Отправляясь на прогулку по лесу около деревни Пузичи Солигорского района, россияне Александр Велижев и Наталья Радикова и думать не могли, что обнаружат на старом дубе... икону Божией Матери. Это случилось осенью 2019 года. Сейчас икона находится в Покровском храме агрогородка Хоростово. О судьбе этой и других святынь шла речь на встрече в кафедральном соборе Рождества Христова. За круглым столом собрались представители Белорусской Православной Церкви и музейного сообщества Солигорского района.
Виталий Иванов, директор ГУК "Солигорский краеведческий музей":
- Икону Божией Матери из Пузичей принес один из прихожан в Солигорский краеведческий музей. Принес с куском коры дерева, на котором она находилась. Образ хотели передать в музей, но спустя время по просьбе настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Хоростово иерея Сергия Панасика и прихожан икона была размещена в храме.
Участники круглого стола говорили не только об иконе, обретенной в Пузичах. Экспертам-музейщикам впервые был представлен восстановленный оклад Слуцкого Евангелия — памятника книжной культуры XVI века. Оригинал оклада, изготовленный в начале XVII века в Кракове, утерян. Точную его копию воссоздал белорусский ювелир Олег Ермолович на основе изображений, выявленных в Вильнюсе.
Еще одной "сенсацией" встречи стала икона пророка Захарии и патриарха Иакова (XVII век) из иконостаса разрушенного Петро-Павловского храма одноименного монастыря в Старчицах (сейчас деревня Октябрь Солигорского района). Обители больше нет, а икона с редким сюжетом осталась как напоминание об истории Солигорской земли.
Иерей Сергий Панасик, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Хоростово:
- У Хоростово очень интересная история. Я служу в Покровском храме, построенном в 1990-х. Его "предшественник", тоже Покровский храм, был сожжен во время нацистской карательной экспедиции 15 февраля 1943 года. Это был праздник, день Сретения Господня, и в храме шла Литургия. Священник Иоанн Лойко и прихожане — все сгорели заживо, приняв в огне мученическую смерть за Христа. Сейчас историки возрождают память о той трагедии, спасибо им за энтузиазм и усилия.
А обретенная на дубе икона Божией Матери, думаю, тоже свидетельствует о том, какие в наших местах глубокие и самобытные православные традиции. Александр Николаевич Велижев и Наталья Борисовна Радикова приехали сюда в гости к родственникам. Гуляли по лесу, увидели, что на дубе что-то блеснуло. Александр забрался на дерево и снял металлический предмет. Оказалось - это образ Пресвятой Богородицы, судя по всему, копия очень почитаемой Ченстоховской иконы. Она была прибита к дереву коваными гвоздями.
По благословению нашего правящего архиерея, владыки Антония, икону отреставрировали в виде, максимально близком к аутентичному. 4 июня протоиерей Николай Розов, благочинный Солигорского церковного округа, торжественно доставил икону в Хоростово. Для наших прихожан это был настоящий праздник, люди очень тепло встретили святыню и надеются, что она останется в храме навсегда. Даст Бог, так и будет.
Священник Иоанн Лойко из Хоростово еще не канонизирован, но его изображение на стене кафедрального собора Рождества Христова уже есть — в составе цикла росписей "Таинства Церкви". В охваченном пламенем храме отец Иоанн совершает Евхаристию, а рядом - верная паства.
На противоположной стене собора размещен цикл росписей, посвященный праведной Софии, княгини Слуцкой. Это житие в красках: мы видим святую Софию с супругом Янушем Радзивиллом, с подданными — взрослыми и детьми, в княжеском наряде, будто позирующей для парадного "сарматского" портрета.
Аналогов у этих росписей, раскрывающих многогранную тему белорусской святости, в нашей стране нет, за ее пределами — тем более. Кстати, собор Рождества Христова уникален во многих отношениях. Это самый большой православный храм Минской области и южной Беларуси: его площадь составляет 3500 м². Строили собор более 20 лет, что называется, всем миром.
Юрий Китун, председатель первичной организации по Солигорскому району Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры:
- Наши памятники - это наше белорусское достояние. По ситуации с иконой, найденной в лесу: считаю, что подход к этому событию был несколько тороплив и горяч. Ее нужно рассматривать не только как икону, но, возможно, как некую историческую ценность.
