(Подробности будущего строительства православного комплекса в Солигорске)
…Пройдёт несколько лет и, подъезжая к Солигорску, на фоне массива многоэтажек мы увидим высоченный купол собора, который станет центральным храмом целого православного комплекса. Об уникальности комплекса и особенностях его проекта, о сборе средств на его строительство и общем участии в нём горожан, о духовном поиске, «неизлечимых» проблемах социума и многом другом мы беседуем с благочинным храмов Солигорского округа, настоятелем Христорождественского собора протоиереем Николаем Розовым.
-- Недавним распоряжением райисполкома с октября нынешнего года по январь 2010-го на солигорских предприятиях и в организациях всех форм собственности объявлены ежемесячные субботники с целью сбора средств на окончание строительства первоочередных культовых объектов Солигорского района. Расскажите об этих объектах подробнее: что, по проекту, будет включать в себя православный комплекс?
-- В 1994 году мы обратились к городским властям с просьбой о выделении земли под строительство православного комплекса в честь Рождества Христова. Нас поддержали и выделили участок, на котором впоследствии был построен крестильный храм в честь Рождества Божьей Матери. Надо сказать, место было выбрано очень удачно: из всех возможных вариантов этот участок оказался наиболее подходящим для возведения комплекса.
Его проект разработали минские архитекторы. Впоследствии он был признан уникальным и занял пятое место на конкурсе, проходившем в Болгарии девять лет назад.
Комплекс будет вмещать в себя большое количество служб, зданий, помещений для того, чтобы церковь работала с полной отдачей и в полной мере служила не только прихожанам, но и всем жителям нашего города и района. Комплекс уникален тем, что в нём будет действовать зал для духовных концертов, какого нет ни в одном приходе по всей Русской Православной Церкви. Он будет собирать слушателей в дни праздников и знаменательных событий – причём не только церковной, но и светской жизни. Уникальность комплекса – ещё и в том, что на относительно небольшой площади будет сосредоточено множество объектов.
Центральный храм комплекса – собор Рождества Христова -- станет одним из самых высоких в республике. По словам Николая Розова, аналогов ему в Беларуси нет. Габариты будущего храма впечатляют. Для сравнения: высота действующего крестильного храма по ул Заслонова – 27 метров. Высота Собора Рождества Христова будет почти в три (!) раза выше и составит 78 метров. Он сможет вмещать до четырёх тысяч прихожан. Впрочем, это только с земли мы увидим комплекс таким грандиозным и внушительным. Если же смотреть на него сверху – оттуда, где парят птицы, -- то, судя по макету, перед нами предстанет ангел с раскинутыми крыльями. Именно так – и, думаю, совершенно не случайно, расположили архитекторы здания и сооружения православного комплекса.
-- Помимо собора, комплекс будет включать в себя благотворительную столовую для малоимущих на 150 мест, воскресную школу, небольшой реабилитационный дом милосердия на 25 койкомест, водосвятную церковь для освящения воды в дни великих религиозных праздников, отделение сестёр милосердия, молодёжное братство, Солигорское отделение Всебелорусского казачества, -- рассказывает Николай Розов. -- Воскресная школа действует и сейчас, её посещают около 200 детей. Правда, занятия проходят в очень стеснённых условиях, поэтому мы, как солнца в плохую погоду, ждём нового помещения. Тогда и число учеников возрастёт: школа сможет принимать до 300 детей. Строительство комплекса будет во многом способствовать развитию в полной мере деятельности многих открытых при церкви детских кружков, – музыкальных, паломнических, кружка по изучению церковно-славянского языка, а также работе сестёр милосердия, которые помогают больным людям, оставленным на произвол судьбы.
Пока возведён и действует только один из объектов комплекса – крестильный храм Рождества Божьей Матери. В воскресные дни он заполняется битком, а зачастую не вмещает всех прихожан. Некоторые из них ездят в другие близлежащие приходы, поскольку здесь действительно стало слишком тесно.
О том, когда начнётся строительство комплекса, сейчас сказать сложно: сбор средств только начался и будет продолжаться ещё на протяжении двух следующих лет.
