Бытует мнение, что все дети должны идти в школу уже читающими и пишущими. Родители за год или два до школы думают, куда отдать детей на подготовку. Но ни в одном документе Минобразования нет таких требований.
Насколько важно обучить ребенка чтению и письму перед школой? Нужно ли тратить на это время и немалые деньги или все-таки достаточно домашнего развития, не отнимая детства? Обсудили с различными специалистами.
"Зачем тогда школа?"
– Чем ближе школа, тем больше волнений. Я уже на "низком старте" - делится переживаниями солигорчанка Алеся. – У знакомой сыну пять лет, и он уже второй год ходит на подготовку. Подруга говорит, что до школы ребёнок обязательно должен читать и писать, дети проходят собеседование. Я вспоминаю себя. Из всего класса читать до школы умели только двое. Лично я научилась читать в первом классе и мне это не помешало ни в чём. А сейчас родители вынуждены оплачивать подготовку к школе. Далее, учась в школе, они оплачивают репетиторов. Гонка прям какая-то. Или выкачка денег?! Зачем тогда школа?
"Готовить ребенка к школе можно по-разному. Необязательно тратить на это деньги"
Ирина Григорьевна Макоед, воспитатель старшей группы ГУО "Детский сад № 42 г. Солигорска":
– В первую очередь у дошколят нужно развивать коммуникативные навыки, познавательную сферу, самостоятельность. Это для будущего школьника является первичным. Умение писать и читать - вторично. А вот если учиться неинтересно, то развитие навыков чтения и письма будет неэффективным, даже все усугубит, сведя на нет желание учиться в школе. Другое дело, если ребенка вдохновляет сам процесс обучения. Родителям и нам, воспитателям, важно помочь найти занятие. Для ребенка важна игра - в ней много радости и творчества, которые дают детям ощущение уверенности в себе.
Готовить ребенка к школе можно по-разному. Необязательно тратить на это деньги. Иногда время, проведенное с родителями, - ценнее и эффективнее, чем разрекламированные подготовительные курсы.
По мнению воспитателя, понять родителей дошкольника, которые ведут ребенка на подготовку, можно. Но если ребёнок посещает детский сад – это и есть первая ступень образования и воспитания, где подготовка детей к школе проходит в форме игры на занятиях пения, танцев, рисования, конструирования, лепки и пр.
"Современным детям не хватает общения с родителями"
– Из-за новой модной тенденции по подготовке к школе дети рано начинают писать и читать, но многие не способны делать элементарное: завязывать шнурки, застегивать молнию, вырезать ножницами, - говорит учитель начальных классов Лия Вадимовна. – Зачастую мои первоклашки не знают полного имени родителей. На уроках они не умеют сравнивать, делать простейшие умозаключения, у них слабые знания об окружающем мире и скудный словарный запас. Потому что игра, их основной вид деятельности, была заменена на учебу.
Что должен знать ребёнок к школе? Называть свою страну и её столицу, домашний адрес, полные имена родителей, знать времена года, названия месяцев и дней недели, цвета, уметь отличать домашних животных от диких, понимать родственные связи, например, что дедушка – это папа мамы (или папы), также уметь ориентироваться на бумаге (право, лево, верх, низ). 50% моих первоклассников рисуют так. Я давала графический диктант, медленно диктовала.
Очень важно не учить ребёнка, а развивать.
Ни в одном документе Минобразования нет положений, что при поступлении в школу ребёнок должен уметь читать и писать.
Этому учим мы, учителя. Часто к первому классу ребёнок уже умеет писать, но при этом ручку держит неправильно. Переучить ребенка сложно.
До школы нужно обучить ребёнка гигиеническим навыкам, а также самостоятельно одеваться. Потому как мы с детьми много время тратим на переодевания и часто опаздываем. Культурный норматив за семьей. Общайтесь с детьми, читайте им книги, следите за произношением звуков. У меня в этом году больше половины класса нуждаются в помощи логопеда, но не всех детей специалисты могут охватить.
Все это и есть развитие и подготовка к школе. К сожалению, современным детям не хватает общения с родителями.
"Единственная норма для дошкольника - как раз вертеться и совать во всё свой любопытный нос"
Психолог Екатерина Кирина тоже считает, что главная задача детства - наиграться. В подтверждение советует почитать работы Льва Выготского, Нины Гуткиной, статьи Марьяны Безруких, зарубежные публикации.
– В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Поэтому делаем вывод: главной формой подготовки детей к школе должна быть игра (с мячом, салки, прятки, всевозможные "Штандерт-стоп" и казаки-разбойники, лего и прочие кубики, любые карточные игры, "ходилки", лото, строительство тоннелей в песочнице, швыряние камнями). Всё это нельзя заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам. Ни мозг, ни психика, ни тело ребёнка не предназначены для этого. Да, водить детей на занятия гораздо проще, чем проделывать все эти муторные и рутинные операции самим: пластилин, краски, конструктор: всё убирать потом. А на занятии час-два ребёнок типа развивается, и родитель как бы при деле. На таких занятиях за редким исключением детей учат: сидеть за партой, не бегать, не шуметь, правильно держать карандаш, раскрашивать по шаблону, обводить строчки. Ребёнок выходит уставшим, обесточенным, а ему ещё домашних заданий надают, да ещё и ругают за то, что вертелся на уроке.
