Летом для многих из нас нет большего удовольствия, чем хотя бы на пару часов сменить пыльный асфальт города на водную гладь реки или озера. Июнь не за горами, поэтому я отправилась в Солигорский участок Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), где осуществляется регистрация и технический осмотр плавательных средств. На интересующие меня вопросы ответил инспектор ГИМС Ефимович Андрей Леонидович.
- Для начала определим, что такое маломерное судно. Это судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью до 80 регистровых тонн, т.е. это катера, яхты, а также лодки, байдарки, самодельные плавсредства. Маломерные суда допускаются к эксплуатации только после регистрации
в органах Государственной инспекции по маломерным судам.
- Расскажите, что нужно для того, чтобы зарегистрировать лодку?
- Судовладелец должен прийти к нам и заполнить регистрационную карточку в форме заявления. При себе необходимо иметь 2 паспорта: личный и технический. Судно осматривает инспектор, сверяет заводской номер и номер, указанный в техпаспорте. Если они совпадают, владелец идет и оплачивает регистрацию. Лодке присваивается бортовой номер, который наносится контрастной несмываемой краской с обеих сторон судна, выдается судовой билет. Только после этого плавсредство можно использовать. Если регистрация проводится не позднее 10 дней со дня покупки, то привозить лодку к нам не обязательно, достаточно предоставить документы.
- А если лодка приобретена «с рук» по объявлению и документов у владельца нет?
- Основанием для регистрации плавательного средства служит технический паспорт, невозможно установить без документов законность приобретения лодки, поэтому в данном случае будет отказано в регистрации.
- Что делать умельцам, которые смастерили плавательное средство самостоятельно?
- Любителей выйти на воду на самодельных плавсредствах немного, но они также должны пройти регистрацию и получить судовой билет, который и будет являться законным основанием для спуска на воду. Регистрация подобных плавательных средств занимает больше времени, чем сертифицированных госорганами лодок. Судовладелец обязан предоставить в инспекцию чертежи, по которым строил свое судно, а инспектор должен тщательно выверить все детали, просчитать по специальной формуле грузоподъемность и вместимость судна, определить, не опасно ли средство для использования, соответствует ли оно стандартам.
- Сколько стоит регистрация плавательного средства?
- Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа и размера судна, Например, регистрация резиновой лодки и гребной с жестким корпусом стоит одинаково – 20 180 рублей, а вот регистрация лодки с подвесным двигателем будет зависеть от мощности мотора.
- Каково количество желающих зарегистрировать надувные лодки?
- Желающих много, судовладельцы становятся все более законопослушными. В прошлом году на незарегистрированных лодках было задержано лишь 5 судовладельцев в 7 районах, подконтрольных Солигорской инспекции. Регистрируют лодки практически в первый же день покупки, как говорится: «Оплатил регистрацию и спи спокойно!». Тем более стоимость процедуры невысока, куда выше размер штрафа за непройденный ТО, выход на воду на незарегистрированной лодке или неправильное оснащение спасательными средствами.
- Многим хотелось бы зарегистрировать лодку и забыть адрес инспекции.
- Не получится, ведь ежегодно владелец должен предоставить плавательное судно на техническое освидетельствование. Стоимость технического осмотра составляет 12 510 рублей. Хочу заметить, что ТО проводится до 1 июня, поэтому рыбакам следует поторопиться, так как перед открытием сезона данная процедура займет значительно больше времени из-за наплыва судовладельцев. Инспекция находится по адресу: г. Солигорск, ул. Козлова, 70, 2-й этаж. Приемные дни - вторник, четверг, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00.
- Обязательно ли оснащение лодки спасательными средствами?
- Постановление, предписывающее обязательное использование жилетов безопасности, существует еще с 1983 года. Ранее допускалось наличие надувной подушки, прошнурованной по периметру. Сейчас подушка предназначена для сидения, а не для спасения. Когда в республике появился собственный производитель спасательных средств, вышло постановление, по которому в малом судне обязательно наличие спасательных жилетов. Нарушителей этого правила первый раз мы в основном предупреждаем, а потом уж не взыщите, штраф до трех базовых величин. Стоимость спасательного жилета белорусского производства от 60 тысяч и выше.