Мы планировали провести с иконой работу согласно законодательству. Во-первых, нужно было решить вопрос остановки разложения. Взаимодействие дерева, земли и металла образует гало, и это сохраняет объекты, подобные этой иконе. Когда ее выдернули, произошло резкое окисление материала. Также перед обществом охраны памятников стоял вопрос атрибуции — определения времени и ценности создания иконы. А для этого требуется исследование металла, подложки, гвоздей, дерева, чтобы комплексно подойти к исследованию и сделать экспертное заключение на базе знаний, а не предположений. Важно, чтобы это имело научное обоснование.
Дальнейшее нахождение иконы, на наш взгляд, должно быть определено исходя из полученных данных. Я считаю, что нужно довести начатую работу до конца. Во-первых, собрать недостающие фрагменты, которые шли вместе с иконой. Я нашел нижние фрагменты — на них буквы стоят, и можно установить название. Мы уже сделали пробу металла.
Солигорск - молодой город, которому совсем скоро исполнится 62 года со дня основания. Но значит ли это, что до советской эпохи здесь ничего не было? Конечно, нет! Территория нынешнего Солигорского района хранит немало исторических тайн. Следы времен остались тут повсюду — от стоянок первобытных людей до ценных икон и предметов богослужебной утвари, обнаруженных учеными в сельских храмах. Что-то Солигорщина уже "подарила" Минску: так, в фондах Национального художественного музея находятся иконы из деревни Большой Рожан, написанные в середине XVIII века специально для местного храма Василием Маркиановичем - воспитанником иконописной школы при Киево-Печерской лавре.
По справедливости, памятникам культуры место "на родине", убежден епископ Слуцкий и Солигорский Антоний. В планах владыки - устроить при соборе Рождества Христова музей солигорских древностей.
Антоний, епископ Слуцкий и Солигорский:
- Со всей ответственностью заявляю: по инициативе Слуцко-Солигорской епархии Белорусской Православной Церкви икона Божией Матери, обретенная на дубе, уже исследована, атрибутирована, реставрирована и законсервирована.
Образ Царицы Небесной восстановили по нашей просьбе в Минске профессиональные реставраторы. Для нее изготовлен специальный киот, усиливающий сохранность. Мы знаем о ней практически всё, что надо в базовом смысле знать о произведении искусства: материал, время и контекст создания. Это олово, примерно 1920-е годы. Художественной ценности она не представляет, но для нас это святыня. С прообразом нашей иконы тоже всё вполне ясно: это Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы, которую почитают как католики, так и православные.
Скорее всего, икона была размещена около дороги, чтобы люди могли молиться о путешественниках. Дорога всегда ассоциировалась с опасностью, и, возможно, кто-то из крестьян сделал образ, потом из куска олова отлили его копию — и установили в ободрение путникам, чтобы те помнили, что находятся под защитой Бога. Может быть, изначально икона была прикреплена к кресту (у нас в Беларуси было принято ставить придорожные кресты), а на дерево ее перенесли уже позже. Сейчас икона находится уже не у дороги, а в храме, но православные христиане помнят, что Матерь Божия — Покровительница всех нас, странствующих по земной жизни.
Считаю, что куда эту икону принесли, там она и должна храниться. Если научное сообщество желает провести некие дополнительные исследования в придачу к тому основному, что уже сделано епархией, — пожалуйста, приезжайте, исследуйте на месте. Мы готовы передать гвозди, которыми икона была прибита к дереву, и фрагменты, отделенные ранее в качестве не подлежащих реставрации.
Хотел бы подчеркнуть: эта икона — далеко не единственное, не самое древнее, не самое ценное в историко-культурном плане произведение христианского искусства, обнаруженное в границах Солигорского района. Солигорская земля — это просто кладезь удивительных артефактов, начиная от эпохи первобытнообщинного строя. Очень многое еще не изучено и пока ждет своих вдумчивых исследователей. Сейчас, к примеру, здесь находится икона пророка Захарии и патриарха Иакова из упраздненного Старчицкого монастыря. Известно, что в этой обители была своя чтимая икона Божией Матери, в 1700 году от нее было явлено чудо, зафиксированное в документах того времени. В общем, целые неисследованные пласты истории требуют внимания со стороны ученых. Если такие исследования будут предприняты, то Слуцко-Солигорская епархия выражает готовность оказать самое активное содействие в их продвижении.
Благодарю тружеников музейного дела за внимание и очень надеюсь на дальнейший диалог. Нам стоит работать вместе над сохранением и популяризацией наследия предков. Будущее — за дружбой, сотрудничеством и созиданием, ведь все мы любим Солигорский край и желаем ему добра. Так что пусть за пожеланиями следуют дела, и да поможет нам в этом Господь!
Отдел новостей "Электронного Солигорска"