"Недочеты есть, но они поправимы". Учителя и школьники об онлайн-платформе для дистанционного обучения

Вот уже вторую неделю в Беларуси в тестовом режиме работает онлайн-платформа для дистанционного обучения школьников. Корреспонденты поинтересовались у педагогов-разработчиков, насколько сложно им было готовить для нее материалы, а учителей и школьников попросили протестировать новшество и поделиться своим мнением.

Над созданием онлайн-платформы работали лучшие педагоги со всей республики. Непосредственно из Минской области были задействованы 117 человек из разных учреждений образования — они разработали 16 учебных курсов.

"На 8-10 минутный ролик порой уходили десятки часов"

Среди разработчиков учитель истории и обществоведения гимназии № 1 г. Солигорска Ольга Журавлевич. Она создала модули по истории Древнего мира для учеников 5 класса.

— Начала работу в июне, а закончила в декабре. Весь отпуск, все каникулы работала, — признается Ольга Журавлевич. — Решила посчитать, сколько времени у меня ушло только на создание половины роликов (30 штук  — прим. авт.) — получилось 800 с лишним часов. Это действительно непростое дело, нужно было выверить все иллюстрации, чтобы не попалось фейковых, не всегда быстро находилась нужная карта, фотография, снимок, 3D-анимация. Приходилось все это искать в том числе и на зарубежных сайтах. На одну иллюстрацию мог уйти час-полтора. Случалось, что видеофрагмент подходил идеально, а озвучка — нет. В таком случае накладывала свой звук и музыку. Это только кажется, что сделать модуль продолжительностью 8-10 минут несложно, но на него порой уходили десятки часов.

За разработку модулей для пятиклассников Ольга Журавлевич взялась неслучайно — она одна из авторов учебника.

— Решила сама сделать все модули за 5 класс, чтобы они были в одном стиле, ключе. Не хотелось, чтобы одна тема раскрывалась так, а другая — как-то иначе, — поясняет учитель. — Мои коллеги из районного методобъединения поблагодарили меня за огромный труд. По их словам, в условиях пандемии это большое подспорье. А еще они полезны для молодых учителей — там есть и задания, и видеофрагменты, и схемы, и иллюстрации, и таблицы. Я много лет нарабатывала весь этот материал. Если самому сесть и готовить урок, то очень много времени уйдет, а тут по сути все готово. Как говорится, можно брать и работать с детьми.

По словам Ольги Журавлевич, онлайн-платформа позволяет использовать в обучении модель "перевернутый класс".

— Я очень ждала, когда у нас наконец появятся такие уроки. Эта модель предполагает усвоение дома базовой информации через просмотр учащимися видео, а затем уже на уроке — отработку практических навыков, — отмечает учитель. — То есть не нужно на самом занятии читать параграф или рассказывать его учителю, а можно сразу начинать работу с картой, иллюстрацией, таблицей, схемой, видеофрагментом, то есть выполнять практикоориентированные задания. Почему это важно? У нас бывают такие большие параграфы, что если на уроке начать его изучение, то на отработку каких-то практических навыков не останется времени, поскольку следующий урок — новая тема. Но когда есть такое видео, дети дома посмотрят его (продолжительность — 8-10 минут), будут в теме и на уроках смогут выполнять задания и получать отметки за умение применять свои знания на практике. Думаю, в этом плане эта платформа будет неплохой.

Кстати, ранее у Ольги Журавлевич уже был опыт создания видеоуроков, интерактивных заданий, которые она размещала на сайте. И надо сказать, они пользовались большой популярностью у школьников и их родителей.

— В начале года мне даже писали незнакомые мамы из других регионов и интересовались, может у меня и за 6 класс есть такие же видеоуроки, мол, им так понравилось с ними работать, — улыбается учитель. — Сейчас же эти видео стали более совершенными, чем те, что были ранее по 5 классу. Тут больше карт, схем, другого дополнительного материала, то есть они стали более развернутыми.

Педагог считает, онлайн-платформа будет востребована у учителей и школьников.

— Да, есть недочеты, но за такой короткий срок идеально все сделать невозможно. Да, нас критикуют, но никто не запрещает кому-то сделать что-то лучше. Главное, что сейчас есть база, которую можно дорабатывать, менять, доусовершенствовать, — высказывает свою точку зрения Ольга. — Лично я буду рекомендовать работу на этой платформе своим надомникам. Есть дети, которые очень часто болеют и пропускают много занятий. Соответственно, они могут работать дома самостоятельно. Я уже выписала телефоны родителей, буду звонить им, предлагать.

"Самое сложное — учесть интересы всех детей"

distans 0

Учитель химии и биологии средней школы № 3 г. Несвижа Людмила Шитько вместе с коллегами разрабатывала модули по химии для восьмиклассников. Всего над созданием образовательных материалов трудились 9 учителей.

— Мы распределили уроки между членами творческой группы. Сначала сделали занятия для третьей четверти, потом — для четвертой и далее — для первой и второй, — поясняет Людмила Шитько. — На первый модуль ушло больше недели, на остальные чуть меньше времени. Самое сложное — донести материал так, чтобы он был понятен не только учащимся, которых ты знаешь и у которых ведешь уроки, но и всем остальным. Обычно ведь учитель ориентируется на способности класса, а здесь нужно учесть интересы всех детей. При этом важно, чтобы ученикам было это интересно, и они могли почерпнуть что-то новое.

Людмила Шитько рассказывает, что ее ученики уже успели оценить онлайн-уроки.

