С появлением мессенджеров типа вайбера, ватсапа и телеграма, а тем более после создания нашумевшего тиктока в 2016 году наше медиапотребление изменилось кардинально. Мы не можем не замечать, как телефон становится третьим полушарием мозга, а интернет ‒ базой данных обо всём, что человек успел узнать со времён, когда рисовал в пещерах бизона. Вопрос в том, кто редактирует эту базу и всё ли там правда?
Сейчас уже можно провести чёткую грань между традиционными медиа (газеты и журналы, ТВ, радио, новостные агентства) и СМК ‒ средствами массовой коммуникации (социальные сети, чаты, мессенджеры). В первом случае мы односторонне получаем интересующую нас информацию, СМИ передают новости монологично и в целом рационально, действуя как транслятор: что-то случилось там-то и с теми-то, такие вот вышли последствия. Когда как СМК предложили нам интерпретацию и диалог в виде обратной связи, основанной на эмоциях: лайки, комментарии, репосты, упоминания и т. д.
Современный формат медиапотребления побуждает нас и особенно наших детей, не заинтересованных в традиционных медиа, потреблять информацию быстрее, ярче и больше.
Пост на 140 символов в твиттере, карусель фото в инстаграме, лента новостей "ВКонтакте", пятисекундные видео в тиктоке. СМК с новой прослойкой лидеров общественного мнения ‒ блогерами ‒ вовлекают нас в карнавал впечатлений и бесконечный поток контента, кажется, сделанного лично для тебя. Найди только время, чтобы погрузиться, и час, а то и все четыре, ты просто не сможешь поднять головы от экрана смартфона.
Мы уже не заметили, как стали доверять приложениям оплату счетов и навигацию по городу, социальным сетям рассказывать биографию и публиковать фото, которые раньше увидели бы самые близкие из альбома, только придя в гости. В чатах мы делимся реальными адресами, телефонами и номерами карт, в облачных хранилищах держим копии документов, полностью веря в безопасность и суверенность интернета.
Найти информацию о ком-то через гугл или Яндекс? За пять секунд. Поисковик выдаст вам все аккаунты и связанные ссылки ‒ друзей, места работы, школы, в которой человек учился, даже генеалогическое древо, если захотите. Теперь каждый как под микроскопом, и мы сами меняем это увеличительное стекло, беспечно делясь с интернетом всем.
Можно сравнить медиагигиену и медиапотребление с тем, как мы питаемся. Мозг ‒ тот же желудок, но потребляющий и перерабатывающий информацию и знания об окружающей действительности. Мозг не бесконечен, он устаёт, он голоден, его может "тошнить" от неудобоваримого. Он требует "вкусненького" и "остренького", платя за это "гастритом" ‒ зависимостью от эмоционального возбуждения, которое доставляют нам сенсационные новости и завлекающий формат контента. "Ну, всего пять минут, ещё пять минуточек".
Однако вы не собираетесь постоянно сидеть на диете из пирожных, не так ли? Кроме того, кто-то может захотеть специально отравить вас...
Как в магазине, перед тем, чтобы что-то купить, вы изучаете состав и страну-производителя, с любой информацией мы должны поступать так же: анализировать и фильтровать до того, как сделаем её частью своего мозга, своей картины мира и примем полностью.
Как же сохранить относительную свободу личности в интернете и не подсесть на допаминовую иглу?
Даём ещё несколько советов.
1. Не публикуйте и не пересылайте в виде данных или фотографий следующую информацию:
‒ паспорт и водительские права, сюда же относятся дата рождения и любые сведения из биографии;
‒ реальный адрес, номера городских и сотовых телефонов, а также адрес личной почты;
‒ номера банковских счетов, кредитных и дебетовых карт;
‒ ваше местоположение (отключайте геолокацию всегда, если не пользуетесь ей).
2. С появлением социальных сетей о полной анонимности в интернете можно забыть. Однако аналитикам нечего будет анализировать, если вы ничего не будете им давать. Обойдитесь аватаркой в аккаунтах, не делитесь личными фотографиями, даже через сообщения: фотографиями детей, квартиры, дачи, рабочим местом и т. д. Если вы удалите их у себя, эти фотографии может успеть скачать ваш собеседник либо данные о них останутся на серверах.
3. Проверьте в настройках доступ приложений к вашей камере, галерее, микрофону, местоположению, списку контактов и т. д. Вы удивитесь, как много информации даже в неактивном состоянии собирают о вас умные часы или почта, счётчики шагов и календарь, например. Разрешайте доступ к отдельным частям вашего телефона только в моменты пользования этими приложениями. Сюда же относится чистка историй просмотра в вашем браузере и удаление файлов куки, которые составляют поведенческий профиль на посещённых вами сайтах.
4. Отключайте всплывающие уведомления. Часто, увидев даже одно сообщение на экране, мы хватаемся за телефон и ‒ погружаемся в него на полдня.
Выделяйте время, когда вы внимательно и всецело можете изучить то, что вам прислали на почту, в соцсетях или порекомендовали в ленте новостей.
Мозг человека успевает тщательно обработать и проанализировать информацию только первые 20 минут, с каждыми последующими 20-ю минутами острота восприятия и рациональная оценка снижается на 5-10%.
5. Будьте хозяином своего гаджета и не позволяйте интернету красть время, которое вы могли бы потратить на реальное общение, работу или учёбу, спорт или хобби ‒ на то, что действительно развивает и приносит пользу.
Используйте один-два мессенджера, одну-две социальные сети, не больше 10 подписок и каналов в каждой из них, одну почту и только те приложения, которыми вы пользуетесь хотя бы раз в течение недели.
В целом это и есть секрет здорового медиапотребления. Как только мы начнём осознанно пользоваться технологиями и научимся дистанцировать себя от созданной интернет-личности, а также находить способы развития мозга без постоянной эмоциональной стимуляции, мы сможем уверенно смотреть в будущее.
Агата Луцкевич для Электронного Солигорска