Много написано о трагедиях военных лет в нынешнем Солигорском районе и о карательной операции, которая проходила 15 февраля 1943 года. В тот роковой день фашисты просто зачищали территорию, сжигая людей, дома и деревни. Их задача: оставить земли пустыми. Но было в эти времена место и подвигам, мужеству и силе духа. Жители аг. Хоростово не забывают заслуги своих предков.
Отпечатался в памяти и подвиг священника Иоанна Лойко. Об этой трагедии знают многие. Но не каждому известно, каким же был священник Иоанн, отказавшийся от спасения ради помощи ближним.
Служение людям и помощь неимущим
Деревянная Хоростовская церковь во имя Покрова Божией Матери не была престижным приходом.
Деревня Хоростово находилась поодаль, расположившись между топями болота Гричин. И значимых путей через неё не пролегало.
В начале ХХ века семьями прихожан здесь являлись преимущественно малоземельные крестьяне, которые в своем большинстве вели нищенское существование. Бедными были и дары духовным пастырям за проведение церковных таинств и обрядов.
Первая мировая война – объединение для победы
Август 1914 года стал тревожным для Полесья. Ведь началась Первая мировая война.
Много мужчин-прихожан призывного возраста, блаженные на ратные подвиги священниками церкви Покрова Пресвятой Богородицы, были призваны на фронт. Кроме того, во всех церквях Мозырского уезда, в который входила тогда хоростовская Покровская церковь, было прочитано обращение, в котором проповедовалось объединение всех слоев общества вокруг самодержавия, пропагандировались идеи гражданского согласия во имя защиты Отечества.
В обращении отмечалось: " ... еще никогда так не объединялись у нас царь, вожди и народ, как в сегодняшнее время. Теперь у всех, от царя до простолюдина, только одна мысль и единственное желание – довести войну до победного конца, окончательно сломить наглого врага и этим надолго обеспечить мир и себе, и всему миру”.
Также известно, что Покровский приход, как и псаломщик хоростовской церкви Иоанн Лойко принимал самое активное участие в сборе пожертвований в пользу российской армии.
Стойкость в непростые времена
С приходом к власти большевиков в 1917 г. резко изменились государственное отношение к церкви. С самого начала своего существования советские власти начали жесткую борьбу с религией, которая провозглашалась "опиумом народа" и была названа вредной, опасной для советской государственной системы.
В результате закрывались костёлы, монастыри и церкви, широко распространялась атеистическая литература, где оскорблялись чувства священников и верующих. Однако, нет худа без добра.
Затерявшийся вдали Хоростовский край отрицательные перемены коснулись меньше всего.
Но в условиях пропаганды атеизма и здесь не просто было сплотить вокруг себя паству. Тем не менее с этой задачей священники Хоростовской церкви прекрасно справлялись, их приход численно увеличивался.
18 февраля 1918 г. Германия возобновила свое наступление на всём восточном направлении, и уже через неделю Мозырский уезд был полностью оккупирован. В скором времени наступил период, когда одни власти заменялись другими в течение нескольких месяцев.
Осенью 1918 г., после того, как немецкие войска были отозваны с Восточного фронта, Хоростовскую местность заняли войска Советской России, потом польские легионеры, а затем снова пришли большевики. Именно в этот период, когда власти быстро менялись, не успевая за короткий срок как следует наладить систему государственного управления (не собирались налоги, не исполнялись повинности, лес был ничейным), прихожане и церковь смогли решить свои многочисленные бытовые проблемы.
Согласно воспоминаниям людей, большое количество народа за это время построило новые дома. Не осталась без внимания прихожан и церковь. Благодаря усилиям и заботе Иоанна Лойко, а также местных священников, был проведен капитальный ремонт Хоростовского Божьего храма, да еще сделаны две небольшие пристройки к нему.
Но фактическое безвластие, которое так нравилось местному люду, закончилось в апреле 1921 г. когда Хоростово и окрестные деревни оказались в составе Польши.
Разумная и конструктивная позиция двух конфессий
Государственная поддержка оказывалась только католической конфессии, а это значит – костёлу святой Анны, находившемуся в пяти километрах от Хоростово, в деревне Пузичи.
В этой ситуации священники Хоростовской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, так и священники Пузичского костёла Святой Анны заняли очень разумную и конструктивную позицию. Они всегда поддерживали хорошие взаимоотношения между собой и никогда не склоняли местное население к переходу из одной конфессии в другую.
Таким образом, паству в Хоростовской церкви осуществляли очень прилежные служители православной веры и преданные духовные наставники своих верующих. А среди них – и псаломщик Иоанн Лойко.
В 1924 году усердная церковная работа Иоанна Лойко была замечена и отмечена правящим архиереем – епископом Полесским и Пинским Александром (Иноземцевым)
Согласно приказу "... за особое усердие в службе, псаломщик Лойко И.С. удостоен права носить стихаря". То есть, специальной богослужебной одежды священно – и церковнослужителей, облачение в которое означает высокое служение и выражает духовную радость о Господе, а также символизирует чистоту жизни.
Некоторое время Иоанн Лойко служил в Свято-Покровской церкви в деревне Мокрово (Лунинецкий район)
Сначала в 1934 г. опытного, знающего все мелочи церковной службы, псаломщика И.С. Лойко с целью дальнейшего карьерного роста перевели в Свято-Покровскую церковь в деревню Мокрово (Лунинецкий район).
Продолжение следует...
Отдел новостей "Электронного Солигорска"
При подготовке материала использовались сведения из работы М. Цубы, уроженца деревни Новина, Хоростовского сельсовета, кандидата исторических наук, доцента кафедры историческо-культурного наследия УО “Полесский государственный университет”
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА
Источник фото: СБ