"Нам не надо карьера, нам надо любимое дело". О профСАМООПРЕДЕЛЕНИИ нового поколения

Родители начинают задумываться о профессиональном будущем своих детей, когда они еще не успели стать старшеклассниками. Основная цель профориентации - помочь молодым людям выбрать профессию. Но современный мир, где происходят стремительные изменения, делает это задание все более сложным.

Понятие "профессия" становится слишком узким, ведь существует более 50 тысяч профессий, и каждый год появляются новые и исчезают старые. Более 60% сегодняшних дошкольников будут работать по профессиям, которых еще нет. Профессии переплетаются между собой, поэтому многие специалисты должны обладать межотраслевыми навыками. Так, например, и юристу нужно быть компетентным не только в своей отрасли, но и иметь дополнительную специализацию, например, в финансах, экологии или медицине.

При выборе направления будущего обучения школьника, который выйдет на рынок труда через 5-7 лет, необходимо сосредоточиться не на выборе профессии, а на определении наиболее подходящей для развития профессиональной сферы. А вот внутри нее уже можно будет выбирать оптимальную программу обучения. 

Какие профессии в ближайшие 10 лет сильно изменятся, или спрос на них колоссально упадет?

- Типографские работники и издатели.
- Туристические агенты.
- Бухгалтеры и налоговики.
- Актеры.
- Нотариусы и юрисконсульты.
- Банковские работники.
- Копирайтеры и корректоры.
- Переводчики.

Да-да, сегодня пойти учиться на переводчика - это примерно как решить стать трубочистом. Работу - в ее сегодняшнем виде - будет найти непросто.

Функционал всех специалистов будет меняться с развитием технологий.

Сегодня в двадцатку самых востребованных профессий входят секретари, бухгалтеры, риэлторы и турагенты. Но уже в ближайшие годы потребность в таких специалистах будет заметно снижаться. Их заменят программы, которые гораздо быстрее умеют считать, анализировать данные и выводить лучшие варианты.

профориентация новости солигорска

Всем – в программисты или тестировщики?

Вовсе нет.

В целом, нейросети и искусственный интеллект, безусловно, изменят профессию программиста, но, конечно, нельзя сказать, что значительная часть программистов исчезнет. Вместо этого можно говорить об изменении характера работы программиста и о том, что для программистов будет необходимо обладать новыми навыками и знаниями для работы с нейросетями и искусственным интеллектом.

hank 1

С развитием искусственного интеллекта и машинного обучения происходит революция в области программирования, появляются новые возможности и потребности. Некоторые из профессий, связанных с машинным обучением и искусственным интеллектом, могут стать наиболее востребованными в ближайшие 5-10 лет.

Кто придет на смену сегодняшним программистам?

1. Инженеры по машинному обучению.
2. Исследователи и разработчики искусственного интеллекта.
3. Специалисты по обработке естественного языка.
4. Разработчики приложений на основе машинного обучения.
5. Разработчики систем управления данными.
6. Разработчики систем робототехники.
7. Специалисты по кибербезопасности.
8. Инженеры по автоматизации тестирования.
9. Разработчики блокчейн-технологий.
10. Разработчики виртуальной и дополненной реальности.

Развитие и использование искусственного интеллекта и машинного обучения охватывает многие отрасли и сферы, включая финансы, здравоохранение, образование, производство, транспорт и т. д. Поэтому специалисты по программированию с определенной специализацией в этих областях могут также оказаться востребованными в ближайшие десятилетия.

Как и когда стоит начинать профориентацию?

профориентация солигорск

К 13-14 годам у детей уже формируется стойкое представление о себе как личности в обществе. Большинство в этом возрасте уже знает о себе многое: свои желания, как хочет жить.

На этом этапе можно пройти профориентационное тестирование, чтобы определить свои приоритеты. Если нет ясности в выборе, это нормально. Часто при тестировании выявляется несколько вариантов возможного развития.