-- Сбор средств на строительство православного комплекса вызвал немалый общественный резонанс. Реакция горожан неоднозначна: одни поддерживают такую благотворительность безо всяких «но», другие с недоверием относятся к подобной форме сбора средств, третьи задают вопрос: почему православные храмы должны строится «всем миром», в том числе с участием средств представителей других конфессий или людей, не принадлежащих ни к одной из них? Понимаю, что такие вопросы не совсем корректны, но они есть и будут…
-- Скажу сразу, что благотворительность – дело добровольное, и данный случай – не исключение. Каждый человек вправе либо подписаться вносить средства, либо отказаться. Хотя доводы «в защиту» такого сбора средств, на мой взгляд, вполне обоснованы и убедительны. Наша республика – православная на 80 процентов, однако мы ни в коей мере не ущемляем прав ни католиков, ни протестантов. Это наша общая земля, наш общий дом. И православный комплекс в Солигорске нужно рассматривать не только как объект религиозного культа, но прежде всего как архитектурно-культурную ценность, и именно это предусматривали архитекторы, проектируя комплекс. В нашем городе пока, к сожалению, нет такого помещения, которое выполняло бы функцию духовного религиозного центра, куда люди приходят в поисках мира и успокоения. Ещё десять-пятнадцать лет назад в церковь ходили единицы – сейчас храмы не пустеют. Место уходящего поколения постепенно занимают молодые – и это, поверьте, не дань моде, а искренние устремления души. Мы должны возвращаться к своим корням, которые идут от великого князя Владимира, крестившего Русь 1020 лет назад. И коли уж мы крещены в православии, то должны его и придерживаться.
Добавлю, что мы надеемся на поддержку не только горожан. Сейчас готовится к выпуску специальный буклет, в котором будет представлен проект православного комплекса в Солигорске. Обратимся за благотворительной помощью в вышестоящие организации как в Беларуси, так и в России. Что же касается сроков начала строительства – говорить о них пока очень сложно, поскольку определяющей в данном случае является финансовая сторона вопроса.
-- Многие горожане интересуются: чем обусловлены цены, установленные церковью на проведение разного рода религиозных церемоний – таких как крещение, отпевание, венчание? Некоторым эти цены кажутся необоснованными…
-- Прежде всего необходимо принять и осознать тот факт, что мы живём в реальном мире – с реальными ценами, которые периодически повышаются, и с реальными условиями нашей жизни. Церковь, как и любая другая организация, оплачивает все коммунальные расходы, расходы на поддержание зданий и помещений в нормальном состоянии, на закупку необходимой литературы. И установленные цены, которые утверждаются на собраниях духовенства, я назвал бы всё-таки «ценами-пожертвованиями», поскольку мы не требуем денег с тех, кто не в состоянии заплатить за ту или иную церемонию – а таких людей, поверьте, немало… А тем, кому кажется, что служители церкви «сидят на золотых мешках», посоветовал бы спуститься, что называется, с небес на землю и смотреть на жизнь реальнее.
-- Уровень грамотности в вопросах веры, религии, её истории у нас сегодня, увы, крайне невысок. Дети могут получить соответствующие знания в воскресной школе, а куда обращаться взрослым, чтобы убрать «пробелы» в знании и понимании религии и, в частности, православия?
-- Одно время у нас действовали своего рода «ликбезы» по православию, затем, увы, такие занятия стали несистематическими и прекратились. В настоящее время подобные лекции на темы веры и религии читаются на базе спелеолечебницы: каждый заезд туда приезжает преподаватель из духовной академии, причём слушателями могут стать все желающие. Кроме того, в храме собрана большая библиотека, фонд которой насчитывает около 5 тысяч экземпляров: это книги, журналы, которые мы выписываем по каталогам Российской духовной литературы, а также множество видео- и аудиозаписей. К примеру, организовываются просмотры и совместное обсуждение документальных и художественных фильмов в воскресной школе. Добавлю, что для людей, занятых духовным поиском, сейчас доступна любая информация. Вспоминаю своё детство и юность: тогда такой литературы практически не было, мы от руки переписывали жития святых, пересказывали друг друга, хранили эти знания, как зеницу ока. Сейчас подобной литературы столько, что не успеваешь всё прочесть...
