Термин "смартфон" был введён компанией Ericsson в 2000 г. для обозначения своего нового телефона Ericsson R380s. И с тех пор, претерпев множество изменений и улучшений, этот гаджет для большинства из нас превратился в неотъемлемую часть жизни. С его помощью мы общаемся, ищем информацию, работаем, создаём и расслабляемся. Стоит ли удивляться, что и для детей смартфон стал главной игрушкой, от которой их очень сложно оторвать. В школах, как правило, приходится придерживаться установленных там ограничений: режим вибровызова, отключение во время уроков и т. п. Но вот ребёнок пришёл домой, мама с папой на работе, можно забыть про все запреты и погрузится в виртуальный мир. В результате уроки не сделаны, комната не убрана, посуда не вымыта. Родители недовольны и вынуждены прибегнуть к так называемой "экранной" диете.
Читательницы "Электронного Солигорска" поделились своим опытом в том, как они пытаются ограничить общение своих детей со смартфонами, а психолог Надежда Осипян прокомментировала, что родители делают верно, а что - нет. И дала рекомендации, как лучше заинтересовать ребёнка, чтобы он почаще забывал про игры в мобильном телефоне.
- Прежде всего хотелось бы отметить, что общего во всех этих историях. Приучение к смартфону или другому девайсу произошло благодаря родителям. Сами родители первый раз дают смартфон в руки ребенка для того, чтобы не мешал, посидел спокойно, не отвлекал, поел, оделся и т. д. Это то, что касается возраста от 1 года до 6 лет.
Если родителям удалось продержаться до 6 лет, то покупка смартфона зачастую происходит в первом классе для того, чтобы ребенок "был на связи" и (внимание!) чтобы был не хуже других! Ведь если у ребенка кнопочный телефон, то его могут не принять в компанию сверстников или, что еще хуже, травить.
Во всех этих историях детям меньше 15 лет. Это очень важно для дальнейшего понимания, что же делать.
И самое главное. Во всех этих историях ответственность за исправление родительских ошибок перекладывается на ребёнка: ребёнок должен следить и контролировать, сколько он играет в телефоне, должен придумать, чем себя занять и много чего ещё должен.
Теперь рассмотрим ситуации.
История 1. Галина. Дочери 12 лет. Вначале "зависание" в телефоне основывалось на доверии. Но когда дочь дома одна, это невозможно контролировать. Она может одновременно сидеть в ноутбуке и телефоне, играть и смотреть каких-то блогеров.
- Стараемся с мужем проводить разъяснительные беседы, объясняем, что не надо тратить время на просмотр чужих жизней и т. д. На выходных ходим вместе гулять в лес, по городу, зимой - на каток в Ледовый дворец, дома играем в различные совместные игры. Предлагали и такой компромисс – делать перерывы, читать что-то познавательное.
Но как только дочь остаётся одна, снова надолго "зависает" в телефоне. На данный момент мы решили провести следующий эксперимент - уходя на работу, отключаем вай-фай.
Комментарий: Родители ведут себя максимально правильно. Что еще надо сделать? Найти замену гаджету. Организовать время, когда ребенок предоставлен сам себе. Если дочь любит рисовать, то давать задания. Например, пока девочка одна дома, пусть нарисует рисунки (открытки) маме, бабушке, друзьям, потом подарит их или сделает выставку и т. д. Это значит, что любая деятельность, которую родители организовывают, должна иметь смысл и результат. Если ребенок понимает "зачем он это делает?" именно здесь и сейчас, то высока вероятность того, что он это сделает. В других вариантах результат равен нулю. Если просто попросить сделать что-то, занять себя чем-то, то ребенок и находит самый простой, а главное, приносящий максимальное удовольствие способ занять себя, - смартфон! Но эта рекомендация распространяется на тот случай, когда ребенок один дома.
История 2. Екатерина. Сыну 11 лет. Если его не контролировать, то может просидеть в телефоне несколько часов подряд и не заметить этого. Обычно играет в игры или в приложении рисует анимации. Приходится ограничивать время. Выделяем 1,5 часа в будни и 2 часа в выходные дни.
Комментарий: Ключевая фраза "Если ребенка не контролировать". В этом весь смысл, и это важно признать родителям, контроль они осуществляют всегда! Родители молодцы. Ограничение и контроль - важные составляющие. И, как и в первой истории, надо организовать свободное время так, чтобы ребенок проводил время один полезно и интересно.
