"Можно ли перевести ребёнка на домашнее обучение? Ребенок здоров, но в школу мы не хотим его возить, сможем обучать сами", - такое письмо пришло нам на электронную почту от одной из читательниц.
На сегодня в Беларуси существует две формы получения образования детьми вне школы. Первая — это так называемое обучение на дому, рассчитанное на детей, которые не могут посещать школу по медицинским показаниям. Документ, подтверждающий болезнь, родители получают в поликлинике.
Ребёнок, переведённый на домашнее обучение, числится в классе, а учителя приходят к нему домой и школьную программу осваивают с ним индивидуально.
Учащиеся по медицинским показаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для этого, определён Министерством здравоохранения Беларуси. В таком случае итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
Вторая форма получения образования вне школьного заведения – обучение по индивидуальному учебному плану. Что это значит? Ребёнок зачислен в государственную или частную школу, считается учащимся там и числится в классном журнале, но его обучением занимаются родители. За школой закреплены только контролирующие функции.
Более подробно об индивидуальном плане обучения можно почитать в постановлении №283 Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011г., гл.6 п.п. 69-74.
Что является основанием для перевода ребёнка на обучение по индивидуальному учебному плану?
Такие основания прописаны в части первой п. 6 ст. 167 Кодекса об образовании Беларуси.
Первое – это талант и одарённость учащегося. Сюда же относятся и спортсмены, которые готовятся к спортивным соревнованиям или же в них участвуют.
Второе – наличие уважительных причин, которые не позволяют учащимся постоянно или временно посещать уроки и приходить на аттестацию в установленные сроки. К таким причинам можно отнести, например, частое отсутствие ребенка по семейным обстоятельствам, командировки родителей или частые болезни ребенка.
Однако белорусским законодательством не предусмотрен список конкретных обстоятельств, являющихся уважительными при рассмотрении вопроса о переводе на индивидуальный учебный план. Степень уважительности руководство школы оценивает в каждом случае индивидуально. Это относится и к вопросу о переводе ребёнка на самостоятельное обучение из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в городе.
Как перевести ребёнка на индивидуальное обучение?
Родителям необходимо написать заявление на имя директора школы, в которой учится ребёнок. В заявлении следует указать причину, послужившую необходимостью перевода ребёнка на индивидуальный план обучения. А также приложить документы, которые могут подтвердить информацию, изложенную в заявлении.
Педсовет школы рассматривает заявление в течение 20 дней. В случае положительного решения составляется график аттестации с указанием сроков и форм её проведения. Как правило, это осуществляется 4 раза в год – по одной в каждой четверти. По желанию ребенок может приходить в школу для общения.
В случае отказа родители могут обратиться за получением письменного отказа с разъяснениями и обжаловать принятое школой решение в вышестоящей инстанции.
Существует несколько вариантов организации учёбы на дому. Самостоятельные занятия с ребёнком по учебникам, индивидуальные занятия с репетиторами и объединение с другими родителями, чьи дети также не посещают школу. В таком случае можно организовать учебную группу, с которой будут заниматься репетиторы в специально представленном для этого помещении.
Основные плюсы и минусы обучения ребёнка на дому
Родители, переводящие детей на домашнее обучение, могут максимально учесть его биоритмы, особенности возраста, интересы и склонности. Это также способствует укреплению отношений между детьми и родителями, ведь так они больше времени проводят вместе.
Что касается общения со сверстниками, то творческие кружки, спортивные секции и т. п. вполне решат проблему социализации, на которую часто указывают, как на основной минус домашнего обучения.
Однако родители должны понимать, что несут ответственность за обучение ребенка, а это требует дополнительного времени. И, поскольку ребенок не находится в школе, кто-то должен его контролировать и нести ответственность за его здоровье и жизнь. Так, один из родителей, скорее всего, не сможет работать постоянно в ежедневном режиме. Также переход на индивидуальное обучение может привести к повышению расходов. Поэтому, принимая решение, нужно все взвесить и обсудить с семьей возможное изменение ритма жизни всех ее членов.
Конечно, интересно, сколько же детей в нашей стране обучается дома. Но можно сделать лишь примерные подсчеты. В общедоступной группе в фейсбуке "Содружество родителей Беларуси" состоит свыше 2500 участников (это группа родителей, практикующих семейное образование своих детей, а также тех, кто собирается это делать или интересуется этой темой). Также существуют закрытые интернет-группы (к примеру, на одном из форумов зарегистрировано 800 пользователей). Так что вполне можно предположить, что количество семей, занимающихся образованием детей самостоятельно в нашей стране, составляет как минимум несколько сотен.
