Для солигорчан пассажирские перевозки в формате маршрутки Солигорск-Минск давно стали делом привычным. Чуть меньше двух часов, и ты в столице. Быстро, удобно, комфортно. Сейчас в Солигорске работает 5 компаний, занимающихся перевозками, а сама услуга появилась 10 лет назад. Корреспондент “Электронного Солигорска” пообщался с водителем одной из компаний, который работает на маршрутке уже 6 лет. О нюансах профессии, конфликтах с пассажирами и водительской солидарности рассказал водитель Сергей Ранчинский.
- Мой день начинается с того, что я прогреваю машину, еду на освидетельствование к медику, а затем на осмотр механику. Забираю пассажиров и в путь. За день у меня два рейса туда и назад, в неделю получается 10 рейсов. Можете сами прикинуть, сколько раз за 6 лет я уже съездил на Минск и обратно.
Конечно, одна и та же дорога надоедает, выучил, кажется, уже каждый столб и каждую ямку. Да и сама дорога на Минск довольно сложная, много машин. Особенно тяжело зимой, в туман, едешь медленно, внимательно, не обгоняешь, если не уверен. Когда сейчас трассу реконструировали, тоже тяжело было, столько грузовой техники, едешь за ними хвостиком, и нет возможности объехать.
Бытует мнение, что водители маршруток те ещё лихачи на дороге...
- Я не соглашусь. Может, раньше, когда сфера только зарождалась, это было. Так как боялись не успеть, не уложиться в график. Сейчас водители ездят медленно, внимательно. Конкретно у меня дорога занимает 1 час 45 минут. Но опять-таки всё индивидуально, может, есть и водители, которые лихачат.
Какие отношения с пассажирами? Бывают ли конфликты?
- Конфликтные ситуации, конечно же, бывают. Раньше было меньше, но сейчас пассажир стал очень привередливый, хочет, чтобы его чуть ли не к подъезду подвозили. Часто люди опаздывают, из-за чего другие пассажиры в салоне начинают возмущаться. Конечно, нехорошо, когда перед выездом пассажиры портят себе и водителю настроение, но я стараюсь вести себя сдержанно, всё-таки перевозки это сфера услуг, и тут нет места для выражения своих бурных эмоций. Пытаюсь, до книги жалоб конфликт не доводить.
А как поступаете с пьяными пассажирами?
- Стараюсь таких не брать. Хотя бывают, конечно, разные, есть и адекватные. Но если начинает буянить, то сразу за шиворот и высаживаю на первой же остановке. Не в чистом поле, конечно, где-то в населённом пункте. Бывало, что и драться с одним приходилось, кидался биться. Ну а если в салоне кто-то распивает алкоголь, то тоже пресекаю, делаю предупреждение.
Бывало ли такое, что пассажиры уходили не расплатившись?
- Да, я с таким сталкивался раньше. В основном, так поступала молодёжь. Приезжали в Минск, а они просто выскакивали из салона и убегали. Пользовались моментом, когда выходил большой поток людей. Но такое случалось, конечно, не часто. Сейчас я стараюсь заходить в салон перед въездом в город и сам собирать оплату за проезд. Хотя вот вчера, например, я не зашёл в салон, и вроде довольно взрослый мужчина, а обманул: дал только 5 рублей, какую-то мелочь копейками и ушёл. Обычно взрослые люди себе такого не позволяют. Бабушки, например, так вообще очень ответственно подходят к поездке, приходят на остановку заранее и расплачиваются сразу же.
Долго ли ждёте пассажиров на остановке?
- В зависимости от того, сколько ещё людей надо забрать впереди. Если много, то ждать не буду, ну а если мало, то, конечно, стараюсь и подождать. Но хотелось бы, чтобы пассажиры были более ответственны, так как опаздывают они, а претензии идут к водителю. Молодёжь в этом плане более развязная, звонишь им, что маршрутка ожидает, а они ещё дома чай пьют.
Хотя бывает, пассажиры теряются из-за того, что диспетчер недослышал какую-нибудь цифру в номере телефона, или телефон оставили родственники пассажира, тогда приходится искать человека через три руки.
Любите ли общаться с пассажирами во время поездки?
- Скорее да, чем нет. Особенно ранним утром или поздним вечером, когда беседа помогает взбодриться и скрасить усталость. При этом, конечно, я внимательно слежу за дорогой и разговорами не увлекаюсь. Но, если человек готов поболтать и рассказать что-то интересное, всегда откликаюсь.
Сейчас в среде перевозок есть негласная услуга «передать передачку». Как относитесь к таким просьбам?
- По-разному. Иногда помогаешь, а иногда совсем не хочется, так как люди уже не просят, а настойчиво требуют, будто эта услуга официальная. Ну а после того, как один раз через маршрутку передали наркотики, и с водителями были разбирательства, начинаешь лишний раз думать, стоит ли брать «передачку».
Перевозчики привлекают клиентов разными способами: фильмы на DVD, wi-fi, музыка. Востребованы ли эти услуги у пассажиров?
- На удивление, чаще не востребованы. Поначалу я активно пользовался DVD, ставил комедийные фильмы и передачи. Но половина пассажиров начинала возмущаться и просила выключить телевизор, так как не хотят смотреть эту «муру», хотят подремать или послушать что-то своё в наушниках. То же самое и с музыкой. Сейчас радио у меня играет тихонько и только возле водителя, в салоне колонки выключены. Wi-fi пользуется в основном молодёжь, старшему поколению это неинтересно. Взрослым людям важнее комфорт в салоне, удобные кресла и кондиционер.
К вопросу о музыке. Есть ли среди водителей некий этикет по музыкальному сопровождению поездки?
- Здесь всё индивидуально. Так как я уже больше 20 лет в перевозках, то знаю, что пассажиры не всегда рады музыкальному сопровождению, и стараюсь это учитывать. Но бывают водители, которые любят послушать шансон или металл, да погромче. Здесь уже дело пассажира, терпеть или попросить сделать потише.
А есть ли дружба среди водителей разных компаний?
- Да, конечно. Мы все знакомы между собой. В дороге приветствуем друг друга, сообщаем об авариях на дороге или постах ГАИ. Сарафанное радио быстро разносит информацию. Здесь нет места конкуренции, есть водительская солидарность.
В случае непредвиденных обстоятельств в дороге, пассажиры могут рассчитывать на какую-то страховку?
- Естественно. У каждого водителя обязательно есть страховка на пассажиров и билеты, которые перед каждым рейсом я набиваю. Так что пассажиры могут быть спокойны во время поездки.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»