История 3. Татьяна. Телефоны есть у всех троих детей. Ожидалось, что их будут использовать как помощника в поиске полезной информации, в реальности - в большей степени смартфоны служат развлечением.
Старшая дочь учится в 7 классе, и у неё много дополнительных занятий. Она ходит в художественную школу, поёт в хоре, в школе учится хорошо, поэтому сидеть с телефоном разрешаю, но немного контролирую время.
Средняя дочь – пятиклассница, у неё тоже неплохая занятость. Она каждый день ходит на танцы, когда приезжает домой, ей хочется отдохнуть с телефоном, посмотреть "Тик-ток" и т. п. Объясняю, что лучше просто полежать, например, потом сделать уроки и только после этого взять в руки любимый гаджет.
Младший сын – первоклассник, и у него привязанность к телефону сильнее. Поскольку он играет в нём постоянно: и когда сёстры чем-то заняты, и после того, как они освобождаются, тоже продолжает "сидеть" в смартфоне. Поэтому, как только у меня появляется возможность, стараюсь сына отвлекать, договариваюсь с ним. Например, предлагаю отложить телефон после того, как он досмотрит мультфильм или поиграет ещё 5 минут. В школу брать телефон не разрешаю, и не забираю сына из продлёнки, чтобы он там занимался полезными делами.
Комментарий: У первых двух девочек относительно все хорошо, и мама максимально правильно себя ведёт. Девочки заняты, хорошо учатся и гаджет - это дополнение и отдых. Сложнее с ребенком-первоклассником. Уже очевидно, что формируется зависимость. А дети в этом возрасте не умеют сами себя занимать, им нужна компания для игр. Попробуйте приглашать в дом друзей, телефоны убирать подальше и предлагать играть вместе в лего, например, собирать конструкторы и т. д. Все зависит от интересов детей. Если нет друзей, то родителям необходимо самим больше времени проводить с ребёнком, играть, строить что-то, общаться. Часто приходится слышать на консультации: 2А у меня нет времени". Мой ответ всегда один: на одной чаше весов здоровье и благополучие вашего ребёнка, а на другой - ваши дела (посуда, борщи, машины, красота, и т. д.). Что вы выбираете? Ответ за вами.
И еще несколько общих рекомендаций для всех
1. Стоит начать работу над ошибками именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в ситуации со смартфонами, не обвиняя ребенка: "он привык; я ему говорю контролировать, а он..."; "я все делаю, а он...".
2. Надо понять, как формируется контроль над действиями и что за это отвечает. Зоны мозга, ответственные за произвольный контроль, критику, мотивацию, оценку своих действий, за возможность понять и удержать задание, созревают к 14-16 годам анатомически и больше функционально. Значит у наших героев мозг еще "созревает" и там просто нет необходимого количества нейронных связей. Надо помогать формировать его.
3. Необходимо пересмотреть взаимоотношения в семье. Как современные родители общаются с детьми? Ограничиваются вопросами про уроки и контролем над их выполнением, кормят, одевают, дают деньги на карманные расходы. Но это не общение. Это обязанность родителей накормить, обогреть и обучить.
Следует проанализировать, сколько времени родители и дети проводят вместе просто так. Надо больше общаться с ними в будние дни, перед сном (совместное чтение, например), да даже просто разговаривать на близкие ребёнку темы. Как правило в гаджеты дети уходят тогда, когда нарушено общение в семье. И эта нехватка компенсируется виртуальным миром.
4. Будьте примером. Если сами родители не выпускают из рук гаджеты (пусть даже и по работе), то и требовать от детей отложить телефон в сторону и объяснять, что это плохо, не имеет смысла. Дети учатся тому, что видят.
5. Приучайте ребёнка к ответственности и договаривайтесь с ним. Постепенно учите детей пользоваться часами и понимать время. Определите вместе, сколько времени можно провести с телефоном, и что будет, если эта договорённость нарушится. Ищите совместно с детьми способы решения создавшихся проблем.
Помните, что ваша задача научить ребенка жить без внешнего контроля, быть самостоятельным и ответственным.
Желаю здоровья вам и вашим детям.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"
Дети