Каждый второй ребенок может уйти с незнакомцами. Пока не поздно, выучите, как должен вести себя малыш, если потерялся?

Если у вас есть дети, то наверняка есть и страх - ребенок может потеряться. От этого, к сожалению, никто не застрахован. А вот чтобы эта неприятная ситуация прошла быстро и с минимальным стрессом, нужно с ребенком заучить простые правила: что ему следует делать, если он потерялся.

Ребенок должен знать наизусть:

- его фамилию и имя, как зовут маму и папу;
- номер телефона мамы или папы, а лучше - оба;
- свой домашний адрес;
- и единый номер вызова экстренных оперативных служб - 112.

Общие правила для многих ситуаций:

1. Ребенок должен оставаться на месте.
2. Должен знать, к кому из взрослых может обратиться:
- люди в форменной одежде (продавец, охранник и др.);
- милиционер;
- человек с ребенком (желательно женщина).
3. И помнить — родители за ним всегда придут!

Рассматриваем предметно применение правил на основе вероятных ситуаций.

1 12

Ситуация 1. Потерялся в торговом зале большого магазина.

В торговом центре легко потеряться, да и современные гипермаркеты имеют внушительную площадь, где маленькому ребенку очень легко отстать от родителей, засмотревшись на что-нибудь яркое и интересное.

Поэтому перед входом в подобные места надо обговорить с ребенком стратегию: если ребенок понял, что потерялся, то он остается стаять на месте и никуда не уходит, либо приходит в заранее оговоренное место - вход в торговый зал, который легко найти из любой точки магазина, яркий стенд, который легко заметить издалека, и др.

Далее ребенку нужно объяснить, к кому он может обратиться из взрослых, если он потерялся:

- работник магазина - любой человек в специальной форме (продавец, охранник);
- человек с ребенком .

Только в случае, если взрослый пытается увести вашего ребенка, он должен отвечать "нет, я буду ждать маму/папу здесь" и оставаться в заранее оговоренном месте.

22 12

Ситуация 2. Потерялся в городе

Здесь действия похожи, как и в торговом центре:

1. Как только ребенок понял, что потерялся, он должен остановиться и никуда не уходить. Следует ему объяснить - родители всегда за ним вернутся!
2. Затем следует успокоиться и внимательно оглядеться, вдруг родители рядом, и громко их позвать. Иногда дети бояться громко звать родителей, потому что им вечно твердили, что в общественных местах шуметь нельзя. Но следует объяснить ребенку, что в этом случае ему можно и нужно громко звать вас.
3. И если все же родители быстро не находятся, то обратиться за помощью ко взрослым.

Очень важно научить ребенка, что если он обратился ко взрослому, то он все равно должен оставаться на месте и никуда с ним не ходить (и это даже не потому что взрослый может иметь какие-то недобрые намерения, а просто потому что вам легче будет найти ребенка и вы с ним нигде случайно не разменетесь).

3 12

Ситуация 3. Потерялся в транспорте

Бывают случаи, когда ребенок может зазеваться и не успеть выйти из автобуса вслед за мамой. В такой ситуации ему следует просто выйти на следующей остановке и ждать приезда родителей. Если же произошло наоборот - уехали родители без ребенка, то здесь включается правило "оставаться на месте" и ждать, когда вернутся родители за ним.

12

Ситуация 4. Потерялся в лесу

Во-первых, в лес нужно правильно собрать ребенка.

Мобильный телефон должен быть полностью заряжен. Следует объяснить, что в лесу телефон не для развлечения, а для связи. Поэтому если ребенок потерялся, то играть на телефоне не следует, он тогда быстро разрядится и выключится, и тогда найти малыша станет сложнее.

Вы и ребенок должны быть одеты в яркие вещи. Никакого камуфляжа — в лесу человека в такой одежде даже на небольшом расстоянии заметить очень сложно.

У ребенка с собой должна быть маленькая бутылочка воды, пить ее сразу же при входе в лес не следует. Очень часто детей находят возле водоемов, а иногда, к сожалению, и в самих водоемах. Поэтому нужно объяснить ребенку, что к водоемам одному подходить нельзя, даже если очень хочется пить (для этого мы и берем бутылочку с водой).

В карман нужно положить шоколадный батончик. Это будет отличный перекус, если ребенок все же потеряется (а если все прошло хорошо и никто не потерялся, то его можно с удовольствием съесть на выходе из леса). Также нужно объяснить ему, что ягоды и грибы есть нельзя, ими можно отравиться.
И взять с собой свисток — ребенок этому будет только рад.

Во-вторых, проработать алгоритм действий, если все же ребенок потеряется.
Здесь включается правило "оставаться на месте".

Также нужно обнаружить себя — свистеть в свисток (свист по лесу разлетается дальше, чем крик), если его нет — стучать палкой по дереву.
Если ночь застала ребенка в лесу, то нужно взять какую-нибудь светлую вещь (платочек, носок, шапочка и др.) и подвесить к ветке. Так, если ребенок будет сидеть на земле, его проще будет заметить.

Спать в лесу тоже не следует: детский сон очень крепок и ребенок просто не услышит, когда его будут звать. Чтобы не заснуть можно читать стихи, рассказывать сказку, повторять таблицу умножения, ходить возле дерева и др.

Также следует объяснить ребенку, что бояться разных лесных звуков не нужно: страшные звуки могут оказаться обычным уханье совы или шебуршанием грызунов. Но если все же стало страшно, то можно пошуметь, потопать, покричать, и тогда все лесные жителе отбегут от ребенка подальше. Также следует запомнить, что нельзя трогать диких животных и особенно - их детенышей.

5 12

И, напоследок, кое-что важное: не ругайте ребенка, если он потерялся. Объясните, что это может случится с любым. Иногда, дети могут не отзываться на крики родителей в лесу, просто потому что боятся, что их будут ругать. А еще нужно объяснить, что правило "к кому из взрослых нужно обратиться" в лесу отменяется: здесь нужно обращаться к любому встречному, возможно, именно он и ищет ребенка.

А выучить с ребенком алгоритм действий для разных случаев "если он потерялся в..." можно в игровой форме. И время от времени повторять это с ребенком, чтобы он не забыл, что делать.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"