Патологии органов слуха. Какие виды диагностики есть в Солигорске?

Потеря слуха считается самой распространённой причиной инвалидности в мире. С основными причинами глухоты и тугоухости, а также с вредным воздействием некоторых лекарственных препаратов и факторов окружающей среды, шума знакомят оториноларингологи УЗ "Солигорская ЦРБ" Карина Лагунович и Дарья Вишневская.

‒ Карина Владимировна, патология органа слуха на сегодня актуальна как никогда. В последнее время участились обращения пациентов к ЛОР-врачу с жалобами на шум в ушах и снижение слуха. Какие появились новейшие методы диагностики и лечения данных заболеваний?

‒ Хочется отметить немаловажный факт: участились обращения молодых пациентов, хотя ранее с данной патологией чаще обращалась более возрастная категория пациентов. Многие отмечают, что проблемы со слухом и появление шума в ушах возникли после перенесенной коронавирусной инфекции, которая, как известно на сегодня, вызывает поражение не только легких, но и затрагивает другие органы и системы человека, в частности, орган слуха. При обследовании пациентов с вышеуказанными жалобами обязательно выполняется такой метод исследования, как акуметрия - проверка слуха шёпотной и разговорной речью. Это самый простой метод исследования слуха, который не требует специального оборудования и который можно провести даже в домашних условиях. Однако данный метод исследования не всегда информативен.

В поликлинике № 2 для дальнейшей диагностики патологии слуха появилась возможность выполнения более серьезного метода исследования - тимпанометрия. Это простой, но очень информативный метод для оценки состояния среднего уха и слуховых труб.

Тимпанометрия позволяет выявить такие патологии, как наличие жидкости в среднем ухе, которую далеко не всегда можно увидеть при обычном осмотре, рубцовые изменения барабанной перепонки, что может говорить о ранее перенесенных отитах (воспалении среднего уха), патологию проходимости слуховых труб, что наиболее актуально у детей при наличии аденоидов. Тимпанометрия косвенно помогает определить наличие перфорации (дырочки) в барабанной перепонке, которая может и вовсе не беспокоить пациента. Хочу отметить, что данная процедура абсолютно безболезненная. Во время ее проведения пациент ощущает незначительный шум и давление в исследуемом ухе. Выполнение процедуры занимает не более 2 минут, но дает очень ценную информацию для специалиста.

Далее для оценки остроты слуха пациенту проводится аудиометрическое исследование. Это более сложный метод диагностики, который требует от пациента максимальной концентрации внимания и четкого выполнения поставленных задач. Для этого пациента изолируют в специальном помещении, где необходимо надеть наушники, через которые подаются сигналы. Когда пациент слышит какой-либо сигнал, он должен дать "ответ" доктору, т. е. нажать на специальную кнопку. Данные "ответы" регистрируются в специальном графике, который впоследствии и оценивается ЛОР-врачом.

Также в поликлинике № 2 появилась возможность проведения более сложных методов исследования, таких как отомикроскопия, т. е. осмотр уха при помощи микроскопа с пятикратным увеличением, а также видеоэндоскопия, т. е. осмотр уха при помощи маленькой камеры, изображение которой выводится на большой экран. Данные методы исследования применяются в наиболее сложных и непонятных ситуациях, очень ценны для пациентов с хроническими формами отитов, а также для пациентов, которые перенесли операции на среднем и внутреннем ухе. Стоит отметить, что данные методы исследования требуют гораздо больше времени, поэтому их не всегда удается использовать в повседневной практике.

