Трудный бизнес

 Бизнесмен Николай Белоглазов заезжает сюда, чтобы отвлечься от дел, хотя именно бизнес-дела в эти места его когда-то и привели. Его компания выиграла тендер на строительство хранилищ отходов для Беларуськалия.В Солигорске есть свои голубые озёра. Происхождение у них не природное, а технологическое. На самом деле, это отходы, полученные от производства калийных удобрений. А для создания таких озёр требуется большие деньги, технологии и серьёзный бизнес.
Серьезным бизнесом Николай занялся давно. Каждые два-три года – новое направление. В перечне – и строительно-монтажные работы, и производство металлоконструкций, и разработка оборудования. Есть даже собственный институт горной электротехники. Одним словом научно-промышленный холдинг. Здесь работают более 1200 человек. Средняя зарплата – полтора миллиона.
 Кстати, предприятие традиционно входит в пятёрку крупнейших налогоплательщиков Солигорского района. На социальные цели идёт прибыль. Например, в прошлом году холдинг благоустроил город: где-то дома обновили, где плитку поменяли, где асфальт проложили, в общем, сделали Солигорску подарок к 50-тилетию на полмиллиарда рублей. Но все же основную часть заработанных денег бизнесмены стараются вновь вкладывать в производство. Недавно решили освоить ещё один бизнес. Правда, новичков на рынке встретили нерадушно.
 
Николай Белоглазов, учредитель группы компаний «Пассат»: «Мы и не рассчитывали на то, что нас гостеприимно встретят, просто скажем так, что такой откровенной борьбы, включающей всем методы, в себя мы не ожидали».
 
Солигорские бизнесмены решили выпускать трубы. В Беларуси в этом бизнесе два основных игрока: отечественный Борисовский завод пластмассовых изделий и Кохановский трубный завод. Последний полностью принадлежит российской компании, у которой есть ещё пару таких заводов в России. В общем, конкурент сильный. С другой стороны, изучение рынка показывает: стране нужна труба газовая, для холодного и горячего водоснабжения. «Горячие» трубы, кстати, – на 90 % импортные. Потребность в них в Беларуси из года в год растёт. Казалось, что места под солнцем хватит всем.
 
Александр Горелов, директор трубного завода «Пассат-пласт»: «Анализ показывает, что сети Беларуси изношены на 60 %. До этого ложились старые стальные трубу, которые быстро приходят в негодность. Мы же работаем из принципа – произвёл трубу, закопал ее и забыл на 50 лет».
 
Бизнес развернули быстро: за полгода с нуля построили здание, завезли новенькое австрийское оборудование. Завод запустили в августе, как раз накануне кризиса. Однако не мировые неурядицы создали проблемы. Офис компании навестили российские конкуренты и пообещали: приступите к производству – в трубу и вылетите.
 
Николай Белоглазов, учредитель группы компаний «Пассат»: «Дали почитать статью, о том, что такое белое рейдерство, что такое чёрное рейдерство. Сказали, вот вас ожидает судьба этих предприятий. Мы этого значения не придали».
 
Но чуть позже россияне вновь появились на пороге офиса. Уже с деловым предложением: «Свернёте бизнес, поможем вернуть оборудование производителю».
 
Николай Белоглазов, учредитель группы компаний «Пассат»: «Нам говорили, что входной билет дешёвый. Да, оборудование нам обошлось около трех миллионов евро. К нам приезжал представитель. Я помогу, чтобы Ценцинати у вас забрало оборудование за 40 % от суммы. Мы сказали – нет. Тогда будете сидеть в убытках. Ну, будем сидеть в убытках, но все равно будем работать».
 
Как раз на горизонте появился солидный клиент – Газпром. Белорусские бизнесмены заключили контракт на поставку газовых труб. Дело осталось за малым – получить сертификат. Его выдаёт единственная в Беларуси лаборатория в Борисове. Испытания там проводили целых полгода, а потом просто расторгли контракт. Без объяснения причин. Нужный документ предприятие получило в России, в Саратове. Проволочка, с сожалением констатируют солигорские бизнесмены, стоила выгодного контракта.
 
Николай Белоглазов, учредитель группы компаний «Пассат»: «И мы потеряли таким образом где-то около полугода. Мы были вынуждены обратиться в российские органы по сертификации и в какой-то мере упустили налаженный уже контакт на поставки газовой трубы для Газпрома».
 
По странному стечению обстоятельств именно сейчас после открытия трубного завода компанию особенно часто стали посещать контролирующие органы, выставлять огромные штрафные санкции. Эти споры юристы компании оспаривают в хозяйственном суде. И конечно, все эти разборки не лучшим образом отражаются на бизнесе.
 
Николай Белоглазов, учредитель группы компаний «Пассат»: «Были затронуты многие направления нашей деятельности, которые существенно снизили наши показатели, которые мы могли выполнить. Если брать по объемам производства, то мы где-то 15-20 % общих объёмов производства потеряли. Это более 10 миллиардов белорусских рублей».
 
Впрочем, трубный заводик работает. И в последнее время даже с неплохой динамикой.
 
Александр Горелов, директор трубного завода «Пассат-пласт»: «Сейчас работаем в три смены, зарплату платим вовремя, без задержек и подумываем над тем, как бы перейти на четыре смены и вообще перейти на круглосуточную работу».
 
Руководители завода признаются все эти планы они готовы выполнить, но по-прежнему работают с оглядкой. По негласной информации россияне заплатили за их ликвидацию два с половиной миллиона долларов. И то, что сегодня они на плаву вряд ли означает, что нечестный конкурент оставил их в покое.
 
 
{mos_fb_discuss:2}