-- Пьянство и наркомания – из разряда тех проблем, которые не теряют своей остроты на протяжении десятилетий, с которыми пытаются бороться разными способами … Тем не менее, они по-прежнему «неизлечимы». Что, на ваш взгляд, является глубинной причиной этих бед и почему окончательно решить эти проблемы нашего общества так и не удаётся?
-- Церковь старается внести свою лепту в оздоровление общества. Его будущее -- молодёжь. Но откуда она почерпнёт чистой воды духовного воспитания, если в семье царит безбожие?.. Что дети познают хорошего, возвышенного, чистого, если отец, мать пьют, курят, бранятся? В школе – то же самое… Нынешняя молодёжь материально подкована: чего бы сын или дочь ни захотели, родители приносят им это «на блюдечке». Сами зарабатывать не хотят – только требуют... Непочитание родителей, безверие, разврат, наркомания и пьянство – это от чего идёт? От безбожия и бездуховности. Раньше – хоть и жили небогато -- родители старались дать нам любовь к Богу и к своим ближним... Почему я спокоен за своих детей и знаю, что они никого не оскорбят, не унизят, никогда не будут пьянствовать? Потому что они страх Божий имеют и с уважением, любовью относятся к Богу, а значит – и к человеку.
-- Очень часто человек обращается к Богу лишь тогда, когда оказался в крайне тяжёлой, пограничной ситуации. А «пока гром не грянет» -- не идут его ноги в храм… Неужели в этом человек неисправим?
-- Действительно, мы часто ходим возле храма. Но проходим мимо -- а почему бы в него не зайти? Почему нужно дожидаться момента, когда многое уже потеряно, упущено? И ещё вопрос: почему бы на уровне государства не разрешить в школах преподавание основ православия, религии в целом? В 90-х годах в школах изучалось религиоведение, сам преподавал его в гимназии и до сих пор встречаю благодарных учеников и даже учителей, которые тоже приходили на мои уроки. Но этот предмет то включали, то вновь исключали из школьной программы. Единого мнения по данному вопросу нет и сейчас: где-то религиоведение преподают, где-то запрещают. Однако я убеждён, что это как раз-таки и есть тот самый «круг спасения», который поможет в какой-то мере разрешить проблемы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Такие знания необходимы – они меняют людей. Могу судить по детям, посещающим воскресную школу. Некоторые родители буквально умоляли взять к нам на обучение своих детей, поскольку те были абсолютно неуправляемыми. Проходило время – и за три года дети преображались, менялись в корне, даже жесты их и движения становились другими, менее резкими. Значит, их сердца смягчились, они осознали заповеди – и уже вряд ли станут их нарушать. Надо сказать, учителя воскресной школы пытаются не только показать ученикам духовную сторону жизни, преподать им азы православия, посвятить в таинства церкви, но и повозить детей по всем святыням, монастырям Беларуси, а выпускников – обязательно в какой-нибудь из российских монастырей.
-- Следующий вопрос касается вопроса семьи, брака. Раньше это понятие было очень чётко определено: муж, жена, дети. В современном обществе всё не так просто – брак теперь подразделяется на множество видов: официальный, гражданский, гостевой... Кроме того, всё более популярными становятся семьи «чайлд-фри» – свободные от детей. Насколько долговечными, на ваш взгляд, могут оказаться эти «новые ценности» и сможет ли наше общество всё-таки вернуться к ценностям истинным?
-- Действительно, сейчас, что называется, модными стали гражданские браки. Многие молодые пары решают жить «для себя». Думаю, это во многом объясняется тем, что общество сегодня поклоняется одному «божку», буквально заражено им. Этот «божок» – комфорт. Мужчины не хотят работать, женщины отказываются рожать детей, дети, глядя на взрослых, тоже выбирают далеко не праведный путь… О том, когда же общество вновь обратится к истинным ценностям, сказать сложно: всё будет зависеть от каждого из нас, от уровня осознанности, понимания греховности такой жизни. Конечно, работа по духовному совершенствованию должна проводиться и на уровне государства.