А что говорят родители?
Алина, мама двоих детей (две попытки отдать дочь в государственную гимназию г. Минска): "Школа – это один из вариантов организации обучения детей, и конкретно моему ребенку этот формат не подходит. Моя дочь начинала посещать государственную гимназию, но оба раза это заканчивалось детскими головными болями, слезами и абсолютным нежеланием посещать занятия. Мы обращались к различным психологам. Полгода нам разрешили учиться дома, обучением с ней занималась я сама, находясь в декретном с другим ребенком. Когда вновь встал вопрос возобновления учебы в гимназии, все повторилось. Мы перевели дочку в частную школу и получили разрешение на обучение по индивидуальному учебному плану. Объединившись с другими родителями, чьи дети не посещают обычную школу, примкнули к учебной группе, с которой занимаются репетиторы в специально представленном для этого помещении.
Добираться, правда, приходится далеко, ведь большая редкость найти именно свое, но точно скажу, что оно того стоит. Мой ребенок счастлив учиться. Три раза в неделю она посещает учебный класс (на обучении 9 детей ее возраста). Она у меня способная, поэтому аттестацию мы проходим без проблем (четыре раза в год). На обучение мы тратим примерно 200 руб. в месяц, книги закупали на год (около 100 руб.). Помимо учебы, дочь посещает рисование, много гуляет на улице, поэтому активности и общения ей хватает, а лишним мы ее не перегружаем".
Жанна, пятеро детей (семья живет в деревне Солигорского района): "Мои дети ходят в государственную школу в нашей деревне. Других возможностей у нас просто нет. Вероятно, мы рассмотрели бы вариант обучения по индивидуальному плану, но нам просто не с кем объединиться для организации процесса обучения, некого нанять им в репетиторы и т. д. Сама я заниматься дома с ними не имею ни времени, ни сил. У нас огромное хозяйство, продукцию от которого мы реализуем, и за счет чего в принципе и живем. И во всей этой теме меня больше огорчает питание детей в саду и школе. Очень обидно, выращивая свою продукцию, вести ребенка "кормиться" где-то, где нормы сахара превышают рекомендованные ВОЗ, где их "пичкают" соками, вафлями, отварной колбасой и пр. Но другого выхода конкретно у нас попросту нет".
Елена, воспитывает семимесячного малыша: "У меня есть старшая сестра и ей 38. У нее дети на индивидуальном обучении, и они все довольны, плюс у детей пищевая аллергия, что вызывает особую обеспокоенность при посещении учреждений образования. Моему сыну семь месяцев и я не буду его отдавать в садик, ведь сейчас так много развивающих центров для малышей (благо у меня есть много свободного времени), про школу нам пока рано думать, но склоняюсь к домашнему обучению. Считаю, что при каждодневном хождении в школу нет гарантии получения качественного образования. Сегодня все родители нанимают репетиторов. Самостоятельно заниматься может очень маленький процент школьников. Получается, что родители должны все школьные годы дома ребенку объяснять школьный материал и делать с ним домашние задания, да еще платить за репетиторов. "Просиживание штанов" в классе, потом подготовка уроков к школе вместе с родителями - слишком дорогое удовольствие. Вероятно, дома выходит легче, качественней и дешевле.
Мария Федоровна, бабушка: "Обучение дома или онлайн приведет к тому, что скоро наши дети и внуки будут сидеть дома перед компьютером и не будут выходить на улицу. Они вырастут, так и не сумев понять, что такое детство, а радость общения с одноклассниками не будет им доступна. Унылая жизнь..."
Рита, двое детей: "Вопрос сложный, я тоже подумываю отправить дочку на домашнее обучение, она у меня часто болеет. А, придя в школу, на нее сразу сыплются контрольные, оценки часто снижаются не за знания, а за другие мелочи. Она у нас мечтательница, растеряша. Это ее особенность, которая не лечится. Забыла тетрадь, отвлеклась – два. У нее сразу снижается самооценка, уверенность в себе".
А что вы думаете про домашнее обучение детей?
Отдел новостей "Электронного Солигорска"