В поисках чудотворной иконы из старого монастыря, стоявшего в д.Поповцы

Старчицкая Икона Божией Матери именуется Старчицкой по месту своего пребывания в Старчицком монастыре, который в настоящее время не существует и был расположен в местечке Старчицы Минской губернии, Слуцкого уезда. В настоящее время деревня Октябрь, Солигорского района. Время ее явления относится к половине XVII века. Обретена она была в 1650 г. в урочище Старожище (Старчицы, с 1937 г - Октябрь), на Вышковой горе, среди дремучего леса забредшим сюда крестьянином Львом Шапока.

О своей находке этот крестьянин сообщил своим односельчанам; которые, усматривая в этом явлении иконы Богоматери знак небесной милости, решили расчистить то место в лесу, где была обретена икона Богоматери, и устроить здесь храм. Хотя этот лес, как и все имение Старчицкое, принадлежал князьям Радзивиллам, но крестьяне не испрашивали у них разрешения и начали расчищать место для построения храма. Эконом имения Яков Пакоша, по вероисповеданию кальвинист, воспротивился этому  и решил разогнать строителей. Однако Провидение наказало его; не доезжая до места явления иконы, он был раздавлен своей лошадью,  споткнувшейся в этом месте и увлекшей его за собой при падении. В память этого чудесного наказания эконома, посягавшего на построение храма Божия, место сие и до сих пор называется красным или местом крови. Здесь впоследствии был поставлен крест, который в настоящее время стоит внутри часовни. Новый эконом Старчицкого имения, вразумленный чудесным наказанием своего предшественника, не препятствовал уже приведению  в исполнение благочестивого желания крестьян; он даже сам отвел им место и пожертвовал материал для постройки церкви. Заботами архимандрита Слуцкого монастыря Феофана Креховецкого, взявшего на себя обязанность заведовать строительными работами, церковь на месте явления иконы в скором времени была выстроена и освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме этого храма, Феофан выстроил здесь еще Петропавловскую церковь, устроил кельи и положил, таким образом, основание Петропавловскому монастырю, который был приписан к Слуцкому Свято-Троицкому монастырю. В нем были два святых храма: в честь Петра и Павла и Успенья Пресвятой Богордицы. В монастыре хранилась чудотворная Старчицкая икона Божьей Матери. Вторую, подобную икону святому храму подарил купец из Смоленска князь  Григорий Осолинский 2 февраля 1689 года. Изображение Богоматери на ней написано на деревянной доске около четверти аршина, имеющей круглую форму. Образ украшен металлической позолоченной ризой и вставлен в красивую, резную раму. Обе иконы были в дорогих, богатых окладах. В прежнее время чудотворная Старчицкая икона помещалась в иконостасе с южной стороны царских врат, а затем ее поставили в особый богатый киот, приобретенный на пожертвования о. Иоанна Кронштадтского и московского купца Смирнова, и поместили на солее. Икона украшена серебряной ризой.

На территории монастыря хоронили усопших священников со всей округи. И деревня, расположившаяся  в километре от  святого храма,  получила название Поповцы (существует и в наше время). Описанные события относятся к концу XVII столетия. 14 июля 1678 года в Старчицы приехал для поклонения чудотворному новоявленному образу Богоматери митрополит Ростовский Димитрий. Во время его служения в церкви исцелились две больные, страдавшие глазными болезнями, получил исцеление один бесноватый, одна глухая женщина и другая, страдавшая внутренней болезнью. В том же году, в сентябре месяце, в Старчицы опять приехал св. Димитрий Ростовский.  Он сам свидетельствует, что в течение 20 недель у святой Старчицкой иконы совершилось очень много (до 70) исцелений и чудес. Дочь священника Минской епархии Василия Яхневича именем Александра, долгое время страдала слепотой. Мать Александры особенно болела душой за свою несчастную дочь и не раз молила Богоматерь избавить ее от этой тяжкой болезни. И вот однажды в сонном видении она услышала голос, который повелевал ей везти Александру в Старчицы на поклонение чудотворной иконе Богоматери и там помазать глаза больной елеем из лампады, висящей перед иконой. Следуя этому чудесному указанию, мать Александры  отправилась с ней в Старчицы и исполнила все, что было повелено ей. Больная начала прозревать и в скором времени совершенно выздоровела. В последующее время в Старчицком монастыре  также часто совершались чудесные исцеления. Празднование чудотворной Старчицкой иконе Богоматери совершается 12 июля.

Остальные записи и заметки св. Димитрия Ростовского, не сохранились до нашего времени: их истребил пожар, бывший в Старчицком монастыре в 1738 году. Упоминающиеся события описаны и сохранились в бумагах Слуцкого монастыря. Церковь чудом сохранилась от истребления пожаром, уничтожившим в 1738 году все соседние с ней кельи и просуществовала более или менее благополучно до переворота 1917 года. В канун 1917 года в Поповцах проживало более 500 человек (сегодня население Поповцев —полсотни душ, в основном женщин-пенсионерок).

 

Последним настоятелем св. Петра-Павловской церкви с.Старчицы (ныне д. Октябрь) был Пинкевича Владимир, 1889 г.р. В 1938 г. В.Пинкевич был репрессирован и сослан в г. Таганрог. После 10 лет концлагеря он остался жив и, по-видимому, служил в одной из церквей города.  Последняя информация о Петропавловской церкви связана с Иваном Леванцевичем, который  служил в церкви до 1939 года, а также его жене Анне, которая была там певчей  и дружила с детьми священника. И когда в 1939 году наиболее рьяные атеисты начали раскатывать церковь по бревнышку, Анна Игнатьевна забрала с собой  две скромные бумажные иконы Господа Саваофа.  Святой храм разграбили, следы икон затерялись, в том числе и Старчицкой Иконы Божией Матери... Вполне вероятно, что Старчицкая чудотворная икона хранится в частных руках. Попытки найти икону  пока не увенчались успехом.  

В 1939 году место, где стоял Старчицкий мужской Петропавловский монастырь с 1650 года, сравняли с землей. Иван Андреевич и Анна Игнатьевна на святом для них месте поставили крест и постоянно приходили к нему молиться. Трое наиболее оголтелых разрушителей церквивырывали крест, ломали его. Леванцевичи предупреждали их о неизбежной божьей каре за такие деяния и ставили крест опять. Так повторялось не единожды.  В итоге один  из крушителей крестов сошел с ума, двое повесились, да и в семьях их не было покоя, счастья.

 

Леванцевичи  дожили до глубокой старости. Анна Игнатьевна бережно хранила иконы, хотя в годы разгула атеизма немало перетерпела за веру и верность.  Умирая, передала иконы дочери Антонине.

После некоторых поисков изображение пропавшай иконы было найдено нами в издании  "Русские Иконы" Коллекция русских икон арт-галереи Дежа вю. Издательство Эст-М 2003г. Можно предположить, что икона цела и невредима. В этом же издании о иконе сообщается, что она была выкуплена из-за рубежа и возвращена в Россию (2002 г).

Вот реальное изображение иконы:

"Электронный Солигорск"
составлено по материалам:
- Евгений Поселянин,  "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (1919г.)
- Владимир БЫЧЕНЯ "Святая память поповцев обновляет икону и облагораживает души",  Народная Газета от 1 декабря 2007г., суббота, № 235 (4650)
- "Чудотворные Иконы Божией Матери" Pravoslavie.by
- "Русские Иконы" Коллекция русских икон арт-галереи Дежа вю. Издательство Эст-М 2003г.