О незащищённости инвалидов можно говорить в различных контекстах: моральном, физическом, материальном, психологическом, бытовом. Остановимся на последнем: насколько сегодня городские условия комфортны для проживания инвалидов, в частности колясочников? Достаточно ли городские объекты оборудованы теми приспособлениями, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями передвигаться без существенных преград.
В Солигорске на сегодняшний день ни одна государственная аптека не оборудована пандусами. А ведь аптека – это то место, которое инвалиды посещают довольно-таки часто. Немного лучше обстоят дела при входах в продовольственные магазины. Ещё один удручающий факт: зачастую пандусы устанавливают, что называется, для отвода глаз – не соблюдается угол наклона, перила отсутствуют. Воспользовавшись таким приспособлением, человек может покалечиться. Этими приспособлениями пользоваться попросту невозможно, а потому можно назвать это двойным преступлением: первое заключается в том, что его таким построили, второе – в том, что его в таком виде приняли. Примеры таких “пандусов” – при входе в детскую библиотеку и в коммерческую аптеку “Зеленый лист” расположенную по улице Ленина.
Весной прошлого года появилась Госпрограмма по созданию безбарьерной среды. Ее необходимость несомненна: уже на момент принятия документа около двух с половиной миллионов белорусов были признаны маломобильными. А это четверть населения страны.
Госпрограмма предусматривает: уже к 2011 году в первую очередь городские улицы, здания, дороги, должны быть полностью приспособленными для передвижения инвалидов. Кроме того, безбарьерная среда необходима любому человеку со слабым здоровьем. Очень трудно обойтись без специально оборудованных мест, прочих каждодневных удобств белорусам, беременным женщинам, маленьким детям.
Мы строили-строили и наконец…
Первые отечественные законы, в которых присутствует понятие "безбарьерная среда", появились еще в начале девяностых. Если сказать точнее - "только в начале девяностых". Просто в то время, когда Советский Союз строил светлое будущее для своих граждан, европейцы и американцы уже создавали безбарьерную среду - для своих. Чье "строительство" дало результаты? Сегодня, пожалуй, только выходцы из бывших союзных республик бурно реагируют на инвалидов-колясочников на улицах того же Берлина, всплескивая в ладоши: "Боже, откуда их столько?" Нет, физически ослабленных людей у нас не меньше, но пока их европейские "товарищи по несчастью" без посторонней помощи спешат куда-то по делам, белорусские инвалиды в абсолютном своем большинстве банально не могут пересечь порог мира, который порой ограничивается стенами "хрущевки".
А еще в ЖЭСы, ЖРЭО, строительные организации из таких "хрущевок" нередко летят письма, с робкой просьбой при очередном капитальном ремонте здания предусмотреть приспособления для инвалидов, расширить дверные проемы… Как-никак 2011 год не за горами, а среде к этому времени предписано стать безбарьерной на сто процентов. В ответ - не менее стопроцентные уверения, мол, сожалеем, но ваше здание к новым условиям "приспособить невозможно". Хотя почему-то давно уже оказалось "возможным приспособить" и Собор Парижской богоматери в Париже, и рейхстаг в Берлине. Человек на коляске сегодня может проехать все подвалы Капитолия и отдохнуть на горном курорте второй по высоте вершине Швейцарии. Знакомая была в Германии, рассказывала, что участвовала в оригинальной экскурсии - белорусы посещали тамошние тюрьмы. Видели своими глазами удобные пандусы, поручни на каждом шагу. "А что, среди заключенных много инвалидов?" - задали наши люди вопрос. "Пока нет ни одного, но ведь никто не застрахован, что они не могут появиться. На всякий случай все должно быть готово", - прозвучал ответ. Как говорится, no comments.
Вниз - не вверх, падать - не летать
Автору этих строк довелось не так давно побывать в Госстандарте на заседании за "круглым столом", посвященном выполнению Госпрограммы по созданию безбарьерной среды. Представители различных ведомств информировали коллег о размерах сумм, уже затраченных на выполнение программы, о приобретенных низкопольных автобусах, о количестве пандусов, строящихся в городах… Судя по выступлениям, дело наконец пошло на лад. И тут представитель Министерства труда и социальной защиты добавил в отчеты ложку дегтя: "В основном мероприятия программы выполняются", но "часто просто лишь бы сделать. К сожалению, сюда не приглашены представители общества инвалидов - они многое могли бы сказать по качеству". Собравшиеся покивали головами, поговорили еще немного и разошлись. Строить безбарьерную среду дальше.
Мне же захотелось все-таки узнать, что "могли бы сказать по качеству" самые заинтересованные в создании этой среды люди. Поэтому решила побеседовать с Сергеем Дроздовским, заместителем председателя общественного объединения "Белорусское общество инвалидов".
Начал он свой рассказ так:
- В рамках деловой поездки побывал в Америке. В течение дня у нашей группы было по три-четыре визита в разные организации, вечером - посещение развлекательных мероприятий. И в какой-то момент этого абсолютно активного движения я сообразил: что-то не так. Это может показаться странным, но только тогда вспомнил, что я инвалид (Сергей Евгеньевич сам передвигается на коляске). Дома себе такой свободы позволить не могу. Здесь каждый предшествующий поездке день начинается с того, что я точно продумываю, как попасть в нужное место. Строю в уме маршруты, иногда очень запутанные из-за недоступности многих объектов. Если знаю, что понадобится войти в здание, обязательно созваниваюсь накануне и уточняю, есть ли там ступеньки, а если да, то какие. Потом начинаю думать, где найти помощника, не факт ведь, что в незнакомом месте окажется человек, готовый помочь. И так постоянно.
- Начинается все с мелочей, - продолжает Сергей Евгеньевич. - Сейчас повсеместно ремонтируют дороги, пешеходные переходы. По нормативам высота бордюра на переходах не должна превышать пяти сантиметров. Пройдите по городу и посмотрите: разве эти нормативы выполняются? Доходит до абсурда: бывает, с одной стороны дороги норма соблюдена, а с другой - нет. И непонятно, что делать инвалиду, который начал преодолевать дорогу с низкого бордюра, а потом вдруг наткнулся на непреодолимую преграду… Но это же проезжая часть. И неизвестно, чем подобная ситуация может закончиться.
- В минском метро опять же абсурдная вещь. Да, на станции "Каменная Горка" действительно установили наклонный подъемник, есть там и лифт, но сегодня он под замком. Просто конструкция достаточно легкая, и возникают опасения, что ее разберут вандалы. А как же тогда ими воспользоваться подъемником инвалиду? И так - на каждом шагу. Похожая ситуация в подземном переходе железнодорожного вокзала. Вот в Швеции есть другая проблема: станции повсеместно оборудованы лифтами для инвалидов, но внутри безбожно мусорят. Несмотря на это никому в голову не приходит закрыть лифты - там просто устанавливают видеокамеры, наказывают нарушителей.
А контролирует кто?
Ситуация действительно абсурдная. Тем более что контролировать качество проведенных строительных работ должны представители Госстройнадзора. Как-никак, не дело это, когда инвалиды "проверяют" каждый (порой неудавшийся) объект на себе. Однако пока все наоборот: случается, застройщики, выбирая проект, задают совершенно нелепый вопрос: а вы нам можете гарантировать, что в здании будут жить инвалиды? Или вариант второй: "А вам это зачем?"
Сомнений нет, что к одиннадцатому году безбарьерная среда в Беларуси будет. Но если она появится для отчета, только на бумаге, то нашим инвалидам останется в свою очередь задать вопрос: "А нам это зачем?"
Снежана Инанец
{mos_fb_discuss:2}