Беларуськалий готов торговаться за каждый доллар

 Белорусская и латвийская стороны не прекращают попыток договориться о возобновлении перевалки белорусских калийных удобрений через порт Вентспилс. В начале мая должны состояться переговоры между представителями "Беларуськалия" и Латвийской железной дорогой по вопросу урегулирования тарифной политики.
"Мы заинтересованы в транзите калийных удобрений через Вентспилский порт, обладающего инфраструктурой для отгрузки больших партий калия и терминалом для большегрузных судов, — сообщил "Белорусским новостям" представитель "Беларуськалия". — Но не меньше мы заинтересованы в снижении своих затрат. В частности, в снижении расходов на доставку грузов по Латвийской железной дороге".

Как отметил собеседник, оптимальным вариантом белорусская сторона считает сокращение железнодорожных расходов до уровня затрат, которые белорусская сторона несет при доставке грузов в Клайпедский порт (Литва).

"Сейчас разница между затратами по доставке калийных удобрений в Литву и Латвию небольшая. В соответствии с тарифной политикой Латвийской железной дорогой, на каждой тонне грузов мы будем терять на доллар больше. Но зачем нам даже такие потери?", — подчеркнул собеседник.

Тем не менее, он отметил, что стороны уже достигли определенного согласия о необходимости снижения расходов на доставку калийных удобрений в Вентспилский порт до начала их отгрузки в Китай.

Экспорт калийных удобрений через Вентспилский порт Беларусь прекратила в самом начале этого года после того, как Латвийская железная дорога, по которой удобрения доставляются в порт, повысила тарифы на транспортировку на 20%, а для малотоннажных партий — на все 70%.

Сейчас экспорт грузов белорусская сторона осуществляет по наименее затратному транзитному коридору — через Клайпедский порт. Повышение интереса к транзиту грузов через Литву Беларусь обозначила еще в прошлом году. Например, только за 10 месяцев 2008 года в Клайпедском порту было перевалено 2,5 млн. тонн продукции "Беларуськалия", в то время как в Вентспилском в два раза меньше — 1,1 млн. тонн.

По расчетам специалистов "Беларуськалия", общие расходы на транзит и погрузку тонны калия через Клайпеду более чем на 8 долларов ниже, чем при экспорте через Вентспилс.

Однако латвийская сторона утверждает обратное. Еще в конце марта этого года руководство специализированного терминала по перевалке калия в Вентспилсском порту АО Kalija parks обратилось с письмом в адрес белорусского правительства в связи с остановкой перевалки белорусских калийных удобрений.

По информации руководства терминала, Латвийская железная дорога и АО Kalija parks снизили стоимость своих услуг до 7 евро за тонну груза, вывозимую среднетоннажным флотом. По данным АО Kalija parks, услуги латвийских компаний для сопоставимых грузов почти на 2 евро за тонну дешевле услуг литовских компаний. Предполагается, что таким образом Беларусь может уменьшить валютные расходы на 10 млн. долларов.

Кроме того латвийской стороной дополнительно были предусмотрены значительные скидки на перевозку груза и погрузку судов класса panamax в зависимости от грузооборота.

Впрочем, представители Kalija parks не отрицают и определенных преимуществ конкурента. В частности того, что литовское направление для экспорта белорусских калийных удобрений более предпочтительно из-за разницы в протяженности транспортировки по Беларуси в 311 км с соответствующей разницей тарифов Белорусской железной дороги. Как отмечают в Kalija parks, латвийские компании объективно не могут компенсировать эту разницу.

В целях создания условий для эффективной конкуренции Клайпедского и Вентспилского портов Kalija parks предложила белорусской стороне установить понижающий коэффициент на тариф Белорусской железной дороги в направлении Латвии.

"Тарифная политика БЖД крайне важна для терминала, поскольку это является одной из составляющих расходов "Беларуськалия", — еще в ноябре прошлого года заявил помощник председателя правления АО Kalija parks Евгений Редико. — На мой взгляд, было бы разумнее для БЖД позволить латвийскому и литовскому коридору конкурировать между собой. Только конкуренция поможет держать уровень цен Латвии и Литвы на контролируемом уровне".

Но, как видим, пока белорусская сторона больше заинтересована в изменении тарифной политики Латвийской железной дороги. И продолжает надеяться на улучшение конъюнктуры рынка калийных удобрений. В связи с падением платежеспособного спроса за 4 месяца текущего года "Беларуськалий" продал за пределы Беларуси всего 546,8 тысячи тонн калийных удобрений. Это в 4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было продано 2 млн. 220,6 тысяч тонн.

Падение платежеспособного спроса отразилось на ценах. Профильные эксперты пока не называют среднегодовых цен на 2009 год, но по их предположениям, цены на минеральные удобрения уже упали на 50-70% по сравнению с докризисным периодом. Поэтому неудивительно, что "Беларуськалий" готов торговаться за каждый доллар.

 Андрей КОЖЕМЯКИН, Белорусские новости

{mos_fb_discuss:2}