Автопробег общества инвалидов: яркая акция забытых людей

25 июня нынешнего года из Минска стартует автопробег, посвящённый 20-летию деятельности ОО «Белорусское общество инвалидов». Акция необычная – по крайней мере, в нашей республике подобное мероприятие проводится впервые. За рулём автомобилей будут инвалиды, в том числе – инвалиды-колясочники. Маршрут автопробега довольно-таки протяжённый – 2080 километров: Минск – Барановичи – Ивацевичи – Брест – Волковыск – Гродно – Лида – Вилейка – Полоцк – Витебск – Шклов – Могилёв – Гомель – Мозырь - Солигорск – Минск. В наш город участники автопробега прибудут в День Независимости, 3 июля. Здесь они планируют встретиться с представителями местной власти и общественности, а также возложить цветы к мемориалу «Скорбящие матери» у развилки дорог возле г.п. Старобин.

Цель акции – привлечь внимание чиновников, представителей общественных организаций, средства массовой информации, да и простых граждан к проблемам инвалидов. 

{mos_fb_discuss:2}

Проблем этих множество, и решить их без сторонней помощи и поддержки сами они не в состоянии. Об этом и многом другом из жизни людей с ограниченными возможностями я беседую с Ириной Макейчик – девушкой, которая знает обо всё этом из собственного жизненного опыта.

Знает и, несмотря на множество преград, трудностей – физических, психологических, бюрократических и т.д. – остаётся при этом активной, инициативной и позитивной. Ирина – региональный представитель общественного объединения «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (ООРАИК) и координатор проекта (автопробега) в Солигорске от ОО «Белорусское общество инвалидов» (ООБелОИ).

- Ирина, думаю, большинству людей сложно понять, с какими проблемами ежедневно сталкиваются те, чьи возможности ограничены…

- Действительно, если в твоём окружении нет таких людей, то и проблем вроде как нет – по крайней мере, для большинства они не очевидны. А вот нам нужно преодолевать их каждый день, зачастую практически в одиночку, поскольку ощутимой поддержки со стороны государства инвалиды не получают. Деятельность общественных организаций, занимающихся решением проблем инвалидов, в Солигорске на сегодняшний день крайне вялая. И если с детьми-инвалидами работают сотрудники Центра социального обслуживания населения, то со взрослыми дело обстоит гораздо хуже. Практически, они предоставлены сами себе и своим близким.

Если говорить о проблемах инвалидов, то они начинаются с самого дома. Приведу лишь некоторые примеры. Если это инвалид с детства, который живёт и воспитывается в семье, то может возникнуть преграда непонимания со стороны родителей. Конечно, они ухаживают за ним, кормят, но, вместе с тем, это похоже на заботу о растении или зверёныше каком-то, поскольку некоторым не позволяют даже пользоваться коляской (берегут мебель и домашнее имущество), некоторых не выводят на прогулки. Пространство жизни сужается до размеров квартиры или даже комнаты, родители поддерживают жизнь такого человека, но никак не заботятся о развитии личности, ещё более усугубляя проблему ограниченных возможностей.

Вторая проблема – контакт со внешней средой, поскольку возможности для адаптации инвалидов в обществе у нас минимальны, можно сказать, практически отсутствуют. О них забывают при проектировании домов, дворов, магазинов. До недавнего времени пандусы были лишь в некоторых новых офисных зданиях, построенных по современным проектам, т.е. были единичеными. Нормы, которые, в общем-то, обязуют учитывать интересы инвалидов и оборудовать городские пространства с учётом их потребностей, выполнялись слабо. Сейчас ситуация стала исправляться, но и то - только после нашего обращения к властям. Приятно отметить, что нынешняя реконструкция в городе идёт уже с учётом наших пожеланий, подъезды домов и магазинов оборудуются пандусами, бордюры у пешеходных переходов становятся более низкими и удобными, хотя здесь тоже нюанс – даже пара сантиметров выше нужного уровня бывает для колясочников ощутимой, поэтому любые погрешности при работе строителей и асфальтоукладчиков могут создать неудобства для передвижения инвалидов.

