Каждый ребёнок достоин стать успешным и счастливым. Но порой обстоятельства складываются иным образом.
Среди нас живут детки с особенностями в развитии, заслуживающие не только сочувствия, но прежде всего помощи, обеспечения их прав на достойную жизнь, труд и отдых, чтобы впоследствии достойно проявить себя в творчестве, спорте и других сферах жизни. Среди различных реабилитационных учреждений, нацеленных на оказание помощи, на базе солигорской детской больницы функционирует центр раннего вмешательства.
- Центр раннего вмешательства предназначен для выявления нарушений развития у детей от рождения до 3 лет, обучения родителей (законных представителей, членов семьи), совместной работы с междисциплинарной бригадой по реабилитации (абилитации) и предупреждению нарушений развития ребёнка. В Центре работают врач-реабилитолог, учитель-дефектолог, психолог, инструктор-методист физической реабилитации. Специалисты ЦРВ оказывают консультативную и коррекционную помощь, составляют индивидуальную программу раннего вмешательства, разрабатывают рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка и его семьи на междисциплинарной межведомственной основе с максимальным приближением их выполнения к месту жительства. Важно отметить, что ЦРВ обслуживает Солигорский и Любанский районы. Занятия в Центре проводятся на безвозмездной основе, - пояснила Светлана Бондарь, заместитель главного врача по детству и родовспоможению УЗ "Солигорская ЦРБ".
На фото - Светлана Бондарь, заместитель главврача по детству и родовспоможению
Задача сотрудников Центра – своевременно обратить внимание на проблему и вместе предпринять шаги к её решению, призвать родителей к активному сотрудничеству, сориентировать их как помочь своему ребёнку, подготовить рекомендации по выбору игрушек, организации режима дня и оптимального времени для занятий, выбора методов и приёмов для развития речи, моторики, внимания. Важно как можно раньше выявить проблему и начать оказывать своевременную помощь семье, чтобы было больше шансов добиться успеха в лечении.
До консультативного приёма родителям рекомендуется заполнить анкеты в соответствии с возрастом ребёнка, представить результаты для дальнейшей обработки данных на компьютерной программе.
Первичный приём осуществляется по предварительной записи по телефону: +375 (29) 351-54-95, пн-пт: 08:00-12:00.
Продолжительность первичного приёма составляет около часа. Специалисты знакомятся с семьёй и ребёнком. В беседе с родителями уточняют их жалобы и запросы, знакомятся с данными о развитии ребёнка, изучают медицинскую документацию для получения важных сведений о здоровье ребёнка, факторах биологического и социального риска.
В ходе проведения приёма специалисты наблюдают за поведением, двигательной активностью, общением и игрой, взаимодействием ребёнка с родителями. При проведении первичного приёма создаётся комфортная и безопасная обстановка для ребёнка и семьи. Специалистами подбираются необходимое оборудование, дидактические материалы и игрушки с учётом возможностей, потребностей и интересов ребёнка.
На первичном приёме создаётся доверительная атмосфера, которая даёт возможность наладить контакт команды специалистов с семьёй. Специалисты центра не только внимательно выслушают, но и проведут простые скрининговые пробы, направленные на выявление нарушений слуха и зрения. При необходимости направят семью и ребёнка на дополнительную диагностику.
На первичном приёме в центре проводится и скрининговая оценка уровня развития с использованием стандартизированных нормативно-ориентированных шкал. Оценка развития проводится как специалистами, так и с помощью родителей при заполнении ими шкал-опросников. Преимущество использования опросника для заполнения родителями заключается в том, что они наблюдают ребёнка постоянно в различных ситуациях в привычной домашней обстановке, в то время как специалисту необходимо оценить развитие за короткое время часто в незнакомой для ребёнка обстановке. Кроме того, отвечая на пункты опросника, родители лучше узнают своего ребёнка. Данные опросники состоят из большого набора пунктов и позволяют не только обнаружить факт отставания, но и получить достаточно точные оценки уровня развития ребёнка во всех областях. При повторном заполнении родители получают на руки результаты, в которых видны изменения в развитии ребёнка, и дальнейшие рекомендации. Оценка развития ребёнка происходит в неформальной обстановке, в процессе игры и общения.
На фото - занятие проводит учитель-дефектолог Татьяна Бортко
По вопросам семьи на первичном приёме также проводится консультирование её представителей по направлениям развития и воспитания ребёнка. Консультационная помощь на первичном приёме ориентирована в том числе и на те семьи, которые не нуждаются в программах раннего вмешательства, но у родителей существуют вопросы относительно воспитания и развития детей. Сопровождение ребёнка и семьи в центре раннего вмешательства может быть различным по интенсивности, длительности и содержанию, оно организуется в виде мониторинговой, кратковременной или долговременной помощи ребёнку и семье.
Уже на первичном приёме семья начинает получать первичную информационную поддержку, определяется ведущий специалист, который будет координировать получение помощи ребёнку и семье в центре раннего вмешательства, обозначаются предполагаемые сроки повторного приёма.
Подробный уровень игровой деятельности, особенности развития речи и социально-эмоционального развития позволят специалистам сделать заключение о задержке познавательной деятельности и речевого развития ребёнка, предположить нарушение аутистического спектра. Родителям, как правило, предлагается проведение углубленной оценки и долговременная помощь в виде индивидуальных занятий с психологом и учителем-дефектологом в центре раннего вмешательства.
Известно, что отставание от возрастных норм развития – это несоответствие показателей развития ребёнка возрастным нормативам, замедление темпа развития, задержка в развитии одной или нескольких областей.
Первичное заключение о развитии ребёнка с точки зрения организации дальнейшей помощи для него содержит следующую информацию: имеющееся нарушения, область развития, в которой выявлено нарушение, степень данного нарушения, медицинский диагноз, связанный с имеющимся нарушением (если он установлен), наличие факторов, оказывающих заметное влияние на развитие.
На фото - инструктор физической реабилитации Татьяна Рябова
Степень нарушения развития определяется по степени отставания в развитии одной или нескольких областях развития: двигательное развитие, в том числе крупная и мелкая моторика; познавательная сфера и игра; развитие речи (понимание речи и речевая активность); социальная сфера (общение и коммуникация); самообслуживание.
Если развитие ребёнка соответствует возрастной норме, этот факт просто обозначается в общем заключении без перечисления каждой области развития.
При необходимости дети с тяжёлыми поражениями по направлению врача-педиатра, узких специалистов направляются для дальнейшего обследования и лечения в УЗ "Минская областная клиническая больница". Очень важно, чтобы родители обращались в Центр раннего вмешательства как можно скорее и при малейших опасениях. И тогда сотрудники Центра будут иметь возможность помочь ребёнку с самого рождения правильно развиваться и способствовать нормализации его жизни и жизни его семьи, их интеграции в обществе. Раннее вмешательство входит в программу медицинской реабилитации ребенка не исключая, а дополняя ее.
Центр раннего вмешательства расположен на базе УЗ "Солигорская ЦРБ", 2 этаж детской больницы перед переходом в детскую поликлинику, вход через центральный вход в детскую больницу.
Обязательно при посещении центра для всех пациентов наличие масок, сменной обуви, медицинской карточки ребёнка, заполненной анкеты (Солигорская ЦРБ - структурные подразделения - детская больница - центр раннего вмешательства - шкалы развития – анкета (в соответствии с возрастом ребёнка)).
Светлана Клишевич