- Слышала, что есть умельцы, которые изготавливают спасательные жилеты самостоятельно.
- Закон не ограничивает желание рыбака самостоятельно изготовить спасательный жилет, главное, помнить о качестве жилета, это непременное условие безопасности на воде.
- Все чаще на водоемах можно увидеть моторные лодки.
- В настоящее время наблюдаю тенденцию: приобретение лодок с более мощным двигателем. В Солигорской инспекции зарегистрировано 1400 надувных лодок, 347 гребных, около 500 с мотором мощностью до 5 л.с., около 300 с мотором мощностью от 5 до 30 л.с. Если ранее катер на водных просторах был большой редкостью, то сейчас рыбак сменяет неудобную резиновую лодку на практичное судно с мощным мотором, например «Honda», «Yamaha», «Suzuki» и другие. И кризис рыбакам нипочем: цена таких лодок колеблется в пределах 1000-3000 долларов, а иногда цифра доходит до стоимости хорошего авто.
- Наверное, лодки с мотором такой мощности небезопасны для передвижения?
- Действительно, это так. Как правило, на судне находится несколько пассажиров, и за безопасность присутствующих несет ответственность водитель. Стать за «штурвал» быстрой машины может только человек, имеющий водительское удостоверение на право управления моторным судном (мощностью мотора от 6 и выше л.с.). В городе по мере набора группы (20 человек) проводится обучение управлению водным судном.
- Многие считают, что техосмотр плавсредств не имеет смысла и никак не способствует безопасности их использования.
- Мне не довелось слышать ни одного нарекания в адрес Солигорской инспекции, ведь существуют определенные правила, которые мы должны исполнять. Если техосмотр маломерных судов позволит спасти хотя бы одну человеческую жизнь, то он себя оправдывает. Но, думаю, в целом жалобы от белорусских судовладельцев все же поступают. Ведь не зря назрел вопрос об изменениях в правилах прохождения техосмотра плавсредств. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси разработало проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Беларуси. И изменения эти касаются как раз маломерных судов. Планируется, что для лодок, выпущенных менее пяти лет назад, техосмотр не нужен. Владельцы пяти-, десятилетних судов должны будут проходить техосмотр раз в два года. Те же, у кого лодка старше десяти лет, ежегодно. Когда будут внесены изменения, пока неизвестно.
- Андрей Леонидович, большое спасибо за консультацию.
Что же думают о техосмотре сами рыбаки-любители? «Тех¬осмотр - процедура не сиюминутная, на нее придется потратить весь день. А результат, уверен, нулевой. Ведь даже новая лодка не застрахована от несчастного случая: она может лопнуть от того, что ее перекачаешь, или от долгого пребывания на солнце разойдется шов, или просто за корягу зацепишься… Никакой тех¬осмотр всех этих моментов не предусмотрит». А вот еще одна точка зрения: «Многие сравнивают ТО резиновых лодок с техосмотром автомобилей. Мол, автомобилисты ведь не жалуются. Но есть одна принципиальная разница. Дело в том, что ТО автомобиля не может провести квалифицированно большая часть водителей. А самостоятельный осмотр лодки по силам любому рыболову, и он делает то же, что и инспектор, когда надувает лодку на водоеме перед началом эксплуатации». Были и такие мнения: «Прохождение ТО, это, во-первых, чистой воды фикция, а во-вторых, ну неужели я такой глупец, что поплыву в дырявой лодке, в-третьих, где гарантия, что на следующий день после ТО я не пробью ее где-нибудь или она не разойдется по швам. Если бы ТО было вызвано заботой о человеке, то разумнее всего было выставить контролеров на всех водоемах и проверять лодки перед каждым выходом на воду».
Представив себя на месте судовладельцев, легко понять их нежелание лишний раз тащить куда-то свое плавсредство, выстаивать в очередях и оформлять лишние документы. Ведь даже велосипедисты - участники дорожного движения - освобождены от ежегодного техосмотра.
{mos_fb_discuss:2}
{mos_fb_discuss:2}