Что такое гнев? Нужно ли с ним бороться? И как работать, если все бесит? На эти вопросы корреспонденту "Электронного Солигорска" ответила солигорский психолог Елизавета Дунаева.
– У каждого из нас есть телесная граница – тело. И мы защищаемся от воздействия окружающей среды через кожу. А есть еще психологическая граница. Это приемлемые для нас различные способы взаимодействия с нами. Что мы позволяем себе и другим рядом с собой, а что не позволяем. Условно говоря, наши "да" и "нет". Психологическим аналогом кожи является злость и гнев. Именно они помогают нам отстраивать эти границы, удерживать, а также понимать и осознавать: где заканчиваюсь я и начинается другой. Если кто-то по отношению к нам что-то делает, а мы начинаем чувствовать раздражение или даже гнев. То, скорее всего, это поведение, которое мы считаем неприемлемым по отношению к нам самим. В этом смысле гнев является хорошим подсказчиком относительно того, что для меня хорошо, а что плохо.
"Коллектив у нас хороший, только люди негодяи"
Если говорить о раздражающих ситуациях – вспыльчивости на работе. То здесь есть несколько аспектов. Во-первых, бывает такое, что человек привычно гневается. Даже тогда, когда ему задают какой-то нейтральный вопрос, а он вдруг "взрывается" и выходит из себя. То, скорее всего, это говорит о том, что человеку свойственно сдерживать гнев, нечувствительность к своим границам, собственной злости, которая начинается с легкого раздражения и постепенно увеличивается. Гнев не приходит внезапно. Он является следствием сдерживающейся злости. Когда человек не отстаивает свои границы, он не может понять, что можно, а что нельзя. И для чего ему все это нужно сейчас. Но при этом отношения с другими людьми испорчены. Если вопрос гнева не внезапный. А возникает он по поводу. То, так или иначе, это связано с тем, что недостаточно простроены правила взаимодействия. Говорить о ситуациях на работе, это особо ярко видно, гнев возникает тогда, когда недостаточно четко проговорены правила, обязанности каждого. И тогда, например, один сотрудник чувствует, что делает очень много, а у других в сравнении с ним меньше обязанностей. И это не оговорено никаким образом. Либо просто на человека все "сваливают". Естественно, сотрудник может начинать раздражаться, горячиться, гневаться. Пытаясь таким образом гармонизировать, сбалансировать рабочие отношения, правила взаимоотношений. И собственную нагрузку на рабочем месте. И тогда такие конфликты могут быть очень продуктивными для того, чтобы делать работу команды более эффективной.
Кричать или не кричать?
Такое положение, когда приходится кричать – это вопрос активного противодействия. Хорошо бы отслеживать свое раздражение на более раннем этапе. И тогда чаще всего кричать не приходится. Когда есть возможность высказать свое недовольство. Обсудить сложные ситуации. Выяснить, какие у кого обязанности и какое за них есть вознаграждение. Тогда может быть так, что на самом деле многие вопросы решаются.
Я в гневе, но сам не понимаю почему
Что касается гнева, есть и такой момент. Насколько хорошо человек понимает свои потребности. Если человек с ними в ладу, т.е. хорошо умеет отслеживать и прекрасно понимает, что и когда ему нужно, тогда ему гораздо реже приходится повышать голос, стучать ногами, кричать, бить по лицу. Когда человек плохо разбирается в своих нуждах, не может понять, что, когда и от кого ему что-то нужно, тогда человек начинает раздражаться, хотя ему кажется, что объективных причин нет.
А я хороший, я ни с кем не спорю! Но как все достало…
Да, может быть такая ситуация. Я хочу, чтобы меня считали хорошим человеком. Поэтому не буду ни с кем спорить, никому противоречить. Я лучше промолчу, чтобы не прослыть склочником и скандалистом. И возьму на себя чрезмерные обязанности, продолжу делать чужую работу, выходить в чужую смену. Тогда это раздражение будет накапливаться, а потом выльется в пассивно-агрессивную форму. Когда я буду опаздывать на работу, затягивать со сроками сдачи проектов, заболевать и постоянно болеть, либо буду ходить и ныть, как нехороша эта жизнь, как вокруг все плохо, какая плохая погода. Это пассивная агрессия, которая не проявляется открыто, но постоянно зреет. И это плохо влияет на человека и взаимоотношения с окружающими.
Что со всем этим делать?
Вообще, хорошо использовать злость и гнев по их прямому назначению. Т.е. для понимания своих границ, своего нравится/не нравится, можно/нельзя, нужно/не нужно. И второе – для выстраивания отношений с окружающими. Для того, чтобы говорить им о том, что это не нравится, так со мной нельзя. На таких условиях работать не буду. Либо наоборот использовать агрессию, потому что агрессия – это чистая энергия, которая не имеет ни плюсов, ни минусов. Она может быть разрушительной. Тогда проявится под знаком "минус". А может быть созидательной, тогда она проявляется под знаком "плюс". И ее можно использовать во благо. Например, придумывать новые проекты. Ведь целеустремленность – это и есть агрессия, которую я направляю на решение какой-то задачи. И возможность знать, чего я хочу, что я могу. И выстраивать шаги для достижения цели – это также выражение агрессии. Хороший пример - спортивная злость. Яркая демонстрация того, как агрессия может быть позитивной. Это большая внутренняя агрессия, которая помогает мне добиваться того, что я хочу. И сделать больше, чем я делаю в обычном для себя состоянии.
А как обстоят дела с гневом у вас на работе? Коллектив у вас дружный?
Отдел новостей "Электронного Солигорска"