Благодаря всем вышеуказанным способам у нас есть возможность более детально определиться с тактикой лечения. Для наглядности приведу пример. На днях в поликлинику № 2 обратились 4 пациента с одинаковой жалобой: заложенность уха. При проведении тщательной диагностики у одного пациента была обнаружена банальная серная пробка, которую мы извлекли и вернули пациенту слух прямо на приеме. У второго пациента была обнаружена безболевая форма отита со скоплением жидкости в среднем ухе. Ему был назначен курс лечения, после которого в подавляющем большинстве случаев наступает полное выздоровление. У третьего пациента была диагностирована острая нейросенсорная тугоухость (т. е. внезапная потеря слуха), которая требует неотложной госпитализации пациента в лор-отделение, т. к. при несвоевременном оказании помощи есть большой риск потерять слух навсегда. А у четвертого пациента и вовсе выявилась патология, которая требует только хирургического лечения. В итоге жалоба у всех одна, а тактика лечения совершенно разная.

‒ Дарья Васильевна, согласно мировой статистике 3-4 из 1000 новорожденных детей страдают нарушением слуха. Для детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой самым эффективным средством реабилитации является кохлеарная имплантация. Что представляет собой данный курс реабилитации?

‒ Тугоухость может быть как врожденной, так и приобретенной. Не всегда удается точно установить причину нарушения слуха. Кроме того, её бывает трудно выявить в раннем возрасте. Но поскольку слух, речь и общее развитие тесно связаны между собой, то родителям стоит при малейшем подозрении на снижение слуха у ребенка обращаться к специалистам.

В настоящее время в Беларуси внедрена программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных. В рамках данной программы каждому новорожденному выполняется отоакустический тест. Если вдруг его результат оказался отрицательным, то это повод для дальнейшего обследования малыша. Но даже в случае успешно пройденного теста, если маму что-то настораживает в развитии малыша, необходимо обратиться к врачу для дальнейшего обследования. Родители должны беспокоиться, если к 6-8 месяцам малыш с трудом определяет источник звука, не реагирует на внезапные и громкие звуки, на своё имя, если угасает лепет (значительно меньше остаётся звуков или остаются только гласные).

В случае подтверждения тугоухости важно вовремя начать коррекцию слуха. В определенных случаях это ношение слухового аппарата, в случаях с более выраженной степенью тугоухости или неэффективности слухопротезирования прибегают в кохлеарному имплантированию (КИ). В нашей стране эта процедура выполняется около 20 лет. Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности, возрастом, в котором наступила потеря слуха, длительность этой потери, способность к обучению, интеллектуальное развитие. Существуют оптимальные сроки для КИ. В  случае прелингвально оглохших детей (дети, у которых нарушение слуха возникло до овладения речью) - это возраст 1-2.5 лет. Шанс слышать есть и у тех, кто утратил эту способность в момент, когда речь уже была сформирована. В этом случае  срок глухоты не должен  превышает 5-7 лет. 

Кохлеарный имплант - небольшое устройство, способное уместиться на ладони, состоит из двух частей. Внутренняя  часть имплантируется во внутренне ухо, внешняя представляет речевой процессор, который воспринимает звук, анализирует и передаёт слуховую информацию. Внешняя часть подключается через 3-4 недели после операции, и с этого момента начинается важный период слухоречевой реабилитации. Главным условием послеоперационной реабилитации является обеспечение пациенту "речевой" среды с индивидуальными занятиями с дефектологом. Главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Настройкой речевого процессора занимается аудиолог, при этом добиваясь оптимального эффекта в формировании слуховых ощущений. С этого момента ребенок может слышать звуки, но для правильного их восприятия и понимания требуется длительный курс занятий с сурдопедагогом, который обучает ребенка пользоваться появившимся слухом, развивает правильное восприятие окружающих звуков и способствует формированию устной речи. Однако основной процесс реабилитации после кохлеарной имплантации обеспечивают родители и близкие в домашних условиях.

Сегодня кохлеарная имплантация является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. В результате курса реабилитации после кохлеарной имплантации дети могут посещать детский сад и обучаться в общеобразовательной школе, успешно пройдя процесс интеграции в общество слышащих людей.

Специалисты настоятельно рекомендуют своевременно обращаться к ЛОР-врачу и не заниматься самолечением! Только ответственное отношение и внимание к своему здоровью поможет сохранить удивительную возможность - слышать мир.

Светлана Клишевич
Фото носит иллюстративный характер