"Мои дети учатся дома. Прошу администрацию школы сдать деньги на новые шторы и ремонт мебели".
Начался декабрь, а с ним и жаркие новогодние обсуждения в школьных и детсадовских чатах. Собирают деньги на подарки детишкам, воспитателям и учителям, на бытовую химию, туалетную бумагу, питьевую воду... Знакомо, родители?
Вопрос добровольно-принудительных сборов денежных средств в школах и детских садах волнует и обсуждается часто. Часть родителей называют это пожертвованием средств, а часть – не иначе как поборами. Обязаны ли родители сдавать деньги? Кто и как вправе собирать деньги? Поговорим о правомерности сдачи денег на так называемые нужды учреждений образования.
На самом деле в нашей стране эта тема достаточно четко проработана на законодательном уровне. И для начала видится важным условно разделить те самые нужды: нужды школы (сада) и нужды класса (группы).
Вероятно, что к нуждам школы (сада) мы отнесем все то, чем учреждение образования и так должно обеспечить детей (парты, спортивное оснащение, мониторы и др.). Под нуждами класса (группы) понимаются дополнительные вещи для комфорта (влажные салфетки, питьевая вода, угощения ко дню рождения), т. е. то, что предоставляться не обязано.
Как правило, инициаторами сбора денег на всякого рода нужды выступают попечительские советы и родительские комитеты. В то же время вопросы сбора денег для нужд школы (сада) вправе решать исключительно попечительский совет. Только он может предложить вам сдать на что-то деньги и организовать их сбор.
В каждом учреждении образования Солигорского района организована деятельность попечительских советов. В состав этих органов входят законные представители воспитанников (родители), педагоги. Одной из главных задач попечительского совета является содействие в развитии материально-технической базы.
Денежные средства, направляемые в попечительский совет, могут поступать как от родителей, так и от других спонсоров. Вся оказанная финансовая помощь должна быть добровольной с перечислением на внебюджетный счет учреждения. Любые сборы наличными считаются незаконными.
Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, используются строго по целевому назначению. Поэтому при желании мы можем повлиять на то, как они будут потрачены. Например, предложить закупить бытовую химию, туалетную бумагу и прочие мелочи. Впоследствии совет обязан отчитаться за расходование средств.
Что касается родительского комитета, хочется сразу отметить, что он не имеет права собирать деньги на нужды учреждения образования, в том числе на ремонт класса (группы). Этот орган самоуправления может заниматься только общественно значимыми делами (укрепление связи между семьей и учреждением образования, участие в распространении лучшего опыта семейного воспитания и т. п.). Если родители примут решение собирать деньги наличностью, им нужно помнить, что это незаконно, и при первом конфликте пострадает тот, у кого "касса".
Ни администрация школы (сада), ни попечительский совет, ни родительский комитет не могут обязать вас сдать деньги. Сдавать деньги или нет - решать только вам!
Отдельно идет тема подарков работникам учреждения образования - здесь родители сами решают, как и с каким праздником поздравить. Подарки – это не про нужды школы или дошкольного учреждения, скорее всего это просто личное желание сделать приятное, отблагодарить.
Дошкольное и общее среднее образование в Беларуси бесплатное. Бюджет государства, как правило, берет на себя финансирование по основным статьям расходов: капитальный ремонт, коммунальные расходы, заработная плата, командировочные расходы, оплата услуг, закупка оборудования, приобретение предметов снабжения и расходных материалов и др. Что касается укрепления материально-технической базы учреждений, то эта статья расходов ложится непосредственно на учреждение и на попечительский совет. Их совместная работа позволяет улучшить условия пребывания детей в учреждении образования.
Как работает данный принцип добровольности, мы попытались узнать на примере одного из дошкольных учреждений нашего города - ГУО "Ясли - сад №42 г. Солигорска", – пообщавшись с его заведующей Наталией Николаевной Никонович.