Екатерина уверена, что единственная норма для дошкольника - как раз вертеться и совать во всё свой любопытный нос, непрерывно что-то спрашивать и всё хватать. А также бегать, строить куличики и отношения, сочинять. Знакомить детей с буквами можно и нужно, но лучше на подручных предметах, в игре и на прогулке, учить читать по вывескам. Но ни в коем случае не требовать, чтобы к школе он сам читал. Всему своё время.
"Даже трехлетний ребенок может выучить весь алфавит, но какие он приложит к этому усилия и что при этом потеряет?"
Ангелина Владимировна Долматович, педагог-психолог ГУО "Детский сад № 42 г. Солигорска":
– Задайте себе вопрос: готовность детей к школе про что? Про навык чтения и письма? Не совсем. А так думают многие современные родители и даже учителя. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя интеллектуальную, личностную (мотивационную), эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.
Интеллектуальная предполагает развитие познавательных процессов. И это вовсе не про умения ребёнка читать и писать. Кроме интеллектуальной готовности не стоит забывать и про мотивацию ребёнка: познавательный мотив должен преобладать над игровым. Эмоционально-волевая готовность предполагает формирование у ребёнка умения распознавать собственное эмоциональное состояние, называть его, а также развитие саморегуляции, умениея выполнять действия по заданию взрослого, по правилу. Что касается коммуникативного компонента, то ребёнок должен уметь общаться со сверстниками. Если же игнорировать и не обращать внимание на все это, то в школе могут возникнуть различные трудности: в усвоении учебной программы из-за недостаточного уровня развития мышления, памяти, внимания и т. д., отсутствия познавательного мотива, могут возникнуть эмоционально-поведенческие нарушения (агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др.), нарушения в межличностном общении со сверстниками (изолированность ребёнка в классе и др.).
Когда вы строите дом, сразу ставите фундамент, потом стены и только после строите крышу. Поэтому, прежде чем учить ребёнка дошкольника читать и писать, нужно дать ему возможность выполнить его самые важные возрастные задачи. Да, даже трехлетний ребёнок может выучить весь алфавит, но какие он приложит к этому усилия, и что при этом потеряет? Семилетний ребёнок справится быстрее и с меньшими затратами. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это сюжетно-ролевая игра. Ребёнок должен осваивать различные роли: играть в повара, водителя, дочки и матери и др. Если он не пройдёт этот этап, то могут возникнуть проблемы на последующих этапах его развития. Поэтому пусть дети играют, а мы будем играть вместе с ними, развивая их в игре.
Татьяна, преподаватель курсов по подготовке к школе, педагог-психолог, наоборот, призывает обязательно готовить детей к школе.
Она называет несколько видов страхов, которые ребенок испытывает перед школой: знакомство с новыми людьми, поднять руку, сделать ошибку, расставание с игрушками. Лучше, если к новому этапу жизни родители своего ребёнку подготовят. Это как построить мост между садиком и школой. Именно для этого и существуют развивающие центры, где преподаватель помогает ребёнку к школе преодолевать все эти страхи. Большинство современных детей приходит в первый класс уже подготовленными: дети умеют читать и писать, а значит именно на них и будет ориентироваться учитель, выстраивая свой образовательный процесс.
– Наши выпускники хорошо учатся в гимназиях и школах. Отличаются от одноклассников скоростным мышлением, желанием учиться. Мы получаем много положительных отзывов от родителей, — говорит специалист.
О чём говорят мамы?
– Если бы я только знала, что в первом классе дети с разной подготовкой будут заниматься одним и тем же, я бы не водила сына с четырех лет по разным развивашкам, - говорит Юлия, мама второклассника. - Мой сын год назад читал 60 слов в минуту, а были дети, кто не мог осилить и 10. В итоге сын просто просиживал уроки, ему было неинтересно. Мы потратили немало денег, я часто срывалась с работы, чтобы отвести сына на занятия. Сейчас и сама не знаю, зачем так надрывалась. Вспомнились слова известного юмориста стендапа: "Учат в школе! Учат в школе! Песня такая есть! Учат в школе! Вычитать, умножать - в школе, не дома. Нет такой песни "Учат дома". Как раз в тему, смысл тот же.
С ней не согласна другая мама:
– Помню ехали с сыном в автобусе, ему было тогда года четыре. Рядом сидели мама с сыном, нашим ровесником. Я услышала, как он читал вывески и обомлела: мой ребенок и букв не знает. И, конечно, мы рванули на подготовку к школе, потому что я побоялась, что мой сын будет отстающим. После двух лет курсов он пошел в школу полностью готовым, чувствовал себя уверенно, его часто хвалили.
Взгляд снизу или что говорят сами дети?
Семашко Семёну скоро исполнится шесть лет. Он знает, что через год станет первоклассником.
– Я не очень хочу идти в школу, - говорит мальчик. – Но поскорее хочу уроки химии, потому что там мы будем проводить опыты. Знаю, что придётся каждый день ходить в школу, много учиться, а в саду мы играем. Но в школе лучше, чем в садике - там нет обеденного сна.
Сёма, Сёма, нам бы твои "проблемы" :)