— Для повторения я давала свои модули ученикам 9 класса. Ребята впервые услышали, как я говорю на русском языке, поскольку наша школа белорусскоязычная, — улыбается учитель. — Им было очень интересно посмотреть видеоролики, озвученные моим голосом. Первый вопрос, который они мне задали: вы это сами все сделали? А затем стали спрашивать, в какой программе создавалось и т. д. То есть детей больше интересовала техническая часть.

"Сложен интерфейс сайта"

А учитель русского языка и литературы гимназии имени В. А. Короля города Червеня Наталья Каминская во время разработки видеоуроков по русскому языку для 9 класса учитывала замечания своих учеников и дочери.

— Свои некоторые уроки я "прогоняла" в классе — во второй четверти как раз совпали темы, которые мы разрабатывали в тот период, а остальные я предлагала пройти дочери, вчерашней девятикласснице, — поясняет Наталья Каминская. — Дочь говорила мне, что удобно для восприятия подростка, что сложно. Мне очень хотелось, чтобы моя разработка кому-то пригодилась, чтобы она была интересной, полезной и доступной. Особенно она, думаю, пригодится ребятам, которые по разным причинам пропускают уроки или не могут их посещать.

Несмотря на то, что Наталья Каминская сама учитель-разработчик, она солидарна с другими коллегами, что платформу еще нужно доводить до совершенства.

— Мои учащиеся протестировали онлайн-платформу и сказали, что маршрут прохождения к самим предметам, темам очень сложен. Не все ребята смогли выйти на нужные предметы, не все поняли, что нужно нажать на рамочку со стрелкой, чтобы выскочили предполагаемые классы. То есть должен быть маршрут или алгоритм работы сайта для детей разного возраста. А еще, если взять ресурс для 9 класса, в разработке которого я принимала участие, усовершенствования требуют тесты. Они не всегда понятны детям. То есть в заданиях не хватает определения, что нужно с ними дальше делать, — выбрать слово, написать что-то, указать или ввести.

Ученица Натальи Каминской десятиклассница Карина Дьяченко протестировала онлайн-платформу с видеоуроками по обществоведению, поскольку собирается сдавать по нему ЦТ.

— Мне стало интересно, смогу ли я пользоваться этим дополнительным материалом для повторения тем, возможно, для подготовки к каким-то самостоятельным работам, обобщениям. Я внимательно изучила интерфейс сайта и не сразу поняла, где находятся видеоуроки. Правда, через пробы-ошибки я нашла их все же. В общем, интерфейс сайта немного неудобен, — делает выводы школьница. — Что касается самой подачи материалов, то мне все понравилось. Темы излагаются очень интересно. И тест, который был после видеоурока, я прошла без трудностей.

"Хотелось бы видеть уроки в едином стиле"

Учителю начальных классов средней школы № 1 Логойска Светлане Иванюшиной новая онлайн-платформа в целом понравилась. Но бросились в глаза и недоработки.

— Я веду уроки у второклассников, поэтому мне были интересны модули именно за этот класс, — рассказывает Светлана Иванюшина. — Я посмотрела несколько уроков-разработок и мне показалось, что при их создании не существовало каких-то единых требований. Есть уроки с видео и озвучкой, а есть просто с информацией от педагога, то есть они слишком разные получились и, следовательно, воспринимаются по-разному. Наверное, если бы я была учеником, то мне бы хотелось видеть уроки в едином стиле.

Есть вопросы и к продолжительности видеороликов. Есть такие, которые длятся более 10 минут. По мнению учителя, для восприятия ребенка начальных классов длительность должна быть не более 5-7 минут.

Тем не менее Светлана Иванюшина считает, что учителя-разработчики проделали колоссальную работу.

— Им нужно было проанализировать весь материал, придумать способ, как его донести доступно, кратко и ясно, — отмечает собеседница. — Для ребят, которые болеют или находятся на самоизоляции, онлайн-платформа — хороший выход, чтобы не отстать от одноклассников. Им можно давать ссылки на материал, чтобы они занимались самостоятельно. Так что буду разъяснять родителям о такой возможности.

"Наличие онлайн-платформы — большое достижение"

Плюсы и минусы в работе онлайн-платформы нашла и учитель русского языка и литературы УПК Руднянский детский сад — средняя школа Червенского района Елена Жигимонт.

— Платформа интересная. Дети легко могут пройти по ссылкам и начать работу, — считает Елена Жигимонт. — Мне понравилось, что на платформе есть тесты. Но на перспективу, там, где рубрика "объясняем новый материал", хотелось бы побольше новых методов, форм объяснения, может быть, с использованием интеллект-карт, скрайбингов или метода сторителлинга. Думаю, детям это было бы интересно.

У Елены Жигимонт есть и ряд других предложений по усовершенствованию модулей по русскому языку:

— На перспективу мне бы хотелось, чтобы на платформе были представлены разноуровневые формы заданий. Например, сейчас там тесты единые — как для учеников обычных, так и профильных классов. Но ведь есть дети посильнее, есть послабее, есть те, кто учатся в профильных классах и обычных, в гимназиях и школах. Согласитесь, уровни у ребят разные, притязания тоже. Хотелось бы, чтобы и тестовые задания были разные.

Но в целом Елена Жигимонт считает, что наличие онлайн-платформы — очень большое достижение для всей системы образования.

— Министерство проделало огромную работу. Большое спасибо всем людям, которые создавали эту платформу. Теперь для учителей-практиков есть, где взять информацию, на что ссылаться. В любом случае, если кто-то из детей не сможет быть на уроке, у нас есть хороший помощник для обучения...

Источник: mlyn.by