Современное устройство семьи может весьма негативно сказаться на детях, но это обнаружится, когда они станут взрослыми людьми.
Сегодня ни для кого не секрет, что большое количество установок, особенностей восприятия чего-либо, особенностей характера закладываются в детстве. В наши дни психологи все чаще обращают внимание на то, что организация воспитания ребенка, при которой им занимается в основном мать, способна привести к тому, что из детства дети возьмут многие личностные проблемы и комплексы. К сожалению, зачастую родители не осознают, насколько сильно зависит качество жизни их ребенка, когда он станет взрослым человеком, от их поведения не только по отношению к нему, но в целом, пока он еще ребенок. Привычная картина: отец пропадает на работе сутками, а воспитанием детей занимается мать. Такая организация семьи чревата рядом весьма неприятных последствий. Тем не менее, сегодня в Беларуси подобная ситуация является общепринятой нормой: занятость отца оправдывается «добычей средств» для семьи до позднего вечера, в выходные дни мужчины хотят уделить некоторое внимание собственным интересам, и, в итоге, множество семей в нашей стране живут таким образом, что совместное времяпрепровождение отца и ребенка является не обязательным и регулярным, а происходит урывками. Мы склонны списывать эту ситуацию на необходимость, но, к сожалению, она не просто лишает семью ценнейших совместных минут, но и негативно сказывается на ребенке.
Для того, чтобы лучше понять происхождение некоторых установок, свойственных мужчинам и женщинам, нужно обратить внимание на психологические процессы, происходящие у детей в период становления их представления о себе как о мужчине или женщине, то есть в процессе принятия собственного пола и предписываемых им ролей, качеств и особенностей. В психологии этот механизм называется «идентификацией». Современное устройство семьи, асимметричная организация родительской заботы, при которой воспитательная роль принадлежит женщине, во многом обуславливает значительные различия между женской и мужской идентификацией.
Первичная идентификация происходит из чувства близости с родителем и, так как возле ребёнка постоянно находится мать, идентификация и у мальчиков, и у девочек, происходит с матерью. Однако, если для девочек эта идентификация необходима хотя бы для того, чтобы научиться быть женщиной, а в дальнейшем матерью, то мальчику необходимо постепенно развить идентификацию с мужским полом в целом. Но в наше время из-за столь распространенного явления – редкого присутствия отца дома (из-за количества работы или по любым другим причинам) – у мальчика просто нет возможности длительного общения с ним, и, следовательно, освоения примера мужского поведения. Отсутствие отцов дома также влияет на обучение гетеросексуальности: если мальчик учится гетеросексуальной роли через общение с матерью, то девочке приходится осваивать эту роль без непосредственного общения с мужчинами.
При этом, в дальнейшем девочка сохраняет более тесную связь со своей матерью, в то время как мальчик стремится отстраниться от неё. Интересно, что в более зрелом возрасте это отстранение оказывает значительное влияние на взаимоотношения с противоположным полом, и вот почему. Женственность и мужественность преподносятся ребёнку совершенно по-разному: мужественность представляется в качестве труднодостижимого идеала, к которому нужно еще придти, и сделать это не так просто; а женственность является для девочки довольно легко осваиваемой – за неё не надо сражаться, демонстрировать храбрость и т.д. С одной стороны, взросление ребёнка происходит в обществе, в котором доминируют мужчины, с другой – важность отца зачастую подчеркивается внутри семьи матерью. Мужественность, с одной стороны, предстаёт более труднодостижимой, чем женственность, с другой – гораздо более приоритетной. Вместе с этим пониманием приходит и представление о том, что зависимость и привязанность к матери противоречат мужественности и, таким образом, мальчику необходимо отстраниться от матери. Так начинается процесс отрицания отношений, основой которого является стремление достичь мужественности.
