Солигорчанин объехал половину Беларуси на велосипеде. И делится своими приключениями

Житель Солигорска провёл отпуск на велосипеде, посещая интересные белорусские места. Своими приключениями он поделился в социальных сетях.

"В связи со странными делами связанными с выездом за железный занавес практически спонтанно было принято решение ехать в отпуск. Ехать. В смысле совсем ехать.

Подготовка заняла не так уж много времени, а вот денюшек выкушала как следует. Горячий тур в солнечный Египет вышел бы, возможно, дешевле. В шопинг только влезь — затягивает, общество потребления как-никак: сумки на велики, спальник, пенки складные, багажники, камеры-запаски, насос, зеркала, шлемы, еда, горелка, газ. Когда укомплектовались, я думал с места не сдвинемся, да еще и оба простывшие. Отягощённые злом в виде еды, бррр... Но, скажем так, на данном маршруте мы не были, по карте вроде деревенек валом, а вот можно ли будет закупиться по дороге неизвестно.

Ночью перед выездом собирались, поэтому поспать удалось лишь час. Ну, стартанули. И сразу тест на выносливость: ехали на 3 перекладных электричках: Солигорск — Осиповичи, Осиповичи — Минск, Минск — Сморгонь. В 6 вечера вломились в гостиницу чуть живые — в Минске чуть пересадку не пропустили, очень малую вилку по времени я запланировал. Велики поставили в камеру хранения в гостинице и пошли гулять. Аккуратный парк без особых вычурностей, но этим и притягателен.

velo 2

Довольно странно для меня, но практически каждый день в поездке наталкивались на разнообразные храмы.

На утро старт. Уже велосипед тебя везет, а не как в предыдущий день — ты его на себе тянешь в паравоз. (Крик души — что не так с нашими перонами? Отчего они такие низкие?!)

Солнышко светит, ветра почти нет. Ну и погребли помаленьку. Первый перегон выдался в 34,5 км: г. Сморгонь — озеро Вишнёвское, туристическая стоянка "Широкий ров". На пути — пара холмов, но в основном ехали по трассе среди полей, последние километров 5 — по грунтовке и по в лесу. Трасса Р95 на данном перегоне порадовала нас хорошим покрытием и отсутствием большегрузов, да и движение было из разряда — авто в полчаса.

velo 3

velo 4

velo 5

Отсюда сигаретные бычки — в карман, мусор — в пакетик и с собой.

После въезда в парк словили разрыв шаблона — грибов столько, что они под колеса бросаются. Приехали на турстоянку — ни души, лепотааа! Пяток беседок, к каждой прилагается кострище. Сушняка было немало — явно на этой стоянке давненько отдыхающих массово не было.

Расположились, палатку собрали, сходили к озеру. Что сказать, красивое, но в данном месте выход сильно зарос камышом. Ночью напугал местный кот — в один прекрасный момент светанули фонариком в пустоту за спиной — а там глазища светятся. Полтора часа кот кругами вокруг ходил, подкармливать не решились, а то он нас из спальников бы выселил.

velo 6

Людей встретили только наутро — залетный грибник да, видимо, учительница с кучкой ребятишек. Позавтракали, попили кофейку не торопясь и покрутили дальше. К слову, первый день прошел хорошо, ибо воду 8 л привезли с собой. А вот второй перегон был не столь продуманный. Но обо всем по порядку.

Перегон второй (20,8 км): озеро Вишнёвское — озеро Свирь, туристическая стоянка "Золотая горка". Проехав километров 5 по восточному берегу выскочили к красивому месту.

velo 7

Фоточка на память с видом.

Вроде и деревни рядом были, в них даже магазины были, но к ним требовалось сворачивать с маршрута, и мы махнули рукой, что чуть было не вышло нам боком.

В деревне "Бережные" набрали по бутылке поливочной воды. Уперлись взглядом в турбазу с домиками и летним душем. Нет, это не наш выбор. Едем дальше. Объехав половину озера, опять вернулись на трассу Р95 и не спеша с видом на озеро Свирь по правую руку добрались к 5 вечера к пункту назначения. И тут выяснился занятный факт. Воды-то тут нет. Стоянка большая, беседок с десяток, от трассы недалеко, удобный въезд, люди с шашлычками отдыхают. Да еще и суббота.

Я уж было всерьез собрался скинуть рюкзак и гнать в ближайший г. п. Свирь, что в 7 км, но выручил местный. Предлагал рыбку копченую, но мы не стали рисковать, тогда он предложил на авто сгонять за водой. Спаситель! 10 л воды — это то, что надо. Еще раз спасибо этому хорошему человеку.