Проблема номер три – трудоустройство инвалидов. Конечно, этот вопрос должны решаться, прежде всего, на уровне государства, однако многое зависит и от местных властей. К примеру, некоторым инвалидам первой группы могут дать рекомендацию для трудоустройства. Ну а для остальных мест для трудоустройства просто нет. А ведь возможности инвалидов ограничены лишь в некоторой степени: многие из них имеют и физические силы, и желание работать, я уже не говорю об очевидном стремлении быть востребованным обществом, быть в коллективе, самореализоваться. К тому же, многие из них в своё время получили замечательное образование и являются хорошими специалистами.

- Возможно ли создавать новые рабочие места для инвалидов?
- Это весьма проблематично. К примеру, в Центре социального обслуживания населения есть швейная мастерская, куда инвалиды могут обратиться за помощью: что-то сшить, подшить. Ну а почему бы не создать там несколько рабочих мест для швей, для начала обучить их, после чего они могли бы таким образом выполнять какие-либо несложные заказы – шить те же салфетки, скатерти и прочее. Есть всё для этого необходимое: люди, помещение, оборудование, но нет разрешения на открытие такой швейной мастерской: мы не можем его получить – из-за проблемы с юридическим оформлением. Можно было бы открыть мастерскую по ремонту обуви – но и её нужно оформлять как ЧУП. Сейчас пытаемся договориться с соответствующими организациями том, чтобы наши инвалиды – хотя бы пару человек – продавали лотереи в магазинах.

- Выходит, что социум создаёт для инвалидов массу дополнительных ограничений, не позволяющих даже элементарно зарабатывать себе на жизнь…

- Да, получается, что инвалид в нашем обществе обречён на нищенское существование. Заработать самостоятельно нет возможности, а тех денег, которые он получает от государства, на достойную жизнь явно не хватает. К примеру, социальная пенсия для инвалидов, которые нигде никогда не работали, составляет на сегодняшний день около 175 тысяч рублей в месяц. Эта сумма не дотягивает даже до уровня прожиточного минимума и красноречиво свидетельствует об отношении государства к людям с ограниченными возможностями.

- Ну а со стороны общественных организаций – что реально делается для поддержки инвалидов?

- Если говорить об обществе инвалидов, то от него помощи практически никакой – кроме небольшой суммы денег ко Дню инвалидов. Никакой активности, никакой общности и взаимодействия в нём нет. Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников, чьи представителем я являюсь, - одна из реально действующих организаций, причём как в столице, так и в других городах. И это во многом благодаря её лидеру Сергею Дроздовскому. Ассоциация существует уже десять лет: за это время удалось многое – прогресс очевиден. К примеру, в Минске периодически организовываются сборы для обучения инвалидов, для них есть договорённость с бассейном, который они могут посещать, кроме того, активисты занимаются поиском мест для трудоустройства инвалидов. Инвалиды участвуют в различных соревнованиях, которые организовываются по всей республике, а также в марафоне на колясках, который проходит в Польше. В нашем регионе деятельность ассоциации началась только в прошлом году, пока впечатляющих результатов нет, однако на будущее у нас – большие планы.
- Вот о планах – поподробнее, пожалуйста…

- Задач, конечно, очень много, но, прежде всего, будет продолжать начатое. Год назад мы организовали в Солигорске группу самопомощи  - первый шаг на пути сближения инвалидов друг с другом, попытка наладить контакт, вывести их из своих квартир, помочь хоть как-то адаптироваться в обществе. Это хорошая возможность не просто общаться, разговаривать, но, прежде всего, делиться проблемами, вместе искать пути их решения, обсуждать то, что действительно волнует.

