Солигорские хроники кибермошенничества – как ещё обманывают солигорчан?

Декада кибербезопасности – под таким названием в республике проходит профилактическая акция, стартовавшая 10 мая.

К сожалению, сегодня большинство граждан недостаточно информированы о методике действий кибермошенников, формально относятся к защите собственной информации, персональных данных, а следовательно – имущества.

Лучшая защита от киберпреступлений – это информирование, поэтому в материалах серии "Хроники кибермошенничеств" оперативники группы по противодействию киберпреступности Солигорского РОВД рассказывают про онлайн-мошенничества, жертвами которых, время от времени, становятся граждане и жители Республики Беларусь.

Фишинговые сайты

Это веб-страницы, внешне практически идентичные сайтам банковских и иных широко известных организаций. При попытке войти в аккаунт, к которому привязана банковская карта, либо произвести оплату на сайте с использованием реквизитов той самой карты, пользователь обычно получает от сайта сообщение об ошибке либо о том, что сервис временно не доступен, после чего со счета пользователя исчезают деньги. Узнать такие сайты достаточно просто – нужно посмотреть на электронный адрес сайта и по названию сразу станет понятно, что это подделка или как минимум даже у далекого от этого человека возникнут сомнения. Еще один способ избежать попадания на подобные сайты – переходить на нужные интернет-ресурсы по прямой ссылке, а не искать последнюю через поисковые системы, т. к. именно там зачастую эти сайты и размещены.

Лжеблокировка счета – "Время платить по счетам"

Человеку поступает звонок от якобы сотрудника банка, во время которого ему сообщают о том, что его карта заблокирована и человеку нужно сообщить какие-либо личные данные или реквизиты платежной карты. Что человек в состоянии испуга и суеты делает, и по итогу с его счета исчезают деньги. Нужно помнить, что никакие сотрудники банковских и иных организаций не будут спрашивать у вас, например, ваш личный номер паспорта либо реквизиты банковской карты, не говоря уже о чем-то более личном.

Другой вариант подобного обмана – человеку на мобильный телефон приходит сообщение о блокировке банковской карты, в котором к тому же имеется ссылка якобы на сайт организации (обычно фишинговый сайт), на котором для "разблокировки" необходимо ввести данные из паспорта либо реквизиты банковской карты, после чего, если человек выполнил указания, с его счетом исчезают деньги.

Ложный покупатель – "Дайте два"

Желая продать старое, чтобы купить новое, люди часто пользуются площадками частных объявлений для продажи вещей. Пользователю либо прямо на сайте, либо уже в мессенджере, найдя по номеру телефона, сообщают о готовности купить товар, для чего отправляют якобы ссылку на сайт доставки либо оплаты, где необходимо ввести данные банковской карты, на которые якобы придут деньги. Люди, не глядя на название сайта без задней мысли вводят требуемые данные, после чего с их счета исчезают деньги. Главной приметой, по которой можно распознать такой сайт и, соответственно, "нечистого на руку" человека, является электронный адрес, т. е. "название" сайта в адресной строке, которое отличается от оригинального.

Перечень онлайн-мошенничеств далеко не исчерпывающий, но в той или иной степени злоумышленники для обмана используют элементы хотя бы одного из указанных 9 способов.

Напоминаем, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети интернет, следует:

– вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);

– ведя общение с пользователем, стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);

– очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга);

Самый надежный способ уберечь свои средства – никому не сообщать реквизиты своей карты.

– уточнить у собеседника номер телефона, если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку;

– использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход;

– избегать перехода по неизвестным ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки. Если вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения;

– если вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге;

– если вам поступил звонок из "банка", ни при каких обстоятельствах никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если вам звонит настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум, номер вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме;

– уточните с кем именно вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, отобразившийся у вас на экране, и уточните суть возникшей проблемы.

– если же на вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на вас кредит или что-то другое, не волнуйтесь: это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.

ГИОС Солигорского РОВД