Сгорели за веру. Подробности происходившего в деревне Хоростово 80 лет назад

15 февраля 1943 г. на Хоростово были брошены все силы карателей. По воспоминаниям людей, ночь на 15 февраля выдалась не только морозной с метелью, но и полной тревоги. Где-то гремели взрывы, слышались одиночные выстрелы и треск автоматов. Во всех направлениях горизонт горел заревом сжигаемых фашистами деревень и хуторов.

Есть несколько источников, из которых можно почерпнуть информацию, как происходили дальнейшие события 15 февраля в Хоростово. Это свидетельства очевидцев, которых фашисты оставили в живых только потому, что им понадобилась рабочая сила для перегона людского скота из Хоростово в Микашевичи. (Не менее 20 человек, среди них жители Хоростово –  Алексей Горбат и трое его детей: Авдотья, Павел и Адам). Также живыми свидетелями тех событий являлись несколько женщин и девушек, в том числе дочь батюшки Иоанна Вера, вывезенные затем на принудительные каторжные работы в Германию.

VOV 5

Воспоминания со слов Веры Ивановны Лойко, которая была в эпицентре трагического происшествия. В то время красавице Вере, входившей в певческую группу девушек, не было и 18 лет. А уже через два года, в 1945 г., когда она была освобождена из концлагеря и вернулась на родину она выглядела седой, постаревшей женщиной. Согласно рассказу Веры Лойко, ночь на 15 февраля, накануне великого православного праздника Сретения Господня (отмечается православными людьми 15 февраля), для их семейства была не только бессонной, но и очень тревожной.

"На сердце батюшки Иоанна было неспокойно, он испытывал на душе какое-то непонятное бремя, предчувствие грядущей беды. Очень долго молился. Затем озарил себя крестным знамением, подошел к жене, дочерям и сказал: "милые, давайте нынче не будем разлучаться. Пока я читаю церковные правила, соберите малышей и пойдем в церковь". Из дома вышли все вместе. Впереди шел батюшка Иоанн с внуком и внучками Анной и Неонилой, а за ними – дочь Вера, невестка Нина, матушка Ольга. Подойдя к церкви, батюшка Иоанн увидел, что храм уже открыт, а в нем собралось немало народа из близлежащих сёл и хуторов. На душе стало немного легче".

Богослужение в церкви началось, как всегда, около шести часов утра. Через некоторое время повсеместно стали слышны выстрелы, доносились команды на незнакомом языке. Всем стало понятно, что деревня окружена карателями. Батюшке Иоанну, продолжавшему вести Божественную литургию, было передано, что фашисты изгоняют всех к одному из домов, даже не прихожан, и приказывают всем идти в церковь на молитву. Примерно до середины службы церковь Покрова Пресвятой Богородицы была переполнена людьми, но обратно из нее никого не выпускали.

А люди всё подходили и подходили. Большое количество их собралось в церковном дворе. Здесь же эсэсовцами были отобраны два десятка молодых мужчин, женщин и подростков, которых отвели в сторону. Как затем выяснится, ради перегона награбленного животного. Вскоре всех тех, кто не смог протиснуться в переполненную церковь и находился на дворе, по приказу офицера услужливые полицейские погнали за окрестность деревни. Именно там находились большие деревянные коровники с соломенными крышами, рассчитанные на 60-70 единиц скота. Кроме пригнанных от церкви, около коровников уже была большая толпа. Это те несчастные, как из Хоростово, так и из соседних деревень, которых каратели пригнали из окрестных лесов, где они стремились спастись.

VOV 7

По воспоминаниям выживших, незаметно скрыться было очень трудно, лес с самого утра обстреливался самолетом, который таким образом указывал карателям место нахождения людей. По признаниям тех же полицейских в толпе возле коровника в отчаянии рыдали женщины, плакали маленькие дети, а каратели начали разыгрывать никому не нужную инсценировку с проверкой документов. При этом тех, у кого были документы, и у тех, у кого их не оказалось, все равно заталкивали в коровник.

Тем временем в церкви продолжалась Литургия. Почувствовав опасность, батюшка Иоанн в кратком обращении призвал всех присутствующих тщательно помолиться и причаститься Святых Тайн. Во время всеобщего пения ”Верю" в Божий храм ворвались фашисты. По свидетельству женщин, которые затем будут направлены на каторжные работы в Германию, офицер предложил батюшке Иоанну покинуть храм. Но он с достоинством заявил: "свою судьбу я не отделяю от судьбы моей паствы. Что будет с ними, пусть исполнится и со мной ". Тут же по приказу офицера некоторые из солдат, применяя силу, начали вытаскивать из толпы молодых женщин, вторые выталкивать совсем еще юных певчих.

image001

Батюшка Иоанн попытался заступиться. Тогда его несколько раз ударили и подтянули к офицеру. Священник потребовал у офицера дать возможность закончить ему богослужение. В ответ на это один из фашистов схватил батюшку Иоанна и бросил его на Царские врата. Они открылись, и священник пал прямо перед Божьим престолом. Те, кто были выведены из церкви и отобраны для перегона скота, видели, как к церкви лошадьми были подвезены несколько саней с соломой, а двери храма сильно забивались гвоздями. В одно мгновение ока церковь, сделанная из сухого дерева, запылала. Десятки огоньков поднимались высоко к кресту, пеленаемому дымом. Горели волосы, горели лица и одежда стоящих плотной группой односельчан. Перенося нестерпимую боль, вместе с батюшкой Иоанном, голос которого отчетливо доносился из пылающей церкви – все прихожане молились. Из показаний полицейских, участвовавших в акции уничтожения, в горящей церкви люди пели молитву: "Тело Христово примите, из источника Бессмертного употребите...".

VOV 66

Одновременно примерно по такому сценарию произошло уничтожение тех людей, которые были загнаны фашистами за окрестности деревни. Их заживо сожгли в коровниках. А как только все животное было изгнано из подворий, по свидетельству отобранных фашистами пастухов-перегонщиков, одна за другой начали пылать горящие дома. В результате вся деревня сгорела дотла.

 


Отдел новостей “Электронного Солигорска”

При подготовке материала использовались сведения из работы М. Цубы, уроженца деревни Новина, Хоростовского сельсовета, кандидата исторических наук, доцента кафедры историческо-культурного наследия УО “Полесский государственный университет”

Фото носят иллюстративный характер