Первый раз в детский сад или "правила" адаптации к детскому саду

У каждого из нас всегда в жизни происходит что-то в первый раз. Это всегда волнительно и тревожно. Но самый большой страх и стресс испытывает каждая мама, когда ее любимый малыш идет в первый раз в детский сад.
Можно сказать однозначно, что «первый раз в детский сад» вызывает у родителей больший стресс, чем у самого ребенка.
Как справится родителям со своими тревогами и опасениями? Как родителям подготовится к тому, что их ребенка целый день не будет дома, как маме пережить слезы при расставании, как сделать ранний подъем легким, а дорогу в детский сад веселой для обоих? На эти вопросы вы практически нигде не найдете ответа!

Вот как раз об этом сейчас и пойдет речь:

Ребенок идет в детский сад, а у мамы внутри страх и она не знает, чем заполнить пустоту? Это происходит потому, что ребенок служит «смыслом» жизни, насыщает ее событиями и делами, вне которых начинает остро ощущаться пустота. Но ребенок при вхождении в тот или иной возраст отделения от родителей, чувствует, с одной стороны, потребность к отделению от родителей, а с другой – что его не хотят отпускать. Да, ребенок чувствует, что его не хотят отпускать… Не понимая истинные причины, он начинает бессознательно перерабатывать эти переживания и предполагать, что, наверно, мир очень враждебен и туда не стоит стремиться. Ведь мама знает, что лучше для меня и при этом не отпускает, значит, мне будет хуже в «свободном плавании».

1
Дети чувствуют эмоции родителей и из любви к ним блокируют потребность к психологическому отделению. И, как следствие, оставляют себя дома (начинают уже дома плакать, часто болеть и т.д.) с мамой и папой.

2
Следовательно, маме, если она не вышла еще на работу (или не планирует выходить), следует продумать, чем она будет занимать то время, пока ребенка не будет дома, чтобы полноценно отпустить его от себя. И это должна быть не просто работа по дому, а то, что будет ее отвлекать от мыслей о ребенке.
Маме также следует понять, что же на самом деле является причиной детских слез при расставании: нежелание отпустить своего ребенка, тревога за него или нечто иное.
Зная причину этих слез не так уж и сложно ее пережить, а возможно и вовсе исключить. Малыш плачет, потому что слезы – единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ, потому, что он еще не умеет сказать другим способом «Мне грустно расставаться с тобой» или «Я волнуюсь, я еще не привык».

4

Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания:

1. Мама или папа дают себе 5 минут на прощание (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
2. Надо сказать честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в магазин за покупками», или «Я иду на работу печатать на компьютере»).
3. Обязательно точно сообщите малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.

56
4. Не сулите ребенку «призов» за то, что он маму отпускает, но если он попросит ему что-то принести, то не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.

7
5. Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвет его доверие к родителям: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?».
Такое поведение родителей не дает малышу возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми.

Есть еще один важный аспект, когда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка.

8

Детский сад - не цирк и не карусель, то есть небезусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учится общаться с пятнадцатью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Даже прощание с мамой - это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку прожить и пережить это, справится с новой ситуацией, задают ребенку немой вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слез.

109
Пожалуйста, никогда не произносите своему ребенку: «Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...» - это реальные фразы реальных мам. Конечно, иногда родителям сдержать себя трудно, но любое злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью в ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

12
11Чтобы дорога в садик и обратно была увлекательной, можно придумать интересные игры, (а не читать лекции о том, как в саду интересно или как себя вести) – главное, чтобы это было весело для обоих. Это отвлечет и маму и ребенка от негативных эмоций. По дороге в детский сад, можно искать котиков и кормить их (выйти на 5 мин. раньше). Положительных эмоций и у мамы, и у ребенка будет масса и стимул хороший выйти из дома в садик. В машине, (автобусе) можно предложить называть цвета светофора или какого цвета проезжают мимо машины, или считать деревья, дома – здесь каждая мама может что-то придумать. Можно предложить показать или называть всех светловолосых женщин на пути, в другой день - собак (предлагая игру, кто быстрее увидит пса), можно подумать, какая кличка у этой собаки.

Путь в садик можно сделать увлекательным занятием и это нужно использовать!
Все эти правила сделают адаптацию родителей и детей как можно более быстрой и легкой. И тогда все будет просто прекрасно!

С уважением, педагог и психолог СЦ «Милея»
Надежда Осипян.

Телефоны СЦ "Милея":
+375 29 703-72-73, +375 29 163-76-61

Приходите к нам по адресам:
- г. Солигорск, ул. К.Заслонова, д.69-А, 1 этаж.
- г/п Старобин, ул. Коржа, д. 9А (Дом культуры).

На правах рекламы* ИП Осипян Н.Г. УНП 691555717
ИП Фурс С.С. УНП 192753698