну ды й калоцімся, а як пастарэлі — дык ужо нічога не страшна. 



На прощание бабушки затягивают ядрёную песню «Уху ели». Это вам не бурановская «Party for everybody»! 
Источник: Салiдарнасць