Недавно мы писали, что на должность настоятеля кафедрального собора Солигорска назначен протоиерей Алексий Шауро. Предыдущие должность и место его службы – настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Новолукомле. Мы познакомились с батюшкой и поговорили с ним о его духовном пути и служении, о переезде в Солигорск и предстоящих планах, о воспитании шестерых детей и молодёжи в целом.
- Отец Алексий, расскажите, где Вы родились и выросли?
- Родился я в деревне Парафьяново Докшицкого района Витебской области в 1978 году. Моя мама была медработником, а отец начинал с простых рабочих, в конце уже был предпринимателем. Он занимал и должность председателя сельпо, но, несмотря ни на что, был коммунистом, парторгом, я бы даже сказал честным коммунистом "старой закалки".
Мы выросли в неверующей среде, хотя бабушка со стороны отца была глубоко верующим человеком. Она принимала и приезжающее священство, и помогала в самом храме.
С самого детства я посещал храм, который построил наш родственник - протоиерей Евстафий. Его убили, когда он вносил последние деньги за колокола. Строительство храма было уже полностью завершено, оставалось только рассчитаться по векселю за колокола. Но соседи узнали, что он везёт большую сумму денег и убили его. После тело нашли и похоронили возле храма. В этот храм я и начал ходить, познакомился там с разными священниками. С самого раннего детства пономарил, читал, пел, помогал при храме, это было моё желание.
- А в каком возрасте пришло желание быть священником?
- Лет с 12 пришло сознательное желание стать священнослужителем. После школы, в 1995 году, я поступил в Жировичскую духовную семинарию, там остался кандидатом, потому что был очень высокий конкурс. Получил некий надрыв в духовной жизни, не было поддержки и на некоторое время оставил храм.
- Что помогло справиться с этим духовным кризисом?
- Знакомство с будущей женой. Мы познакомились с ней в том же храме, она приезжала к бабушке из Ленинграда. Она тоже из верующей семьи - её бабушка пела, регентовала [прим. редакции — управляла хором]. В подростковом возрасте у неё также появились мысли поступать в семинарию. На какое-то время мы с ней расстались, но потом снова встретились, на духовной почве снова всё и завязалось.
Мы вместе брали рекомендации для поступления в духовные учебные заведения: она - в Минское училище, а я - снова в Жировицы. Но так сложилось, что владыка Феодосий оставил меня при себе в качестве водителя, и одновременно завхоза, иподьякона. Три года при владыке мы там и провели, когда поженились.
Позже было благословение от митрополита Филарета, чтобы я поступал в Витебское духовное училище. Здесь уже началось моё рукоположение в дьякона, дальше - в священника. Всё это буквально в течение полугода, как я пришёл в Витебскую епархию. Дальше, когда я стал священником, меня поставили ризничим собора. Потрудившись около года, владыка заметил меня и предложил стать благочинным Чашникского района - настоятелем храма в городе Чашники. Там тоже удалось потрудиться год, привёл всё в порядок. Мы создали два хора, один из которых - профессиональный, возродили воскресную школу и отремонтировали храм, освятили престол. После освящения владыка направил меня в город Новолукомль, где тоже необходимо было развивать духовную жизнь. В этом городе в трудах я провёл двадцать лет.
- Что можете рассказать об этом продолжительном служении, чем запомнился этот город, приход?
- Это молодой, активный город, где живут грамотные и образованные люди. В 2004-2005 годах получилось у нас в районе создать первый ресурсный центр, паломнический отдел. Сестричество у нас очень плотно работало с больницей, потому что, как ни странно, хоть это и не районный центр, но там находится районная больница. Благодаря этому начал укрепляться приход.
В 2009 году там сгорел храм. Пришлось три года побыть в палатке, прежде чем созрела мысль, что всё-таки нужно строить. Построили мы храм очень быстро - за восемь месяцев. Побольше уже, потому что в тот маленький прихожане не вмещались. В новом храме были организованы воскресные школы для детей и взрослых. Во взрослой воскресной школе проводили евангельские чтения со свободным посещением. Детская воскресная школа была рассчитана на 4-5 классов. Также при одном из детских садов была организована группа по методике Монтессори. Ну и начали строить ещё один храм, побольше, потому что в этом стало тоже тесно.