Сегодня группа объединяет уже 10 человек. И это радостно осознавать, поскольку при создании группы самопомощи мы столкнулись с проблемой абсолютной замкнутости, закрытости инвалидов, порой просто невозможно заставить человека выйти из дома, пойти на встречу. Одни стесняются – после долгого домашнего заточения сделать шаг к новым людям невероятно сложно психологически. И вот они укрылись в своём мирке, и вроде бы никто и ничего им не нужно. Другие – те, которые получили инвалидность недавно, - находятся в таком полукоматозном состоянии посттравматического синдрома, не видя своего пути в этой новой своей, «сломанной» жизни – и по этой причине не идут на контакт. Но всё же постепенно нам удалось собрать такую группу, хотя, честно говоря, объединить людей с разными диагнозами и разными историями болезни тоже очень непросто: кто-то живёт с ДЦП всю свою жизнь, а кто-то «сломался» недавно – и ведь у них всё разное, мироощущение, отношение к людям, к себе. Тем не менее, мы не теряем надежды на то, что со временем таких групп самопомощи станет в городе больше.

Хочется сказать отдельное спасибо Центру социального обслуживания населения, который оказал нам немалую поддержку при создании таких групп. Центр предоставляет помещения для встреч, помогает нам в осуществлении наших проектов и организации некоторых мероприятий – в частности, в прошлом году поддержал нашу идею проведения выставки творчества инвалидов региона. И всё получилось: она была организована в ДК «Строитель» (спасибо и его директору Людмиле Казачковой, которая также охотно поддержала эту идею).

- Но на реализацию ваших больших планов наверняка нужны такие же большие средства: за счёт чего активисты ассоциации могут осуществлять свои проекты и помогать людям, входящим в её состав?

- Приходится самостоятельно искать спонсоров – ждать, что кто-то придёт, проникнется нашими проблемами и поможет, глупо. Никто не придёт и не поможет: нужно самим идти, искать, просить, добиваться. Раньше выручала гуманитарная помощь, сейчас ситуация изменилась: мы, к примеру, не можем получить из-за границы хорошие, так называемые активные коляски, поскольку по нынешнему законодательству они причисляются к медицинскому оборудованию и подлежат сертификации, а значит, на границе их попросту изымут. А отечественные коляски – это настоящая проблема, они очень неудобные в обращении. Вообще-то, сейчас возникают сложности со ввозом и любой другой гуманитарной помощи, теми же средствами гигиены: повысились налоги, госпошлины на ввоз, в результате чего объём ввозимого значительно сократился. И наши инвалиды прочувствовали это на себе, поскольку качество импортных товаров значительно  выигрывает у отечественных. К слову добавлю, что каждый инвалид-колясочник может оформить на себя индивидуальную карту реабилитации. Что это такое? Это перечень средств гигиены и вспомогательных медицинских средств для инвалидов, которые бесплатно выделяются государством. Но, во-первых, о возможности получать эти средства по карте реабилитации знают единицы, поскольку – в силу понятных причин доктора не спешат сообщать об этом своим пациентам.  Ну а, во-вторых, качество товаров, которые бесплатно выдаёт государство оставляет желать лучшего.

Во время разговора с Ирой о проблемах инвалидов и об отсутствии у них возможностей ощущать себя в социуме полноценными, нужными, вспомнились почему-то передачи канала «Animal Planet», в которых целые службы одетых в униформу людей мчатся на помощь любому живому существу – большой лошади или маленькой мышке.  Но вот у нас о такой заботе не мечтают не только лошади и мыши, но и люди, попавшие в беду. «На Западе все подобные организации существуют на средства от пожертвований, - комментирует мою мысль Ирина. - Там это давно сформированная, установившаяся и отлаженная, чётко работающая система. У нас же пожертвования носят разовый, порой случайный характер и не воспринимаются как реальный способ улучшить чью-то жизнь».

…Очевидно, что проблемы, о которых упоминалось выше, разрешаются очень сложно и медленно, иначе стали бы участники автопробега преодолевать две тысячи километров для того, чтобы обратить на себя внимание? Тем более, что это люди, которым сложно осваивать даже гораздо более малые пространства. И как бы пафосно это ни прозвучало, у них можно учиться мужеству  и терпению. Они по-настоящему восхищают – даже несмотря на то, что в обществе за ними до сих пор закреплён другой образ –  образ тех, кто вызывает жалость.

Ольга Трандофилова для Электронного Солигорска.