Наступает весна и, как ни странно, хочется услышать боевые крики детей, топот ног, смех на улице и классическое "Миша-а-а, домой!" В последние годы на площадке во дворе средний возраст играющих значительно снизился. Но многие ещё помнят, как во дворах наравне бегали и "младшеклашки", и "старшаки". А сейчас?
Они не идут со школы, а просто волочатся с телефоном в руках, играют на приставках в автобусах, слушают музыку на всю громкость, кучкуются у торговых центров и ресторанов фастфуда, назначая время в "телеге" или "ВК".
Они ругаются матом, курят вейпы и сигареты напоказ, не стесняясь, обсуждают личные отношения, политику и субкультуры, совсем не зная ни тормозов, ни границ.
Сейчас телефон (причём не очень-то дешёвый) даётся в руки детям, начиная с трёх лет. Родители, занятые собой и работой, дают чаду что-то "на отвлечение". И если в телевизоре, включив мультик, можно быть спокойным за одностороннюю коммуникацию: сюжет учит, ребёнок учится. То мобильный гаджет ‒ планшет, смартфон ‒ предоставляет ребёнку прямое вовлечение и обратную связь, чаще всего в извращённом маркетинговыми целями виде.
Да, есть и Ютуб для детей, и вроде можно ввести ограничения по возрасту в социальных сетях, ставить блокировку, ключи и пароли, устанавливать развивающие приложения и игры. Но давайте будем честными, какой процент родителей действительно контролирует медиапотребление своего ребёнка? Им бы научиться контролировать своё.
По-хорошему телефон должен стать мостиком между старшим и младшим поколением, помочь ребёнку в игровой форме освоить какие-то социальные навыки, получить знания об окружающем мире и расширить кругозор ‒ быстро и эффективно.
Вместо этого же, без должного контроля, дети до 18-20 лет развивают допаминовую зависимость и слепой гедонизм. "Позалипать" над обзорами блогера Влада Бумаги и поесть чипсов с колой после школы проще, чем поесть суп, приготовленный мамой, а потом пойти погулять на улицу или сесть за уроки. В первом случае следование навязанной "модной" повестке и потакание сиюминутному желанию, во втором ‒ воспитание и самодисциплина.
Дети не приучены к самоконтролю, им тяжело ложиться и тяжело вставать, тяжело сконцентрироваться на 45 минутах урока или каком-нибудь творческом задании в садике. Дети становятся инертными и теряют способность фантазировать. От своих сверстников они ждут полного одобрения или поддержки своих интересов, в противном случае ‒ прямой конфликт. Мир становится чёрно-белым.
Присмотритесь когда-нибудь к разным детям на улице: какие эмоции у них преобладают и по какому поводу? Чаще всего они выглядят очень уставшими, нередко даже болезненными, потому что постоянное стимулирование глаз голубым светом экрана и эмоциональные качели контента отнимают много интеллектуальной энергии.
Неокрепший мозг, в котором бурлит настоящий гормональный коктейль, не способен концентрироваться на чём-то, как им кажется, не очень приятном и сложном: читать книги, решать математические задачи, составлять логические цепочки, в конце концов, просто мечтать и любопытствовать обо всём на свете.
Вместо того, чтобы отбирать телефон у своего ребёнка и приковывать его цепью к парте, мы должны понять, как можно смягчить эффект интернета на личность и семью в целом. Задача непроста, но вполне решаемая.
Международные и отечественные психологи пока ещё не выработали единой методички для юных медиапотребителей, чтобы перевести влияние социальных сетей с "отрицательного" на "нейтральное", но все они сходятся в общих пунктах:
1. Прежде всего, не лишать ребёнка гаджета. Можно ограничить время "сидения" в телефоне, установить твёрдые правила для всех (всех!) домочадцев. Например, никаких телефонов за столом, никаких телефонов в туалете, никаких телефонов, когда мы идём в и из школы, особенно, когда переходим дорогу. Лишение гаджета самого по себе ничего не решит, также вам не удастся изменить то, что там внутри. Все силы должны быть направлены на изменение реакции ребёнка на сам контент и понимание, почему этот контент его привлекает.
2. Завоевать доверие. Разговор с позиции силы вызовет противоположную реакцию. Если вы влезете в телефон ребёнка случайно или специально, будете читать переписки, мониторить друзей, любую активность ‒ это может убить всё доверие к вам. Нужно научиться общаться на равных, спрашивать не только о том, как прошёл день в школе, но и о том, что сегодня интересного ребёнок увидел, услышал, прочитал. Что его вдохновило, напугало, удивило. Не действовать с позиции осуждения, а методично и спокойно объяснить что-то, если потребуется.
3. Получать обратную связь. Соцсети тем и цепляют неокрепшие умы ‒ ребёнок с помощью лайков, комментариев, модной повестки, сообщества блогеров, работающего на аудитории с разными увлечениями, эмоционально получает больший отклик, чем дома, от родителей. Нравится "Майнкрафт", делать лизунов, бегать по торговым центрам в клетчатых штанах "Рёдана": "Мы поддержим тебя во всём, мы тебя понимаем", ‒ говорят телеграм и ютуб. Родители в таком случае должны знать, чем конкретно увлекается ребёнок и, соответственно, в понятной ему форме давать объективную оценку событиям и личностям.
4. Участвовать в совместных активностях. Не тянуть ребёнка пахать на даче, а научить колоть дрова, разжигать костёр. Сходить на рыбалку с сыном, высадить рассаду или разбить клумбу с дочкой. Главное, чтобы и для ребёнка, как для родителя, времяпрепровождения было в радость. Не послать в магазин за хлебом и отдать сдачу на сладости, а сходить вместе, научить читать состав продуктов, выбирать полезные перекусы, например. Гулять по городу вместе и вести дискуссии, кататься на велосипедах, посещать музеи, контактные зоопарки вместо очередного похода в магазин игрушек.
Записать ребёнка в секцию или кружок, наладить постоянное общение с членами семьи, особенно теми, кто старше, чтобы у ребёнка развивалось критическое мышление, и расширялся кругозор: "Ага, может быть и так". Для мальчиков важен пример отца, дедушки, для девочек ‒ бабушки и мамы.
5. Быть личным примером. Этим всё сказано. Для родителей у нас подготовлена своя памятка по медиагигиене: чего стоит избегать в глобальной паутине и как сформировать рациональную картину мира.
Технологии ‒ это не плохо и не хорошо, это наша общая реальность. Также и дети, которые пользуются интернетом и социальными сетями, не плохие и не хорошие. Важно понимать и безусловно принимать своего ребёнка, одновременно являясь учителем и советчиком.
Агата Луцкевич и психолог Диана Горачко для "Электронного Солигорска"