-- Встречаются ли вместе главы, представители различных религиозных конфессий Солигорска для обсуждения и совместного решения каких-либо актуальных для города вопросов? Насколько такие встречи, по-вашему, необходимы?
-- Раньше такие встречи организовывались периодически -- один-два раза в год. Собирались представители православных и протестантских церквей -- не проявляли интереса лишь католики: с ксендзом я, к сожалению, не знаком до сих пор. Обсуждались социальные проблемы, вопросы духовного воспитания, отношения друг к другу. Года два назад эти встречи прекратились, но я убеждён, что они необходимы. Несмотря на разницу во взглядах на религиозные объединения и церковь, мы должны отбросить в сторону всю свою неприязнь и решать актуальные проблемы сообща, поскольку в одиночку их можно и не решить.
-- Знаю, что в былые времена ваш церковный хор часто выезжал с благотворительными концертами в Германию…
-- Действительно, с 1993 по 1997 год ежегодно церковный хор ездил с такими концертами в Баварию. И всякий раз мы привозили оттуда много гуманитарной помощи, в том числе медикаментов, которые здесь раздавали нуждающимся. Потом условия её ввоза изменились, стали очень высокими пошлины... В 1997 году решением покойного папы римского Иоанна Павла ІІ было запрещено принимать церковные хоры православной церкви. Теперь поём только для своих прихожан в стенах нашего храма.
-- В 90-х годах говорили и об оборудовании при церкви хлебопекарни…
-- Да, у нас действительно была идея выпекать свой хлеб. Благодаря нашим немецким друзьям было закуплено и привезено из Германии специальное оборудование, но возникло множество проблем материального характера, которые помешали осуществлению задуманного: не было подходящего помещения, не проведён газ и т.п. В результате всё это оборудование мы подарили хлебозаводу, где оно до сих пор находится в эксплуатации.
-- А какие святыни хранятся в вашем храме?
-- В храме находятся девятнадцать мощей святых угодников. Пожалуй, самая большая святыня – это частичка Животворящего Креста Господня, на котором был распят Иисус, Спаситель наш. Её в этом передал из Иерусалима греческий архимандрит Евсевий. Есть у нас и частичка мощей чудотворца Николая – я привёз её из поездки по Италии. Святыни хранятся у нас в специальном ковчежке. Стараемся собирать и привозить их отовсюду, где бываем в паломничестве: завязываем контакты, обмениваемся подарками. Кстати, в числе наших друзей немало католиков – и во Франции, и в Германии…
В завершении беседы Николай Розов обратился ко всем горожанам: «Самое главное для каждого человека – заработать себе вечность. Это цель всей нашей земной жизни. Не каждый говорящий «Господи, Господи», как сказал Господь в Евангелие, войдёт в царствие небесное. Но своими добрыми делами, своим отношением к Богу, к людям, проявляя милосердие, доброту душевную и, естественно, презирая все греховные дела, мы можем заработать себе вечность. А чтобы её заработать, всегда нужно помнить, что без помощи Божьей, без Бога, нам этого не сделать. А в чём заключаются добрые дела? Прежде всего, в сочувствии, в соучастии… Вскоре все мы станем соучастниками предстоящего строительства. Абсолютно убеждён – этот комплекс, как воздух, нужен нашему городу. Мы сочувствуем, видя, что творится вокруг, однако бессильны это остановить. Но если мы приложим общие усилия, то соборным, всесильным стремлением и помощью мы сможем многое преодолеть все невзгоды, сдержать всю человеческую немощь. Если люди познают закон Божий, если будут соблюдать заповеди – только в этом случае наше общество станет намного чище, намного мягче и намного любвеобильнее».
Ольга Трандофилова для Электронного Солигорска.
{mos_fb_discuss:2}