Лодки на воду

 Летом для многих из нас нет большего удовольствия, чем хотя бы на пару часов сменить пыльный асфальт города на водную гладь реки или озера. Июнь не за горами, поэтому я отправилась в Солигорский участок Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), где осуществляется регистрация и технический осмотр плавательных средств. На интересующие меня вопросы ответил инспектор ГИМС Ефимович Андрей Леонидович.
- Для начала определим, что такое маломерное судно. Это судно с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью до 80 регистровых тонн, т.е. это катера, яхты, а также лодки, байдарки, самодельные плавсредства. Маломерные суда допускаются к эксплуатации только после регистрации

 

в органах Государственной инспекции по маломерным судам.

- Расскажите, что нужно для того, чтобы зарегистрировать лодку?

- Судовладелец должен прийти к нам и заполнить регистрационную карточку в форме заявления. При себе необходимо иметь 2 паспорта: личный и технический. Судно осматривает инспектор, сверяет заводской номер и номер, указанный в техпаспорте. Если они совпадают, владелец идет и оплачивает регистрацию. Лодке присваивается бортовой номер, который наносится контрастной несмываемой краской с обеих сторон судна, выдается судовой билет. Только после этого плавсредство можно использовать. Если регистрация проводится не позднее 10 дней со дня покупки, то привозить лодку к нам не обязательно, достаточно предоставить документы.
- А если лодка приобретена «с рук» по объявлению и документов у владельца нет?
- Основанием для регистрации плавательного средства служит технический паспорт, невозможно установить без документов законность приобретения лодки, поэтому в данном случае будет отказано в регистрации.

- Что делать умельцам, которые смастерили плавательное средство самостоятельно?

- Любителей выйти на воду на самодельных плавсредствах немного, но они также должны пройти регистрацию и получить судовой билет, который и будет являться законным основанием для спуска на воду. Регистрация подобных плавательных средств занимает больше времени, чем сертифицированных госорганами лодок. Судовладелец обязан предоставить в инспекцию чертежи, по которым строил свое судно, а инспектор должен тщательно выверить все детали, просчитать по специальной формуле грузоподъемность и вместимость судна, определить, не опасно ли средство для использования, соответствует ли оно стандартам.

- Сколько стоит регистрация плавательного средства?

- Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа и размера судна, Например, регистрация резиновой лодки и гребной с жестким корпусом стоит одинаково – 20 180 рублей, а вот регистрация лодки с подвесным двигателем будет зависеть от мощности мотора.

- Каково количество желающих зарегистрировать надувные лодки?

- Желающих много, судовладельцы становятся все более законопослушными. В прошлом году на незарегистрированных лодках было задержано лишь 5 судовладельцев в 7 районах, подконтрольных Солигорской инспекции. Регистрируют лодки практически в первый же день покупки, как говорится: «Оплатил регистрацию и спи спокойно!». Тем более стоимость процедуры невысока, куда выше размер штрафа за непройденный ТО, выход на воду на незарегистрированной лодке или неправильное оснащение спасательными средствами.

- Многим хотелось бы зарегистрировать лодку и забыть адрес инспекции.

- Не получится, ведь ежегодно владелец должен предоставить плавательное судно на техническое освидетельствование. Стоимость технического осмотра составляет 12 510 рублей. Хочу заметить, что ТО проводится до 1 июня, поэтому рыбакам следует поторопиться, так как перед открытием сезона данная процедура займет значительно больше времени из-за наплыва судовладельцев. Инспекция находится по адресу: г. Солигорск, ул. Козлова, 70, 2-й этаж. Приемные дни -  вторник, четверг, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00.

- Обязательно ли оснащение лодки спасательными средствами?

- Постановление, предписывающее обязательное использование жилетов безопасности, существует еще с 1983 года. Ранее допускалось наличие надувной подушки, прошнурованной по периметру. Сейчас подушка предназначена для сидения, а не для спасения. Когда в республике появился собственный производитель спасательных средств, вышло постановление, по которому в малом судне обязательно наличие спасательных жилетов. Нарушителей этого правила первый раз мы в основном предупреждаем, а потом уж не взыщите, штраф до трех базовых величин. Стоимость спасательного жилета белорусского производства от 60 тысяч и выше.

