Пряталась в стоге от расстрела, работала на немецкой ферме, но вернулась домой. История о непростой судьбе в военное время

А мы продолжаем публиковать письма наших читателей, которые делятся историями участников Великой Отечественной войны.

"Эту историю я услышала из уст моей учительницы - Малаш Жанны Николаевны, младшей дочери главных героев. Жанне Николаевне, в свою очередь, когда-то ее поведала ее мама, Елена Георгиевна.

Далее от лица Жанны Николаевны.

***

Немцы пришли в деревню [сейчас - д. Копацевичи Солигорского района - от ред.] и объявили, что будет перепись населения. Нужно взять необходимые документы и всей семьей идти на колхозный двор. И им поверили. Когда все собрались, немцы загнали селян в сарай, расстреляли людей, а затем его подожгли

Отец моей мамы, Радюк Юрий Иванович, 1897 года рождения, почувствовал беду и спрятал свою дочь Елену, 1925 года рождения, в стог сена. Ей на тот момент было 17 лет. Слышны были крики, плачь, стрельба, но папа приказал ей сидеть в стогу. И она сидела. Было страшно и жутко.

Когда наступила тишина, стало ещё страшнее - мама поняла, что произошло что-то ужасное.

В том сарае погибла её семья: мать, отец, бабушка, дядя, брат, сестра и ещё около тридцати самых близких родственников. Чудом уцелел только младший брат. [Имена погибших можно прочесть в книге "Память" Солигорского района - от авт.]

Елена добралась до ближайшей деревни Заглинное, но знакомые побоялись её оставить у себя и отправили в Старобин. Некоторое время она жила там.

Весной 1944 года молодёжь стали угонять в Германию на работы. Елену тоже увезли. На тот момент она была беременна.

В Германии работала у хозяина. В том городе было много пленных из Польши и Беларуси. Им не разрешали собираться вместе, разговаривать друг с другом.

Жили в бараках в холоде и голоде. Работали в коровнике, доили коров, но пить молоко было нельзя. Наказание за выпитую кружку - расстрел.

Когда хозяин заметил, что Елена беременна, то разрешил ей брать по пол-литра молока. В октябре 1944 Елена родила девочку.

Весной 1945 года советские войска освободили немецкий городок. Многие и не надеялись, что доживут до этого момента.

Бывшие пленные и рабочие стали помогать Советской Армии: доили коров, взбивали масло, варили сыры и отправляли на фронт. Было очень тяжело, но в душе была радость от мысли, что помогают своим.

Позже комендант городка дал Елене благодарственное письмо за помощь Советской Армии и сказал, чтобы с этим письмом она подошла к начальнику железнодорожной станции, который посадит её на поезд домой, в Советский Союз.

В августе 1945 года Елена на руках с дочерью вернулась в родную деревню. Картина была жуткая: все было сожжено. Оставшиеся жители и вернувшиеся с фронта жили в землянках.

Её с ребёнком приютили чужие люди - семья Ведёрко Степана Иосифовича, которым она и ее семья будут благодарны всю жизнь.

Потихоньку жизнь налаживалась. Легко не было. Ложились поздно, вставали рано. Пришлось работать за двоих, чтобы не быть обузой, чтобы не чувствовать себя лишним ртом.

Вскоре вернулся с фронта брат Степана - Николай. В 1947 Елена и Николай поженились. В 1948 - построили свой дом, где родилось четверо детей.

vederko 1

***
Сейчас в память о погибших жителях деревни стоит обелиск на братской могиле: "Здесь 16 февраля 1943 г. зверски расстреляны гитлеровскими захватчиками 426 жителей д. Копацевичи".

В День Победы и на Радоницу дети, внуки и правнуки Елены Георгиевны и Николая Иосифовича обязательно приходят на братскую могилу, чтобы помянуть добрым словом и молитвой своих родных, близких, односельчан.

Этот рассказ - ещё один памятник всем жертвам фашизма. Памятник мужеству, стойкости, доброте и милосердию".

vederko 2vederko 3

Отдел новостей "Электронного Солигорска"