Проблемы родом из детства

Современное устройство семьи может весьма негативно сказаться на детях, но это обнаружится, когда они станут взрослыми людьми.

Сегодня ни для кого не секрет, что большое количество установок, особенностей восприятия чего-либо, особенностей характера закладываются в детстве. В наши дни психологи все чаще обращают внимание на то, что организация воспитания ребенка, при которой им занимается в основном мать, способна привести к тому, что из детства дети возьмут многие личностные проблемы и комплексы. К сожалению, зачастую родители не осознают, насколько сильно зависит качество жизни их ребенка, когда он станет взрослым человеком, от их поведения не только по отношению к нему, но в целом, пока он еще ребенок. Привычная картина: отец пропадает на работе сутками, а воспитанием детей занимается мать. Такая организация семьи чревата рядом весьма неприятных последствий. Тем не менее, сегодня в Беларуси подобная ситуация является общепринятой нормой: занятость отца оправдывается «добычей средств» для семьи до позднего вечера, в выходные дни мужчины хотят уделить некоторое внимание собственным интересам, и, в итоге, множество семей в нашей стране живут таким образом, что совместное времяпрепровождение отца и ребенка является не обязательным и регулярным, а происходит урывками. Мы склонны списывать эту ситуацию на необходимость, но, к сожалению, она не просто лишает семью ценнейших совместных минут, но и негативно сказывается на ребенке.

Для того, чтобы лучше понять происхождение некоторых установок, свойственных мужчинам и женщинам, нужно обратить внимание на психологические процессы, происходящие у детей в период становления их представления о себе как о мужчине или женщине, то есть в процессе принятия собственного пола и предписываемых им ролей, качеств и особенностей. В психологии этот механизм называется «идентификацией». Современное устройство семьи, асимметричная организация родительской заботы, при которой воспитательная роль принадлежит женщине, во многом обуславливает значительные различия между женской и мужской идентификацией.

Первичная идентификация происходит из чувства близости с родителем и, так как возле ребёнка постоянно находится мать, идентификация и у мальчиков, и у девочек, происходит с матерью. Однако, если для девочек эта идентификация необходима хотя бы для того, чтобы научиться быть женщиной, а в дальнейшем матерью, то мальчику необходимо постепенно развить идентификацию с мужским полом в целом. Но в наше время из-за столь распространенного явления – редкого присутствия отца дома (из-за количества работы или по любым другим причинам) – у мальчика просто нет возможности длительного общения с ним, и, следовательно, освоения примера мужского поведения. Отсутствие отцов дома также влияет на обучение гетеросексуальности: если мальчик учится гетеросексуальной роли через общение с матерью, то девочке приходится осваивать эту роль без непосредственного общения с мужчинами.

При этом, в дальнейшем девочка сохраняет более тесную связь со своей матерью, в то время как мальчик стремится отстраниться от неё. Интересно, что в более зрелом возрасте это отстранение оказывает значительное влияние на взаимоотношения с противоположным полом, и вот почему. Женственность и мужественность преподносятся ребёнку совершенно по-разному: мужественность представляется в качестве труднодостижимого идеала, к которому нужно еще придти, и сделать это не так просто; а женственность является для девочки довольно легко осваиваемой – за неё не надо сражаться, демонстрировать храбрость и т.д. С одной стороны, взросление ребёнка происходит в обществе, в котором доминируют мужчины, с другой – важность отца зачастую подчеркивается внутри семьи матерью. Мужественность, с одной стороны, предстаёт более труднодостижимой, чем женственность, с другой – гораздо более приоритетной. Вместе с этим пониманием приходит и представление о том, что зависимость и привязанность к матери противоречат мужественности и, таким образом, мальчику необходимо отстраниться от матери. Так начинается процесс отрицания отношений, основой которого является стремление достичь мужественности.

detstvo 2

По мнению основоположника психоанализа З.Фрейда именно эта ситуация в дальнейшем влияет на формирования у мужчин презрения к женщинам. Но, по мнению психолога Карен Хорни, презрение к женщинам проистекает из страха мальчика перед всемогуществом матери, что, опять-таки, обусловлено устройством семьи, при котором воспитанием детей занимается женщина, а отец дома бывает редко (или дети просто его не видят в силу разных причин). Для сыновей в таких семьях матери оказывается просто «слишком много», и, вырастая, они приписывают женщинам целый «набор» негативных качеств.

