"Бывает, что с мужем не видимся неделю". Солигорские жёны шахтёров рассказали о наболевшем

Каково это – быть женой шахтёра? Ждать со смены, переживать за тяжёлые условия труда? Солигорчанки рассказали о наболевшем.

Анастасия: большинство вопросов и проблем приходится решать самой

- Муж работает под землёй 18 лет: 3 года был электриком, теперь в забойной группе. Главный минус - это график работы: 5 дней он ходит по ночам, потом днем спит, 5 смен вечерами, 5 смен с утра или в день. Выходные не попадают на общие выходные, а могут быть и в будние дни, поэтому очень тяжело планировать что-то совместное.

Ещё один минус - невозможность связаться по телефону, в то время как муж на смене под землей. Даже если что-то очень срочное. Приходится большинство вопросов и проблем решать самой.

Естественно из-за разных смен нет полного восстановления сил, поэтому страдает нервная система, с возрастом ухудшается сон. Когда ты молод, не замечаешь этого, а вот с возрастом все тяжелее и тяжелее организму восстанавливаться.

И то, что привыкли все считать, что раз шахтер - то получаешь огромные деньги - неправда. Все зависит от бригады. На разных рудниках получаются разные заработные платы за одинаково выполняемую работу. Иногда разница очень значительна.

Конечно, с годами привыкаешь, увязнув в быте. Занимаешься детьми, готовкой, домашними делами, но всё равно одной тяжело. Сейчас муж уехал в командировку в Петриков на целый месяц. Я работаю с 8 до 17, хорошо с детьми нам помогает моя мама.

3

Елена: боюсь внештатных ситуаций под землёй

- Для меня тяжело ждать мужа с работы и не иметь возможности связаться с ним по телефону. Всегда в голове есть мысли о том, что он может не вернуться, ведь до спуска вниз ты не знаешь, что произойдёт на смене. Вдруг какая-то внештатная ситуация. Муж из династии шахтёров, но я не хочу, чтобы наш ребёнок её продолжал.

Татьяна: труд шахтёра – один из самых опасных

- Сложно ли быть женой шахтёра? Да. Всегда переживаешь, когда он уходит на работу, ведь это опасное производство. Но за 15 лет совместной жизни я уже как-то смирилась с этим. Стараюсь понимать и поддерживать мужа во всём.

Надежда: мужу 52 года, а здоровья уже нет

Мужу эта работа уже дается тяжело. Ему сейчас 52 года, самый расцвет сил, а здоровья уже нет. Болит спина, колени, бывает судорога сводит ноги. Жду, когда он выйдет на пенсию.

1

Анна: бывает, что с мужем мы не видимся неделю

Муж работает в шахте 15 лет. Первый минус – это неудобный график в 4 смены: с утра, днём, с вечера и в ночь. Плюс ранний и поздний график, и всего получается 8 смен. Запланировать что-то заранее практически не реально, редко выходные выпадают на субботу и воскресенье. Поэтому никогда не планируем наперёд, максимум день – два. С маленькими детьми я сама могу работать только по графику с 8.00 до 17.00, с выходными в субботу и воскресенье.

Бывает такая смена, когда мы с мужем не видимся практически неделю: он уходит либо в 15.30, либо в 16.30. Я прихожу с работы, его уже дома нет. Я ложусь спать, муж приходит ночью. Утром я просыпаюсь, он спит, я иду на работу. Возвращаюсь, мужа уже нет. За это время успеваю соскучиться. Ещё в такие смены мы спим в разных комнатах, чтобы не мешать друг другу. Я, например, могу проснуться от звука будильника рано утром, или ночью, когда муж пришёл, и потом сложно уснуть.

Второй большой минус – это риск, связанный с производством. Причём он есть всегда: при спуске вниз, во время работы на смене и при подъёме вверх. Со временем моё беспокойство отошло, стараюсь об этом не думать.

Самый огромный минус, с которым не могу смириться – это здоровье. Шахтёры теряют его быстро. Страдают суставы, сердце, лёгкие. Муж постоянно покашливает, чем дальше, тем больше. В шахте много пыли. Муж как-то сфотографировался там без "лепестка", на фото видно, что лицо белое, а респиратор полностью забит. Чтобы дышать, его нужно постоянно менять.

И всё же хочу упомянуть и про плюсы, чтобы не заканчивать на грустной ноте. Это, конечно, зарплата, премии к праздникам, дотации в детский лагерь "Дубрава", страховка на определённые медуслуги. Мы пока ни услугами, ни дотациями в лагерь не пользовались, но всё равно благодарны «Беларуськалию» за такую поддержку сотрудников. Ещё после долгой очереди на жильё мы смогли построить квартиру под 5%.

Муж в шутку смеётся, что для него плюс в работе в том, что в шахте в любое время года и погоду одна и та же температура. Он к этому привык. А ещё горячую воду никогда не отключают, поэтому есть возможность возвращаться домой чистым.

Катерина Черничная для "Электронного Солигорска"