На "Золотой горке" народ явно бывает часто: сушняка мало, да и люди явно с углем сюда приезжают. Изначально мы расположились практически на мысе, но в процессе поиска топлива для костра набрели на беседку, которая расположилась чуточку в стороне. Спряталась за деревьями на небольшом холме. Высший сорт! И от компаний подальше, и не так ветрено. А ветер-то поднимался, на озере гнало нехилую волну. У нас в затишке костер был практически горизонтальный. Перед приготовлением еды дала о себе знать стоимость горелки — лапки держатели посуды развинтились, пьеза перестала работать. Ну да приладились, не беда. Отужинали и с кофейком провели отличный вечер у костра. Ночь прошла относительно хорошо, если вычеркнуть кашель, нас даже не сдуло.

velo 8

velo 9

Наутро не торопясь собрались и приняли решение не соваться в болота возле Голубых озер, т. к. обещали дожди. Отфоткались на медитативной лавочке и покатили.

Перегон третий (29,6 км): озеро Свирь, турстоянка "Золотая горка" — д. Грумбиненты, агроусадьба "Голубые озера".

velo 10

velo 11

Въехали в г. п. Свирь, в магазине затарились водой, хлебом...

velo 12

velo 13

Кое-как упаковались, перекурили с видом на костел, нагрузились, как лоси, и на выезд — а там полюшко и ветер в лицо, качественный такой ветродуй.

3 километра и первый привет от Маршрута — прокол моего заднего колеса. Перекурили на остановке называется, дыра пробурена канцелярской кнопкой. Вроде цивилизация кругом, а ближайший сервис в 9 км. Ну, что сказать, сняли колесо сами, поменяли камеру (вот как чувствовал — закупил по 1-ой запаске и все для разбортовки). Ничего экстраординарного, но время потеряли, да и погода начала капитально портиться.

По изначальному маршруту эту ночь мы должны были провезти на одном из голубых озер — на о. Балдук: 25 км по трассе, километров 8 по экотропе и вуаля. Но мы утром переиграли и шли целенаправленно к озеру Большие Швакшты, трустоянка "Глубокий ручей". Но у Маршрута было свое мнение...

После поворота на Р45 мы моментально ощутили все прелести международной трассы — полуразбитое покрытие, холм на холме, узость и чертовы большегрузы-транзитники. Вот чего не ждали в национальном парке, так это такого потока фур — успевай уворачиваться, в зеркало смотришь больше, чем вперед. Да и дождик добавился ко всем прелестям дороги. Нужно было срочно искать укрытие, потому что 25 км посуху уже точно бы не успели проехать. Да и состояние здоровья не радовало. Я так на последнем издыхании был — думал от кашля легкие выплюну.

На въезде в д. Константиново увидели спасительный указатель — турбаза "Лесная поляна". Преодолели две нехилые горки и мы в дамках! Ага, наивные. Место явно переделано то ли из советской военной базы, то ли еще из чего. По разговору местных поняли, что оно только для своих. Ну, в общем, нас вежливо попросили. Даже за денюшки не пустили.

Напутствовали нас фразой про агроусадьбу в д. Грумбиненты, в 5 км. И тут я вспомнил, что рассматривал ее в качестве ночевки на Голубых озерах. Вырулили кое-как и поползли по грейдеру туда, песочек в помощь: 5 км показались всей пятнашкой. Я так добрался чисто на морально-волевых.

И это был успех. Усадьба открыта! А вот людей не видно. Быстро спрятали велики под навес — и стартанул дождь. Дозвонились до хозяина, который, к слову, был в 160 км оттуда, объяснили ситуацию, попросились переночевать. "Да без проблем, меня не ждите. Вот там такие-то 4 домика — выбирайте, заселяйтесь, ключи в двери, кондиционер ставьте на обогрев, только окна закройте, автоматы электричества включите и живите. Я подъеду вечером". Спаситель! Олег, выражаю огромную благодарность! Без тебя наш Маршрут закончился бы для меня на следующий день. В больнице.

velo 14

velo 16

velo 17

И как-то так этот комфорт подкупил, особенно в сравнении с дождем за окном, что решили мы назавтра не противиться Маршруту, а ехать в радиалку без груза по всем Голубым озерам.

Перегон четвертый (29,6км). Первая радиалка: агроусадьба "Голубые озера" — река Страча — озеро Балдук — озеро Ильгиния — еще раз Страча — турстоянка Мельница — озеро Малый Болцик.

Ох, какой же это кайф скинуть рюкзаки с велосипедов и ехать без груза! Я на радостях даже нож забыл. В лес, без ножа, ага... Дождик к обеду успокоился, но мы достали самые суровые вещи и погнали.

velo 18

Прямо на выезде из агроусадьбы начинается тропа, которая метров через 300 делиться на три. Как положено, стоит указатель: налево пойдешь — Голубые озера, направо пойдешь — турстоянка "Мельница", прямо пойдешь — озеро Балдук. Ну я же штурман! Надо же ухватить побольше. Поэтому путь наш лежал к Балдуку. Дорога преимущественно под горку, в основном. Посмотрели метровые муравейники и выехали к пешеходному мостику через речку Страча. Вполне спокойно переправились.

velo 19

Мост через Страчу, пешеходный. Так и написано.

