ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА

 С 27 по 29 марта во Дворце культуры г. Солигорска впервые состоится выставка-ярмарка «Медовая палитра».  Организаторами мероприятия выступили Солигорский районный исполнительный комитет и Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты. В преддверии выставки про особенности ведения «медового бизнеса» рассказал председатель Солигорского объединения пчеловодов Василий Михайлович КОВАЛЕЦ, директор УП «Пчеловодство СМООП «Бортник», которое по праву считается крупнейшим в Беларуси реализатором меда и пчеловодческой продукции.
- Василий Михайлович, будет ли «Бортник» участвовать в предстоящей медовой выставке-ярмарке?
- Нет, мы ни в коем случае не выйдем на эту ярмарку.

Мне действительно звонили из БелТПП с  предложением участвовать в данном мероприятии, на что я ответил: «Вы меня знаете как порядочного человека? Скажите тогда, пожалуйста, как я могу стать в ряд с теми, кто, возможно, будет выставлять мед из шиповника?». Во время праздника города по ул. Ленина продавался мед: монастырский, из боярышника, шиповника, валерьяны, пустырника. Пчеловоды, которые проходили, в том числе и я, интересовались: «Покажите, пожалуйста, ту плантацию шиповника, где ваши пчелы собрали столько меда?». Дело в том, что существует мед из клевера, рапса, малины, крушины, но меда из заявленных продавцами шиповника, боярышника, валерьяны не бывает в природе в чистом виде. Если бы он был, то превосходил бы целебность наших медов в десятки и сотни раз. Многие потребители этого не понимают и выкладывают шулеру тройную цену. Поэтому если я стану в ряд с теми, кто продает мед из шиповника, значит, я такой же, как они - обманщик.

Вторая проблема - прозрачность границ с Россией. Перевезти мед оттуда при отсутствии анализа со стороны государства очень легко. Пчеловод с документами может поехать, к примеру, в Волгоград, где стоимость меда в 4-5 раз ниже нашего, и привезти оттуда 5 или 10 фляг. На разнице в цене он получит больше, чем некоторые за год работы. Думаете, у всех пчеловодов такая высокая сознательность, чтобы они представили мед, как мед из Волгограда? Скорее, они напишут, что это мед из Беловежской пущи, и покупатель будет потреблять его без особой пользы для своего здоровья.
Нам очень хочется, чтобы под эгидой БелТПП - разницы нет, кто организатор, -прошла медовая ярмарка, где не стыдно будет встать вместе с другими пчеловодами и продавать мед. Белорусский мед, который был и есть отменного качества.

- Расскажите, пожалуйста, каковы особенности белорусского меда?

- Целебность и «интересность» нашего меда в том, что он собран с огромного количества цветов. Наш мед на 70% разнотравный, и он среди медов наших соседей лучше, потому что белорусская природа уникальна. К примеру, в Украине мед собран из подсолнечника, он чем-то напоминает подсолнечное мало: похож и по аромату, и по цвету. Он неинтересен. А у нас ведь - и гречка, и черника, и малина, и сорнячок попадется... Белорусский мед всегда содержит разнотравье, и в магазине «Пчалярства» на этикетке пишут «разнотравье + какой-то основной компонент». Мед имеет сортность при 50%. Мы не можем назвать мед гречневым, если доля гречки в нем 20-30%. Например, в Прибалтике достаточно широко высеваются пчелоопыляемые культуры, там масса клеверов. Пчел подвозят, они собирают пыльцу с клевера, и получается на 90% клеверный мед. Такой мед «неинтереснее» нашего, потому что он моно-, а у нас полифлерный.

Кроме того, существует понятие - привязанность меда к данной местности. На сегодняшний день все больше различных целителей, врачей соглашаются, что мед, полученный в радиусе 300 км от места вашего постоянного проживания, обладает наиболее целебными качествами. Ничего плохого не хочу говорить в адрес башкирского или украинского меда, но лозунг "Купляйце беларускае!" актуален не только и не столько для производителей белорусского меда, сколько для белорусских потребителей.

- Василий Михайлович, вернемся к вопросу выставок. Скажите, принять участие в медовой выставке-ярмарке может любой желающий?

- Да, любой. К сожалению, со стороны государства не существует должного контроля в этой области. Ведь целебность меда сама по себе очень разная, соответственно, отличается и его стоимость. Самый низкосортный мед – полосы Ростов, Волгоград, Николаев, Одесса. Мед из Волгограда на оптовом рынке продается по 1 доллару за килограмм. А если назвать мед алтайским, то цена будет в 5-8 раз выше. Несознательный продавец может написать на этикетке что угодно, а проверить качество меда и достоверность информации можно лишь с помощью анализа меда по пыльцевым зернам.