По мнению основоположника психоанализа З.Фрейда именно эта ситуация в дальнейшем влияет на формирования у мужчин презрения к женщинам. Но, по мнению психолога Карен Хорни, презрение к женщинам проистекает из страха мальчика перед всемогуществом матери, что, опять-таки, обусловлено устройством семьи, при котором воспитанием детей занимается женщина, а отец дома бывает редко (или дети просто его не видят в силу разных причин). Для сыновей в таких семьях матери оказывается просто «слишком много», и, вырастая, они приписывают женщинам целый «набор» негативных качеств.
Известный психоаналитик и социолог Нэнси Чодороу в своей книге «Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола» писала: ««Слишком много матери» вызывает у мужчин обиду и боязнь женщин и заставля¬ет их искать женщин неугрожающих, нетребовательных, зави¬симых, даже инфантильных — женщин простых и поэтому бе¬зопасных. Благодаря этим же самым процессам муж¬чины начинают отвергать, девальвировать и даже высмеивать женщин и все женское. Социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс, связанный с низкой оценкой женщин и неравенством полов».
В обществе существует стереотипное представление, о том, что, грубо говоря, отношения с противоположным полом для женщин важнее, чем для мужчин (хотя постепенно эти представления теряют свою актуальность). С одной стороны, это представление подкрепляется тем, что женщины остаются более открытыми для отношений, чем мужчины (что обусловлено и взаимоотношениями с матерью у детей, и другими психологическими особенностями). По мнению психоаналитика Н.Чодороу, из-за того, что воспитанием ребенка занимается в основном мать, проводит с ним много времени, и привязанность ребенка к матери очень сильна, в итоге, у девочек складывается ситуация, в которой в эмоциональном отношении мужчины остаются второстепенными - первостепенной является мать. Так же и у мальчиков. То есть для них остаётся первостепенной эмоциональная связь с противоположным по полу родителем - матерью. В дальнейшем, в отношениях с противоположным полом мужчина в какой-то мере стремится воссоздать эмоциональную связь с матерью, т.к. возвращение к переживанию первоначальной любви, чувству защищенности, спокойствию — основная цель взрослых сексуаль¬ных отношений, как утверждает Чодороу. Для женщины же мужчина не является необходимым в этом отношении, т.к. изначально эмоциональная близость у девочек возникает с матерью, но не с отцом.
Исследовательница заключает: «Вследствие социальной организации родительства в женс¬кой психике мужчины воспринимаются на двух уровнях. На одном уровне они эмоционально вторичны и любовь не распро¬страняется исключительно на них — они не являются первичны¬ми объектами любви, как матери. На другом - они идеализируют¬ся и воспринимаются как нужные, но неспособные ни выразить свои собственные эмоциональные потребности, ни ответить на потребности женщин». Вот и получается, что успешность в личных отношениях, в создании крепкой пары и здоровых отношений, во многом закладывается уже в детстве. И мы не просто копируем семьи своих родителей, перенося в свои собственные как хорошие, так и негативные примеры поведения, продемонстрированные когда-то родителям, но и в значительной мере зависим от особенностей организации воспитания.
Вот и получается, что активное участие отца в воспитании детей – это не прихоть ради их развлечения или помощи жене, но необходимое условие развития здоровых и счастливых людей. Тем не менее, и социальные, и экономические реалии нашего общества позволяют это активное участие далеко не всегда. Кто виноват, что матери оказывается «слишком много»? Отец, у которого в будние дни работа, в выходные, если не работа, то баня-рыбалка-гараж, или мать, зачастую окружающая сына такой чрезмерной заботой, что став взрослым мужчиной, он будет испытывать сложности хотя бы потому, что ни одна ровесница не согласиться взвалить на себя заботу о нем в таком количестве, в котором он к ней привык в родительском доме? В идеале ответственность за ребенка распределяется на обоих родителей в равной степени, и остается пожелать, чтобы родители яснее осознавали, что будущее благополучие их чада закладывается «здесь и сейчас».
Автор: Евгений Мисник