- Слышала, что есть умельцы, которые изготавливают спасательные жилеты самостоятельно.

-  Закон не ограничивает желание рыбака самостоятельно изготовить спасательный жилет, главное, помнить о качестве жилета, это непременное условие безопасности на воде.

- Все чаще на водоемах можно увидеть моторные лодки.

- В настоящее время наблюдаю тенденцию: приобретение лодок с более мощным двигателем. В Солигорской инспекции зарегистрировано 1400 надувных лодок, 347 гребных, около 500 с мотором мощностью до 5 л.с., около 300 с мотором мощностью от 5 до 30 л.с. Если ранее катер на водных просторах был большой редкостью, то сейчас рыбак сменяет неудобную резиновую лодку на практичное судно с мощным мотором, например «Honda», «Yamaha», «Suzuki» и другие. И кризис рыбакам нипочем: цена таких лодок колеблется в пределах 1000-3000 долларов, а иногда цифра доходит до стоимости хорошего авто.

- Наверное, лодки с мотором такой мощности небезопасны для передвижения?

- Действительно, это так. Как правило, на судне находится несколько пассажиров, и за безопасность присутствующих несет ответственность водитель. Стать за «штурвал» быстрой машины может только человек, имеющий водительское удостоверение на право управления моторным судном (мощностью мотора от 6 и выше л.с.). В городе по мере набора группы (20 человек) проводится обучение управлению водным судном.

- Многие считают, что техосмотр плавсредств не имеет смысла и никак не способствует безопасности их использования.

- Мне не довелось  слышать ни одного нарекания в адрес Солигорской инспекции, ведь существуют определенные правила, которые мы должны исполнять. Если техосмотр маломерных судов позволит спасти хотя бы одну человеческую жизнь, то он себя оправдывает. Но, думаю, в целом жалобы  от белорусских судовладельцев все же поступают. Ведь не зря назрел вопрос об изменениях в правилах прохождения техосмотра плавсредств. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси разработало проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Беларуси. И изменения эти касаются как раз маломерных судов. Планируется, что для лодок, выпущенных менее пяти лет назад, техосмотр не нужен. Владельцы пяти-, десятилетних судов должны будут проходить техосмотр раз в два года. Те же, у кого лодка старше десяти лет, ежегодно. Когда будут внесены изменения, пока неизвестно.

- Андрей Леонидович, большое спасибо за консультацию.

Что же думают о техосмотре сами рыбаки-любители? «Тех¬осмотр - процедура не сиюминутная, на нее придется потратить весь день. А результат, уверен, нулевой. Ведь даже новая лодка не застрахована от несчастного случая: она может лопнуть от того, что ее перекачаешь, или от долгого пребывания на солнце разойдется шов, или просто за корягу зацепишься… Никакой тех¬осмотр всех этих моментов не предусмотрит». А вот еще одна точка зрения: «Многие сравнивают ТО резиновых лодок с техосмотром автомобилей. Мол, автомобилисты ведь не жалуются. Но есть одна принципиальная разница. Дело в том, что ТО автомобиля не может провести квалифицированно большая часть водителей. А самостоятельный осмотр лодки по силам любому рыболову, и он делает то же, что и инспектор, когда надувает лодку на водоеме перед началом эксплуатации». Были и такие мнения: «Прохождение ТО, это, во-первых, чистой воды фикция, а во-вторых, ну неужели я такой глупец, что поплыву в дырявой лодке, в-третьих, где гарантия, что на следующий день после ТО я не пробью ее где-нибудь или она не разойдется по швам. Если бы ТО было вызвано заботой о человеке, то разумнее всего было выставить контролеров на всех водоемах и проверять лодки перед каждым выходом на воду».

Представив себя на месте судовладельцев, легко понять их нежелание лишний раз тащить куда-то свое плавсредство, выстаивать в очередях и оформлять лишние документы. Ведь даже велосипедисты - участники дорожного движения - освобождены от ежегодного техосмотра.

Ульяна Исаева для Электронного Солигорска


{mos_fb_discuss:2}
{mos_fb_discuss:2}