В прошлом году в Польше Объединением пчеловодов велись переговоры о необходимости такой экспертизы в Беларуси. И если, исследуя мед химическим путем, мы найдем в нем, к примеру, пыльцу банана, понятно будет, что мед не из Беларуси, а значит, продавец вводит покупателя в заблуждение по поводу качества и цены. Вот пример: вывоз башкирского меда за пределы Башкирии законодательно запрещен из-за его редчайшей ценности. Попасть в Солигорский ГДК из Башкирии мед никак не может, но выдают ведь как башкирский, а был бы пыльцевой анализ - все стало бы на свои места.

Еще меня настораживает то, что в День города у продавцов меда не было белорусских документов. Но ведь должен быть жесткий контроль со стороны санитарных служб. Я предполагаю, что на предстоящей ярмарке также будут люди без белорусских документов. Почему? Не понимаю.

- Кто несет ответственность за проведение «Медовой палитры»?

- В БелТПП мне ответили, что ответственность несут продавцы меда. От такой практики все давно отказались! В первую очередь ответственность должен нести организатор мероприятия, и если у кого-то на предстоящей ярмарке не будет белорусского сертификата, то отвечать должна в первую очередь торгово-промышленная палата. Я же не говорю, что за тот мед, который продается в магазине «Пчалярства», отвечает производитель. Ответственность несет УП «Бортник», поэтому хотелось бы, чтобы БелТПП относилась к мероприятию, связанному с продуктами питания, более серьезно.

К слову, после Дня города к нам приходили покупатели и говорили: «Знаете, купили мед на ярмарке - выбросили деньги. Хорошо, что фасовка была мелкая». А ведь купив на выставке некачественный мед, покупатель может сделать вывод, что обманывают везде.

- Но вы могли бы выступить с инициативой, объяснить органам местной власти минусы медовой ярмарки?

- Сложность заключается в том, что они будут рассматривать мою информацию как недостаточно честную. Ведь у нас торговое предприятие, одно из крупнейших в Беларуси по реализации пчеловодческой продукции и меда. И власти могут расценить это, как мое нежелание того, чтобы в ГДК проходило подобное мероприятие. Поэтому, уместно ли мне выходить на наши власти – вопрос открытый.

- Складывается впечатление, что отрасль вообще никак не контролируется государством.

- Точнее будет сказать, неверно контролируется. В Беларуси существует ГОСТ, который предусматривает исследование меда по определенным параметрам. Но сама по себе жизнь обгоняет ГОСТ. И, например, в соответствии с ГОСТом мед исследуют на наличие дуста, но дуста нет не только в меде, его уже 40 лет нет в природе. А то, что может быть, они найти не пытаются. Ведь в мед могут попасть вещества обработки пчелиной семьи от вредителей, против болезней. Например, пчеловод ставит полоски габона, там есть яд – акринатрин.  Если неправильно обрабатывать пчелиные семьи в период медосбора, этот яд может попасть в мед.  Но, к большому сожалению, наши службы этого не знают. У них есть ГОСТ, но в нем нет исследования на наличие габона. Почему? Потому что ГОСТ 2001 года, а в 2001 году про габон никто не знал. Через 10 лет габона уже не будет, тогда о нем вспомнят и введут норму - искать акринатрин. А ведь потребители хотели бы видеть мед идеально чистым.  

- Василий Михайлович, вы часто бываете на выставках в других странах?

- Если имеются в виду выставки-продажи, то нет. Мы даже по своей воле на городские ярмарки не выезжаем, нам это не нужно. У нас стабильно идет торговля в магазине, по масштабам нашего города даже сверх хорошо. Что касается участия в выставках в качестве зрителя – всегда участвую, изучаю, анализирую, делаю выводы. Замечаю положительные и отрицательные моменты и в минских ярмарках, и за границей. Зарубежная торговля отличается более высоким уровнем. Литовцы, по моему мнению, склонны к моральности. У нас продавец на рынке, как правило, навязчиво призывает к покупке. А вот в Литве особенный подход к продаже меда. Проблема со сбытом меда у них стоит более остро, чем у нас: Евросоюз, более свободное движение товаров по странам, конкуренция, естественно, выше, чем в Беларуси. Рядом с пчеловодом на рынке размещается стенд с информацией о меде и о продавце. Подходит покупатель, интересуется, что за мед, натуральный ли. Продавец отвечает: «Знаете, я вас прошу не покупать сейчас этот мед. Лучше вы приедете ко мне на пасеку, вот координаты, визитная карточка, и лично убедитесь, какой мед собираетесь купить». Пчеловод возвращается в свой дом с уютной верандой, столиком и самоваром, очень красивой пасекой… Позже приезжают покупатели, пробуют сорта меда, пьют чай и после этого говорят: «Знаете, продайте мне вот этого медку ведро, и вот этого…». И тот, кто купил, всегда приезжает снова и снова.

У нас тоже приятно видеть на рынке, когда человек продает мед, а на банке написано «Мед пчелиный, собран тогда-то, растение такое-то» и указан номер телефона. Лично у меня создается доверие к продавцу. Этот человек не боится, что вы купите мед и позвоните с претензиями на качество. А продавцы, которые стоят перед входом на рынке, нагруженные сумками, - сегодня здесь, а завтра вы их не найдете. Вот чего бояться нужно.