Известный психоаналитик и социолог Нэнси Чодороу в своей книге «Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола» писала: ««Слишком много матери» вызывает у мужчин обиду и боязнь женщин и заставля¬ет их искать женщин неугрожающих, нетребовательных, зави¬симых, даже инфантильных — женщин простых и поэтому бе¬зопасных. Благодаря этим же самым процессам муж¬чины начинают отвергать, девальвировать и даже высмеивать женщин и все женское. Социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс, связанный с низкой оценкой женщин и неравенством полов».

В обществе существует стереотипное представление, о том, что, грубо говоря, отношения с противоположным полом для женщин важнее, чем для мужчин (хотя постепенно эти представления теряют свою актуальность). С одной стороны, это представление подкрепляется тем, что женщины остаются более открытыми для отношений, чем мужчины (что обусловлено и взаимоотношениями с матерью у детей, и другими психологическими особенностями). По мнению психоаналитика Н.Чодороу, из-за того, что воспитанием ребенка занимается в основном мать, проводит с ним много времени, и привязанность ребенка к матери очень сильна, в итоге, у девочек складывается ситуация, в которой в эмоциональном отношении мужчины остаются второстепенными - первостепенной является мать. Так же и у мальчиков. То есть для них остаётся первостепенной эмоциональная связь с противоположным по полу родителем - матерью. В дальнейшем, в отношениях с противоположным полом мужчина в какой-то мере стремится воссоздать эмоциональную связь с матерью, т.к. возвращение к переживанию первоначальной любви, чувству защищенности, спокойствию — основная цель взрослых сексуаль¬ных отношений, как утверждает Чодороу. Для женщины же мужчина не является необходимым в этом отношении, т.к. изначально эмоциональная близость у девочек возникает с матерью, но не с отцом.

Исследовательница заключает: «Вследствие социальной организации родительства в женс¬кой психике мужчины воспринимаются на двух уровнях. На одном уровне они эмоционально вторичны и любовь не распро¬страняется исключительно на них — они не являются первичны¬ми объектами любви, как матери. На другом - они идеализируют¬ся и воспринимаются как нужные, но неспособные ни выразить свои собственные эмоциональные потребности, ни ответить на потребности женщин». Вот и получается, что успешность в личных отношениях, в создании крепкой пары и здоровых отношений, во многом закладывается уже в детстве. И мы не просто копируем семьи своих родителей, перенося в свои собственные как хорошие, так и негативные примеры поведения, продемонстрированные когда-то родителям, но и в значительной мере зависим от особенностей организации воспитания.

detstvo 3

Вот и получается, что активное участие отца в воспитании детей – это не прихоть ради их развлечения или помощи жене, но необходимое условие развития здоровых и счастливых людей. Тем не менее, и социальные, и экономические реалии нашего общества позволяют это активное участие далеко не всегда. Кто виноват, что матери оказывается «слишком много»? Отец, у которого в будние дни работа, в выходные, если не работа, то баня-рыбалка-гараж, или мать, зачастую окружающая сына такой чрезмерной заботой, что став взрослым мужчиной, он будет испытывать сложности хотя бы потому, что ни одна ровесница не согласиться взвалить на себя заботу о нем в таком количестве, в котором он к ней привык в родительском доме? В идеале ответственность за ребенка распределяется на обоих родителей в равной степени, и остается пожелать, чтобы родители яснее осознавали, что будущее благополучие их чада закладывается «здесь и сейчас». 

Автор: Евгений Мисник