Новые сведения по количеству жертв нацистов во время Великой Отечественной войны раскрыла Генпрокуратура.
В 2021 году в Беларуси инициировали начало расследования геноцида белорусского народа, Генпрокуратура провела масштабную работу. Промежуточные результаты расследования публикуются в открытом доступе, и они уже ошеломляющие.
Материалы уголовного дела подтвердили уничтожение не менее 12 868 сёл и деревень (сведения на 15.11.2025).
Среди 3 668 дополнительно установленных населённых пунктов — 104 деревни, которые разделили судьбу Хатыни: они были сожжены вместе с жителями и не восстановлены после войны. Таким образом, скорбный список "сестёр Хатыни" составляет не менее 290 деревень, что превышает ранее известную цифру в 186 населённых пунктов.
Параллельно следствие установило 166 ранее неизвестных мест массового уничтожения и захоронения мирных жителей.
Для визуализации масштабов трагедии на публичной кадастровой карте Республики Беларусь размещён специальный пространственный слой с указанием местоположения уничтоженных населённых пунктов, в том числе "сестёр Хатыни".
Для визуализации масштабов трагедии на публичной кадастровой карте Республики Беларусь размещён специальный пространственный слой с указанием местоположения уничтоженных населённых пунктов, в том числе "сестёр Хатыни". Ознакомиться с интерактивной картой можно по ссылке.
В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа продолжается работа с потерпевшими и свидетелями.
На текущий момент в ходе следственных действий опрошено 20 440 человек. Почти 8 тысяч из них признаны потерпевшими, включая бывших узников нацистских лагерей смерти, которые действовали как на территории оккупированной Беларуси, так и за её пределами.
Для обеспечения открытости следствия на официальном YouTube-канале Генеральной прокуратуры Республики Беларусь публикуются видеозаписи допросов. В опубликованных материалах содержатся свидетельские показания узников концлагерей, переживших оккупацию. Ознакомиться с видеоматериалами можно на официальном канале ведомства.
Трагедия геноцида коснулась и нашей земли, оставив здесь свои страшные следы. В их числе — судьба деревни Хоростово, уничтоженной огнём. Во время богослужения фашисты согнали жителей в храм и подожгли его, не пощадив никого, включая священника.
В деревне Хворостово немцы зверски спалили живыми в церкви вместе со священником 60 невинных женщин и детей. Часть их расстреляли, а часть спалили живыми. В числе их старик Карасев 70-ти лет, Козловский с семьей, Цуба Иван.
В деревне Хворостово немцы зверски спалили живыми в церкви вместе со священником 60 невинных женщин и детей. Часть их расстреляли, а часть спалили живыми. В числе их старик Карасев 70-ти лет, Козловский с семьей, Цуба Иван.

Митрополит Вениамин во время недавней встречи с представителями генпрокуратуры поделился подробностями этой истории: "Во время пения Символа веры в храм ворвались немцы. Один из офицеров предложил батюшке Иоанну покинуть храм. На что он ответил: "Свою судьбу я не отделяю от судьбы моей паствы. Что будет с ними, пусть исполнится и со мной!". В это время фашисты стали силой выводить из храма несколько молодых девушек и женщин, которые позже были отправлены на принудительные работы в Германию. Когда отец Иоанн вступился за них, его ударили по лицу. Тогда он обратился с просьбой к гитлеровскому офицеру дать возможность завершить богослужение. В ответ один из фашистов бросил его на царские врата. Они открылись, и священник упал перед Престолом".
Справочно. В период нацистской оккупации священник Иоанн Лойко, служивший в Покровской церкви, стал центральной фигурой духовного сопротивления. Вопреки прямым приказам коменданта, он отказывался поминать немецкие власти в молитвах, вместо этого молясь «о стране нашей и её армии», тем самым поддерживая в прихожанах надежду на освобождение.
Его авторитет был настолько высок, что это помешало оккупантам создать полицейский участок в Хоростовском крае. Лойко открыто выступал против угона молодежи в Германию и поддерживал тесную связь с партизанским движением. Лично познакомившись с командиром отряда Василием Коржём (бывшим прихожанином его церкви), он координировал с ним свои действия.
Ключевым событием стало публичное благословение Лойко своих троих сыновей на уход в партизаны в конце 1942 года, после зачтения им патриотического послания митрополита Сергия. Этот поступок стал примером для местной молодежи, массово вступавшей в отряды.
В феврале 1943 года, когда карательные операции стали неизбежными, Лойко сознательно отказался от эвакуации с партизанами, несмотря на такую возможность. Он принял моральное решение остаться со своей паствой — стариками, семьями с детьми и теми, кто не мог уйти, — надеясь укрыть людей в стенах церкви. В результате он был схвачен карателями и расстрелян вместе с другими жителями, включая воспитанных им в патриотическом духе братьев Цубов. Его жизнь и смерть стали актом веры и жертвенного служения своему народу.
Сейчас кропотливо восстанавливаются все детали того кошмара. Идёт работа и по увековечиванию памяти мучеников: погибшего батюшку, проявившего высшее мужество, могут причислить к лику святых.