В плане был чуть позже еще один мост. Но пока что наш путь лежал мимо озера Окунек (спускаться к нему не стали, осмотрели с холма). Пару раз пришлось слезать с велосипедов на крутых горках, и вот — мы на турстоянке "Балдук". Неболшое место на три беседки-домика с кострищем. Одна занята, стоит велик, разложены вещи, потрескивает костерок, побулькивает котелок — и ни души. Явно человек любит людей еще больше моего. Так и не встретили =) Спустились с горы к озеру, а там — продолжение стоянки, только у воды.

velo 20

velo 21

Перекурили и поехали дальше. Впереди был еще один мост через Страчу, эта дорога ведет к Голубым озерам с востока. К мосту сходятся довольно крутые 3 тропинки: расстояние между деревьями — метр в лучшем случае, градусов сорок откос, спуска предстоит метров 200. Спускались на зажатых тормозах по влажной почве. Как не убились, до сих пор не пойму. И вот оно, мы на месте! Вот три тропинки, а где мост?!

velo 22

velo 23

Этот мост, который отмечен на всех картах как мост, — подвесной: три троса с фланелевыми подтяжками. И рядом брод глубиной сантиметров 20. Но это нормально в июле-августе, а не 28 сентября, да по пасмурной погоде. Водичка вполне себе прохладная.

И тут до меня дошло, что я планировал переезжать Страчу именно в этом месте, груженым после перегона в 25 км по трассе и 8 по экотропе, которая, к слову, была бы в гору под 200 метров, да с обвалившимися деревьями кое-где, по которой я только что с трудом пустой спустился.

Делать нечего, не с нашим здоровьем бродить в такой воде, посокрушались и решили сделать круг вокруг Балдука. Ну и потихоньку поехали.

Издалека глянули на озера Ильгинию, Балдучицу. Встретили тачку (тоже без людей) и вырвались на оперативный простор. Завалили плечо через деревню Войшкуны на деревню Станчики. Дома там впечатляют: брус, остекление веранд, окна в пол, газоны будто "англицкие"... На выезде столкнулись с пугалом. Ахтунг просто, ночью увидишь — кирпичный завод откроешь.

velo 24

Ориентировались по карте Gurumaps, и собрались уже на въезде в Станчики уходить в объезд на восток, но увидели кирпичную церковь и решили подрулить туда. Оказалось — новострой. Строят с 2015 года. Что сказать — молодцы! По факту — в глуши, а аккуратней, чем в городах получается.

velo 25

Подивились неожиданной находке и собрались уже выезжать, но встретили первого человека за день. Решили у дедушки узнать, нет ли случаем пути короче, уж больно наезженная дорожка ведет в лес к реке. На что ответ получили: внук гоняет на велосипеде в д. Комарово в магазин по этой тропинке. Припомнив карту, поняли, что вокруг нас, городских, живут суровые люди, для которых семь верст — не круг. Но решили рискнуть — не торопясь, медленно и печально покатили. Лишь бы переправа была, а то, мало ли, внучек совсем суровый — боты сбросил и через болото с великом наперевес. Очень я этого опасался. Но реальность оказалась прозаичней. Внук, похоже, рукастый. На переправе стоит медитативная лавочка, а рядом — пятиметровый мост, которого НЕТ на карте. Основательный такой и видно, что новый.

velo 26

velo 27

velo 28

Похоже, что это — ёлка-прародительница.

А дальше уткнулись в ручей (размером с речку), но там по краешку тоже переправа налажена.

velo 29

И так мы сэкономили время и, неожиданно для себя, в 16 часов были уже в 300 метрах от агроусадьбы возле той развилки знаменательной (теперь-то понятно, почему на Голубые озера ведет отдельная тропа).

Вроде живые, поэтому разворачиваемся на 180 градусов и едем обратно в лес, к турстоянке "Мельница". От древней мельницы там осталось... Осталась одна железяка на ручье.

velo 30

Остатки "Мельницы" у меня за спиной.

Я ждал трехэтажную домину с водяным колесом. Подумали, что мы может не доехали, и мельница обязательно будет на ручье у следующего озера. Время есть — погнали. На тропинке встретили авто с вторым человеком за день, который сильно удивился и разъяснил, что мельницу мы уже видели, но раз нас сюда занесло, то по той тропинке с километр проехать и будет озерцо — успеете посмотреть. Не прогадали. Озеро Малый Болцик невелико, но было спокойное, как стекло.

velo 31

Посидели и пора возвращаться. Время почти 7 вечера, скоро закат, а ехать на велосипедах по темноте в лесу не самая разумная идея. На последних лучах солнца вернулись в агроусадьбу, а там радушный хозяин нам еще и баньку предложил. Как тут откажешься..."

Продолжение следует...

Отдел новостей "Электронного Солигорска"
Фото из личного архива Евгения Кошельского