В прошедшие выходные в шахтерском городе прошел открытый чемпионат Беларуси в классе кордовых моделей-копий F-4B. Авиамоделисты из разных уголков страны съехались, чтобы запустить в небо "почти настоящие" самолеты. Правда, погода в главный соревновательный день – субботу – была все больше нелетной.
Оценка моделей, как и подобает, происходила в два этапа. Сначала самолеты показывали на "стенде" - каждый участник должен был представить судьям техническую документацию, фотографии, которые подтвердили бы, что модель соответствует своему летающему прототипу. Пусть и поменьше в какой-нибудь десяток раз. На втором и самом главном этапе нужно было доказать, что твой самолет и в небе "умеет" то же, что и реальный.
На соревнование приехали как взрослые спортсмены-авиамоделисты, не раз представлявшие нашу страну на чемпионатах международного уровня, так и любители, среди которых есть и совсем молодые парнишки. Людей, умеющих смастерить кордовую модель (корда – специальная стальная нить, с помощью которой "пилот" управляет моделью. - TUT.BY) меньше, чем во времена Cоветского Cоюза, когда каждый мальчишка мечтал о небе, но все равно достаточно. Работа эта кропотливая, требующая большой точности, однако в разговорах с участниками соревнования выяснилось, что сделать модель сегодня порой не так сложно, как ее запустить. Потому как отправлять в полет мини-самолет нынче просто негде.
- Дело в том, что полетная программа представляет определенную опасность для зрителей, а потому правила безопасности требуют особого оборудованного места для полетов – кордодрома. У нас в республике остался лишь один полноценный кордодром - здесь, в Солигорске, ну и второй, существующий "на птичьих правах", в Речице, - рассказывает судья чемпионата Александр Боровик, – и это на всех авиамоделистов.
Участник соревнования Виктор Катульский добавляет, что времена расцвета в нашей стране авиамодельного спорта пришлись на советские годы. Тогда только в Минске было три кордодрома – в парке Челюскинцев, на улице Красноармейской и на аэродроме "Боровая".
Второе, что сдерживает развитие авиамодельного спорта и снижает популярность такого хобби в стране, – его дороговизна.
- Для создания моделей используются те же материалы, что и в большом авиастроении, - объясняет Александр Боровик, - даже специальное топливо "тянет" на приличную сумму. Однако, могу сказать, что во многих других странах на уровне государства есть большая поддержка авиамоделистов, огромная система скидок для детей… И не зря. Этот технический вид спорта развивает мышление человека, а в случае с детьми часто влияет на их профессиональную ориентацию.
- Идут в летчики?
- Никто не говорит, что все дети, которые делают модели, обязательно должны становиться летчиками. В процессе строительства они знакомятся с металлообработкой, работа с чертежами развивает неординарное мышление. А это особенно полезно в последнее время, когда черчение в учреждениях образования почему-то недолюбливают, - сетует Александр Боровик.
P.S. Тройка лидеров по итогу чемпионата: 1 место – Геннадий Быков (биплан Ан-2), 2 место – Виктор Катульский (турболет L-410M), 3 место – Дмитрий Ивасюк (Zlin-50L).
Снежана Инанец, TUT.BY