- Каковы принципы торговли у вас?

- Некоторые оценивают предложение меда в магазине «Пчалярства» как устаревшее. К нам приходит покупатель и говорит: «Дайте, пожалуйста, 100 грамм меда крушины, добавьте грамм 50 рапсового меда. А еще какой есть? Акация! Вот мне меда акации грамм 20». Говорят, что это прошлый век - продавать мед на развес. А я считаю, если покупатель желает купить определенное количество меда и его потребность могут удовлетворить, это все-таки торговля завтрашнего дня, хоть и трудная.

- С какими сложностями приходится сталкиваться пчеловодам в нашей стране?

- В 2002 году Министерство сельского хозяйства подписывает положение о размещении пчел на приусадебном участке, где норма по размещению пчел обусловлена расстоянием между рядами. Ряд от ряда 10 метров, расстояние между ульями не менее 3-х метров. Т.е. создан прецедент, когда каждый пчеловод в Беларуси – нарушитель, потому что так расположить пчел невозможно. Сколько того огорода, чтобы ряд от ряда был 10 метров. И почему не 9, или не 8,5, а именно 10? Где в мире еще есть такие нормы, какую цель они преследуют? Второе, в улье должна быть металлическая крыша и заземление. Аналогов такого в мире нет, найти автора, который это придумал, нам не удалось.

В 2000 году вступил в силу Лесной кодекс РБ, предусматривающий, что за размещение пчел в лесу, по решению облисполкома, должна взиматься плата. В Канаде платят не пчеловоды, а государство платит им, и немало, по последним данным, за опыление в Канаде платят 110 у.е. на 1 пчелиную семью. Ведь пчелы опыляют поле и во много раз, в зависимости от вида культуры, повышают ее урожайность. А что такое лес? Это цепочка в природе. И медведь, и еж и прочая живность питаются ягодами, которые опылила пчела. Если пчелу убрать, можно уничтожить природу. Поэтому важно, чтобы государство нашло меня или еще кого-то и сказало: «Подвези пчел», и заплатило деньги, дало транспорт. А у нас наоборот, это неправильно, это не стимулирует не только пчеловодство, но и в целом охрану природы.

 - Василий Михайлович, то, что мед полезен для здоровья - факт общеизвестный, но не многие знают, в чем заключается его уникальность и как выбрать качественный продукт?

- Мед заслуживает особого внимания, ведь его главная составная часть - углеводы: глюкоза (виноградный сахар) и фруктоза (фруктовый сахар). Следует отметить, что углеводы относятся к наиболее легко усвояемым питательным веществам, т.е. мед является продуктом, который для усвоения организмом не требует нагрузки поджелудочной железы. Кроме моносахаров, мед с собой несет различные ферменты, маленький процент, но все же. В цивилизованных странах потребление меда всегда выше. Например, в Германии, Японии потребление меда очень высокое, а в Никарагуа и Конго – малое. По информации СМИ, во всех дошкольных и школьных заведениях Японии ежедневно каждому ребенку бесплатно дают ложку меда с добавлением маточного молочка. Вот так проявляется забота о здоровье и полноценном развитии будущего поколения.

При выборе меда зачастую проявляется неграмотность покупателя в этом вопросе. Яркий пример – желание человека приобрести жидкий мед. Я не рекомендую покупать жидкий мед, т.к. есть большая вероятность наличия в нем добавок. Густая консистенция подсказывает, что мед без примесей. Еще одна распространенная ошибка - выбор меда по приятному запаху. А ведь мед в большинстве случаев ароматен не потому, что он натурален, а потому, что его нагрели. Это объясняется тем, что летучесть ароматических веществ становится выше, а мед - ароматней. Мы тоже можем за 5 минут сделать мед очень ароматным, поставив его в теплую водичку. Мед станет привлекательнее для покупателя, но целебность его снизится. Предприятие, которое думает о завтрашнем дне, не будет продавать разогретый мед.

- Очень приятно, что есть еще в нашем обществе неравнодушные люди…

- К такой проблеме сложно остаться безучастным. Особенно меня тревожит обман покупателей, погоня за прибылью. Подумают, что нет порядочных людей среди пчеловодов, но ведь не везде обман! Не все измеряется деньгами! Есть вещи важнее денег. Пчеловодство – это же образ жизни, философия души. В ней нет места бизнесменам-перекупщикам, которые готовы залить медом всю Беларусь хоть из России, хоть из Украины, а хоть и из Китая, лишь бы прибыли было больше. Не должна отрасль оставаться бесхозной, без руля и ветрил, без законов и прав…

- Василий Михайлович, вам - большое спасибо за содержательную беседу. А читателю хочется пожелать – найти своего пчеловода.

Ульяна Исаева для Электронного Солигорска

{mos_fb_discuss:2}