- Как произошёл перевод в наш город?
- Сначала мне предложили перейти в город Клецк, так как там освобождалось место настоятеля. Я согласился - это мне по силам. Прошло время и оказалось, что перевод будет не в Клецк, а в Солигорск, но обратной дороги уже не было. Я не ожидал этого, конечно. Даже представить себе не мог, что окажусь в Солигорске. Будем трудиться здесь.
- Какую главную цель служения здесь Вы видите?
- Организовать жизнь прихода так, чтобы он стал дышать одним целым. Церковь - это единый организм. Здесь всё важно, здесь нет исключений и мелочей, даже в самом убранстве храма и в поддержке порядка как в физической форме, так и в духовной. Как в доме, где живет человек, так и в храме отражается состояние прихода. Необходимы сплочённость, мир, братолюбие, с которыми мы должны встречать каждого входящего. Постараемся возрождать работу с воскресными школами, евангельские чтения, беседы и прочее.
- Вы отец шестерых детей. Как с матушкой воспитываете деток?
- Старались с детства уделять внимание воспитанию детей, приводя их в храм, но не насильно, а находя контакт с каждым ребёнком с учётом его возраста. Важно помнить себя в их возрасте и поддерживать их выбор.
Старший сын сейчас священнослужитель при соборе в городе Слуцке, второй сын служит дьяконом в Свято-Троицком Марковом монастыре города Витебска, третий сын учится в Жировичской семинарии, младший сын закончил девять классов. Ещё у нас две девочки: одна учится на музыкальном отделении педагогического колледжа имени П.М. Машерова города Полоцка, вторая планирует поступать на медицину.
Дети священника проходят особый путь, им нужно объяснить, что их жизнь будет немного отличаться от светской. Но в целом, по моему пониманию, светская и церковная жизнь не должны противопоставляться, они должны гармонично сочетаться. Светская жизнь, возведенная в абсолют, не может быть единственно правильным образом жизни. Есть и другие пути. Например, мусульмане открыто живут по своим традициям и не считают зазорным следовать своим убеждениям. Почему же мы, православные, должны стыдиться своего образа жизни? Конечно, нельзя полностью отгораживать детей от современного мира, они всё равно будут общаться в соцсетях и пользоваться гаджетами. Но важно вовремя направлять их, объяснять, что любой поступок имеет последствия. Нельзя полностью запрещать, но и давать полную свободу тоже нельзя. Нужен баланс. Воспитание детей требует большого внимания и терпения. Важно не упустить момент, когда ребёнок готов слушать и принимать советы. Нужно находить контакт, быть другом, чтобы потом, когда дети вырастут, они могли советоваться с родителями, доверять им. Ребёнок должен понимать, что у любого поступка есть последствия. А потом и цена. В воспитание нужно вкладывать очень много. И важно, как вовремя.
- Что бы Вы пожелали нашим читателям?
- Наверное, в первую очередь найти себя. Найти себя с тем, чтобы определиться в жизни с вектором, куда ты идёшь, почему ты идёшь? Найти себя с тем, чтобы видеть, с кем ты контактируешь. Найти себя с тем, чтобы определиться, ты исполняешь волю свою или всё-таки ты ищешь волю Того, Кто намного выше этого мира. Вот этот поиск самого себя, он не должен ограничиваться рамками желаний, которые возникают у каждого человека. А поиск себя должен расширяться безмерностью любви, которая стоит в основе церкви и в основе жизни самого человека. Человек бывает счастлив только когда умеет любить. Это единственный критерий счастья. Не важно богат ты или беден, не важно, в каком ты общественном положении, не важно даже состояние здоровья. Но когда ты любишь, когда ты умеешь любить, тогда ты счастлив!