Опять двойка... Что делать? Комментирует солигорский психолог

Недавно нам в редакцию пришло сообщение: "Нужно ли наказывать ребенка за "двойки" в школе?" С этим вопросом мы обратились к психологу Елизавете Дунаевой.

– Нужно понимать, что наказание – самый неэффективный способ воздействие на поведение. Не то, что один из неэффективных, а самый неэффективный. Второй важный момент, который следует помнить, что наказание ничему не учит.

А дальше следует задаться вопросом, с какой целью родитель хочет ребенка поругать. Когда родители задают такие вопросы на приеме, следующее, что я обычно делаю, задаю вопрос: "А что для вас значит, что ребенок плохо учится? Что для вас значат плохие оценки?" И чаще всего история связана не с самой ситуацией, а с опасениями родителей о чем-то, чего еще нет.

dvojka 1

Например, если у ребенка будут плохие оценки, он не сможет никуда поступить, найти работу, завести семью и пр. В этом случае я советую родителям методику "Шесть "И что?". К имеющейся проблеме задаем себе вопрос: "И что?". И так нужно задать шесть-семь вопросов, чтобы дойти до своей внутренней причины, почему вы хотите предпринять то или иное действие.

Например, получил ребенок двойку. И что? Значит он начнет плохо учиться. И что? Значит плохо закончит школу. И что? Он не поступит в ВУЗ. И что? Не сможет найти высокооплачиваемую работу. И что? Он не будет счастлив.

А дальше открываются интересные вещи. К этим вопросам нужно задать дополнительный вопрос: "С чего это вдруг?" С чего это вдруг ребенок, не поступивший в ВУЗ, будет плохо зарабатывать? Есть много жизненных примеров, когда академическая успеваемость не связана с успехом.

Что еще важно, когда говорим об этих вещах. В чем внутренняя мотивация родителей?

"Если он не будет нигде работать, то мне придется его содержать всю жизнь. И на старости лет придется обеспечивать и себя, и его". 

"Мне все равно, как он учится. Но меня постоянно дергают учителя. А что скажут родственники, знакомые? А вот сын моей подруги отличник. И она взахлеб рассказывает, какой он молодец. А что рассказать мне?".

И это совершенно другая родительская мотивация, что делать с тем, что ребенок получил двойку. Наказывать ли? И тут мы возвращаемся к тому, что наказание ничему не учит. Оно лишь формирует условно-рефлекторную связь между неприятным переживанием и каким-то событием: получил двойку – мама будет ругать.

dvojka 99

И если внутренняя мотивация родителя – развитие любознательности у ребенка. То нужно говорить о сути: о знаниях, не о двойке. Конечно, ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями.

Если говорить о том, что хочу наказать ребенка, чтобы он лучше учился. То это полная противоположность тому, чего хочет добиться родитель. Потому что наказание не учит ничему. Это не способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Ребенок будет бояться маму, папу, идти домой, будет стараться скрывать вещи, которые могут ее расстроить. И чем старше ребенок, тем условно-рефлекторная связь будет более сложной. И дальше это будет распространяться на другие сферы жизни ребенка. Не только на оценки, но и на другие неприятности, которые происходят в его жизни.

dvojka 7

У родителей может возникнуть вопрос, если не наказывать ребенка за двойки, он же будет их постоянно получать. А дальше возвращаемся к внутренней мотивации родителя, опираясь на которую он хочет что-то делать с оценками ребенка. И здесь важно разделить, что нужно мне и субъективную оценку педагога знаний учащегося. Стоит помнить о том, что это оценка педагога – это не критерий оценивания родителей, ребенка. Это всего лишь краткосрочный срез, что ребенок смог продемонстрировать. Иногда это даже не оценка знаний. Ребенок мог себя плохо чувствовать, отвлекаться, не сообразить в нужный момент. Об этом важно помнить.

Что же делать?

Если концентрироваться на том, как я могу влиять и нужно ли это делать, то здесь важнее делать акцент не на том, какую оценку заработал ребенок, а какие знания он приобретает. Интересно ли ему учиться. Какие у него склонности. Например, он не любит языки. Но отлично понимает математику, физику, информатику. И важно помнить, что мы развиваем его интерес. Человек учится всю жизнь. И если ему что-то важно, он доучит потом то, что не доучил сейчас. Даже на уровне школьной программы. Если ему это в жизни надо, он потом это доберет. И об этом важно помнить.

dvojka 8

И что я всегда рекомендую родителям. Есть метод "Зеленой ручки". "Красная ручка" - это указание на ошибки. А метод "Зеленой ручки" состоит в том, что, вооружившись зеленой ручкой, показывать его наибольшие достоинства.

Например, из двадцати закорючек в линеечке, подчеркнуть те, которые лучше всего удались. Ведь если акцентировать внимание на неудачах, мы будем делать только хуже. И это характерно не только для детей, но и для взрослых. Чем больше мы зацикливаемся на том, что мы сделали не так, где мы ошиблись, тем больше ошибок мы совершаем. Если больше мы акцентируем внимание на успехах, даже если это совсем маленькое достижение, то из маленьких крупиц мы формируем то, что мы потом сможем назвать успехом.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"