Затем можно составить план погружения в профессию на ближайшие год-два и вернуться к работе в профориентации в 9-10 классе. Обычно после этого ребенок уже самостоятельно определяется в направлении, и нужно только помочь с фокусировкой на программе обучения и составлении приоритетного перечня предметов для подготовки к экзаменам.

Если первое знакомство с профориентацией происходит только в старшей школе, это тоже не поздно. Но к сожалению, профориентация в большинстве школ создает у подростков и их родителей неверное представление о выбранной сфере. Когда дети проходят отдельные тесты по инициативе школьного психолога и получают невнятные "диагнозы", например, "риэлтор", "бухгалтер" и "турагент", это подрывает авторитет профориентации. Современная профориентация должна включать анализ мотивов, ценностей, интересов и возможностей человека, соотнесение их с реалиями рынка труда и образования, выбор наиболее оптимального образовательного маршрута для наиболее эффективного и широкого старта в выбранном профессиональном направлении.

профориентация

Как выглядит современная профессиональная ориентация?

Эксперт, занимающийся профессиональной ориентацией, должен обладать специализированными знаниями в данной области. Работа консультанта по профориентации не ограничивается только тестированием и диагностикой, но и включает консультации и рекомендации по выбору профессиональной траектории и планированию карьеры.

При выборе наиболее приоритетных направлений для развития учитываются как личностные особенности подростка, так и социальные факторы: реальные возможности и ограничения, семейные ценности, архетипический сюжет человека, отношение к способу заработка (легкие деньги - как правило, или для честных денег надо честно "вкалывать"), энергоэффективные стратегии (от чего энергия прибывает, а от чего убывает, как бы не старался работать) и другое.

Часто на консультациях родители узнают о новых увлечениях и желаниях своих чад, которые дети с радостью рассказывают консультанту, но не обсуждают с родителями. Это не означает плохих отношений в семье, а является нормальным этапом взросления и сепарацией. Консультант по профориентации помогает подросткам понять свои сильные стороны, интересы, ценности и предпочтения, а также учитывает социальные и экономические тенденции, связанные с рынком труда и образованием.

Как помочь ребенку с профессиональной ориентацией: советы для родителей

кем стать

1. Главная цель родителей здесь - помочь своему ребенку исследовать профессиональные возможности и программы обучения, не перехватывая их решений. Можно читать тематические статьи, ходить на дни открытых дверей учебных заведений, общаться с представителями интересующих профессий.

2. В старших классах критически важно, чтобы ребенок понимал содержание профессиональных сфер, систему экономических отношений и взаимосвязи людей в профессиях, по крайней мере, в тех сферах, которые его интересуют. Если у ребенка нет такого понимания, то профориентационная работа может остаться лишь гипотезой. В таком случае ребятам обычно не интересна сама профориентация, так как они не видят в этом потребности.

3. Один из лучших способов сформировать практическое понимание содержания интересующих профессий - профессиональные пробы, которые помогут практически погрузиться в профессию: это может быть настоящее рабочее место, такое как помощник, волонтер, стажер и т. д.

4. Помогайте развивать надпрофессиональные навыки, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Современные профориентологи говорят, что чтобы добиться реального успеха, нужно развивать именно эти способности.

Универсальными компетенциями 21 века чаще всего называют:

  • концентрацию и управление вниманием;
  • критическое мышление, воля;
  • эмоциональную грамотность;
  • цифровую грамотность;
  • креативность, гибкий изобретательский подход;
  • способность к (само)обучению;
  • самоорганизация, способность к принятию решений.

Следуя этим советам, родители могут помочь своим детям сделать осознанный выбор профессионального пути, который будет соответствовать их интересам и талантам. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря требования работодателей к уровню развития мягких, надпрофессиональных навыков, становятся все более приоритетными. Помогайте развивать их.

А самое главное – давайте ребенку знать, что его мнение и его выбор имеют значение.

профориентация

Мария Драгоценная для Электронного Солигорска