Чего боятся люди, живущие рядом с Беларуськалием?

КириенкоВ Кривичском сельском Доме культуры Солигорского района 5 августа прошла важная для жителей деревни встреча. Приехал "соленый генерал" (так жители шахтерской столицы и близлежащих сел называют генерального директора Беларуськалия Валерия Кириенко). Обычно на прием к нему не пробиться. Но тут – исключение из правил. Генеральный сам инициировал встречу. А все потому, что у сельчан началась паника.
Цель визита – развеять слухи и выслушать жалобы кривичан. Ворох домыслов прокатился по агрогородку после проявления больших объемов рассоловыделений на руднике второго рудоуправления. Оно – примерно в десяти километрах от деревни. ЧП на шахте произошло в ночь с 23 на 24 июня. Как ни крути, дело соленое.
Вместе с Валерием Кириенко приехали представители маркшейдерского отдела предприятия. Также в зале были председатель СПК "Большевик-АГРО" Пётр Гайкевич и председатель сельсовета Сергей Солодуха.
"Не сравнивайте с Уралкалием и не выдумывайте про озеро"

- С рассолопроявлениями горняки встречаются постоянно, - попытался успокоить Валерий Кириенко. – Но с такими большими - 40 кубометрами жидкости в час - наши шахтеры столкнулись впервые за все время разработки Старобинского месторождения. Изучившие ситуацию специалисты Белхимпрома, Белнипи, Белгеологии прогнозируют, что постепенно начнется уменьшение рассолопроявлений. Сейчас уже вытекает 15 кубометров рассола в час.

Валерий Кириенко попросил журналистов и сельчан не сравнивать ситуацию с той, что произошла на Уралкалии:

– Ситуация в корне отличается. На Урале было поступление в шахту пресных и опасных для шахт грунтовых вод, там долго не могли определить место аварии. У нас все по-другому. Никакое это не озеро, а рассолы, - заверил гендиректор. - В пласты, выделяющие рассол, будут закачаны тампонирующие вещества, и источник жидкости будет перекрыт.

По официальной версии, ЧП не мешает работе шахтеров и ничем не грозит для жителей Кривичей. Чтобы сельчанам было понятнее, Валерий Кириенко объяснил на пальцах: у всех вас есть колодец или колонка, если черпать воду, она все равно прибывает, но вода же не вырывается из колодца и никого не затапливает, да и рядом ничего не проваливается.

"Дома трескаются, печи рушатся, могилы на кладбище проседают, а в колодцах вода с белым налетом"

Когда слово дали жителям Кривичей, они рассказали о трудностях из-за соседства деревни с предприятием-гигантом.

Сельчане жаловались, что у них в домах трескается фундамент, крошатся стены, рушатся печи, у кого-то грядки просели, а на местном кладбище проваливаются могилы. Говорили и о плохом качестве питьевой воды.

- Любое крупное промышленное предприятие – это проблема для населенных пунктов, которые находятся рядом, - парировал претензии Валерий Кириенко. - Из-за Беларуськалия страдает экология в регионе, из-за горных выработок происходит просадка почв. Наша цель - свести до минимума эти неприятности.

В процессе отработки пластов страдают поля СПК, могут быть проседания почвы на 2,5-3 метра, могут подниматься грунтовые воды.

В каждой ситуации гендиректор калийного гиганта предлагает разбираться конкретно.

- А то наши люди привыкли. Иногда дом разваливается просто оттого, что он старый или хозяин нерадивый. А человек думает: поеду-ка я качать права, - привел пример Валерий Кириенко.

Согласно законодательству, все постройки до 1970 года, которые находятся на местах подработки и имеют деформации, могут претендовать на ремонт за счет средств предприятия.

- Если дом построен позже, его строительство должно было выполняться с соблюдением мер охраны, которые должны предупредить разрушение домов. Мы бы и рады помочь всем, чье жилье на местах подработок, но сами можем быть за это наказаны, законодательством не предусмотрено, - утверждает Валерий Кириенко.

Адреса всех выступивших сельчан были записаны. Генеральный директор дал слово рассмотреть обращение каждого. Жителям агрогородка пообещали показать планшеты горных работ, на которых можно увидеть, находятся ли их дома на месте горных подработок.

Кто виновник слухов?

Слухи об аварии поползли сразу же после того, как случилось ЧП. Ведь в шахтах работают многие солигорчане. А на сайте предприятия информация о подтоплении появилась пять дней спустя. С журналистами и государственных, и негосударственных СМИ на предприятии тоже не общались. Один онлайн- журналист пожаловался: обратился за комментарием, а ему предложили отправить письменный запрос и ожидать ответ в течение месяца.

Жители Кривичей в зале тоже рассуждали: "Мы подумали так: если никому ничего не говорят, значит, произошло что-то серьезное. Мы в своей жизни такое уже проходили, про Чернобыль сначала тоже молчали. Неужели нельзя было сразу сказать: не волнуйтесь, никто выселять вас не будет?".

Нежелательный резонанс и удар по имиджу Беларуськалия вызвала именно игра в молчанку. Ничего удивительного, что пространственный вакуум заполнился домыслами.

Встреча с гендиректором кривичан немного успокоила. Но нельзя сказать, что руководство услышало их всех. Таков менталитет сельского жителя – кто-то не по делу покричал, другой побоялся рассказать о наболевшем, а третьего перебил и заставил молчать председатель сельского Совета.

Многие генеральному директору не очень-то и поверили.

Кстати, с аварией на предприятии обещали справиться ко Дню шахтера – его в Солигорске отмечают в последнее воскресенье августа.

Арина ЛУЧИНОВИЧ, Завтра твоей страны

Фото Екатерины Мисниковой, Электронный Солигорск.