– В нашем учреждении также организована деятельность попечительского совета. В него входят законные представители воспитанников (родители), наши сотрудники. Основная цель, которую преследует учреждение при работе с попечительским советом, – создание безопасной, современной образовательной среды для наших детей. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями, нам удается оснастить игровые комнаты и другие помещения (музыкальный и физкультурный зал) современными учебными пособиями, игрушками, спортивным оборудованием, инвентарем.
При необходимости по согласованию с попечительским советом часть средств может расходоваться на закупку детской мебели, проведение косметических ремонтов групп, надворного игрового оборудования и т. д. Мы рассказываем о наших планах и проблемах, совместно находим решения. При всем этом родители сами решают, на что собирать деньги и о какой сумме будет идти речь. Что касается размеров оказываемой финансовой помощи, то каждая семья определяет эту сумму сама с учетом своего материального положения, – пояснила Наталия Николаевна.
А что думают на эту тему сами родители?
Ольга: "Наш ребенок посещает детский сад. Я мама-юрист, состою в родительском комитете и попечительском совете учреждения. С нашей семьи не попросили ни одной копейки на какую-нибудь блажь. Мы с родителями сами определяем действительно нужные расходы, доводим до сведения администрации и все оформляем в рамках правового поля - перечисляем необходимую сумму на банковский счет сада. Никакой налички. По поводу подарков воспитателям договорились так – каждый сам за себя. От устоявшейся практики сбора денег на общий подарок от группы решили отойти. В большинстве своем это спровоцировала эпидобстановка".
Алина: "Наша дочь посещает школу. Деньги на нужды школы периодически сдаем, но из своего родительского опыта знаю, что сама учеба в нашей стране хоть и бесплатная, но для поддержания материально-технической базы тех же школ бюджетных средств часто не хватает. В то же время с пониманием отношусь к тем семьям, которые не могут, как мы, перечислять пожертвования".
Андрей: "Наш ребенок в этом году только пошел в сад, поэтому мы с данной темой еще особо не столкнулись. Пока скажу, что никто не заставляет, не требует сдавать какие-либо деньги. И вот сейчас, в декабре, с активными родителями группы принимаем участие в благотворительной рождественской акции - готовим подарок для ребенка из приюта. Знаю, что деньги сдали 7 семей из 14, и никто ни у кого их не выпрашивает, объявили в чате, быстро среагировали все те, кто хотел принять участие, и все".
Екатерина: "У меня двое детей. Почти с уверенностью скажу, что разница в цене всех нужд зависит от готовности некоторых родителей сделать "все лучшее нашим детям". И если уж эти "готовые" в комитете, то оплачивать из родительского кармана будете и новые обои, и шторы. Когда встает вопрос – платить или не платить, я отключаю эмоции и оцениваю нужды с точки зрения целесообразности. И да, аргумент, что дети в учреждении проводят много времени, для меня не довод. Вот мне в детстве было совершенно безразлично, какого цвета стены в моем саду, но я точно помню какие обои в моей комнате".
Конечно, при обсуждении данной темы существуют и кардинально противоположные мнения. В качестве аргументов "против" родители чаще всего ссылаются на маленькие зарплаты, да и вообще мол, почему они должны сдавать какие-то деньги, ведь образование, как и медицина, в нашей стране бесплатные.
Да, эта тема набила своеобразную оскомину, однако с ней реально по-хорошему разобраться и задать себе некий алгоритм относительно всяческих "необходимо", "желательно", "обязательно". В то же время очевидно, что в основе использования родительских денег лежит принцип прозрачности и добровольности, а значит и поборами это назвать трудно. "Денежную" работу проводят сами родители, и, если вас принуждают сдать деньги на какие-то нужды заведения, имейте ввиду, что это нарушение законодательства.
А в вашем учреждении хороший родительский комитет?
Отдел новостей "Электронного Солигорска"
Фото носят иллюстративный характер