В деревне Осово Солигорского района с 1987 года проводится возрождённый старинный местный обряд "Щедрец". В этом году "Электронный Солигорск" побывал в деревне на празднике.
Директор осовского сельского дома культуры Сергей Коваленя рассказал, что обряд "Щедрец" с маской деда-предка первоначально проводили в деревне Рог, которая находится недалеко от Осово. Сейчас в этой деревне осталось мало жителей, она "умирает". У стариков из Рога в тридцать лет назад переняли этот обряд участники осовского фольклорного коллектива "Палесскія крыніцы". Сам коллектив работает с 1973 года.
Осовский щедрец включает в себя сценки с козой, журавлём и цыганкой, которая "гадает" хозяевам, песни с повторяющейся припевкой "Шчодры вечар, святы Васілёк". Особенность и уникальность обряда - в том, что во главе колядовщиков ходит дед-предок в лубяной маске. Он не участвует в сценках, а только постукивает посохом в такт песне. Слов у него тоже нет. Он как будто молчаливый дух общего предка рода, который навещает своих потомков в этот вечер.
Традиционно маску деда-предка и надевает самый уважаемый в деревне мужчина, независимо от возраста. Он делает эту маску сам в июне предшествующего года из бересты. В этом году в Осово маску сделал и надел Александр Дубицкий, хозяин самого ухоженного подворья, который активно участвует в жизни деревни: помогает церкви и дому культуры.
В фойе дома культуры сделали выставку поделок на тему Коляд. Здесь есть и поделки Александра Дубицкого.
На фото: участницы коллектива "Палесскія крыніцы" в образах цыганки и звездоноши.
На фото: участницы коллектива "Палесскія крыніцы".
В Осовском сельском доме культуры воссоздали красный угол белорусской деревенской хаты, чтобы показать гостям и журналистам, как проходил обряд в древности.
Перед тем, как провести "показательный" обряд, проводят "показательные" гадания для девушек во дворе.
Первое гадание: каждая девушка насыпает перед собой горсть зерна, и чьё зерно петух поклюёт первым, та первой выйдет замуж. К сожалению, петух отказался участвовать в гадании, норовя убежать, и ничего не получилось.
Второе гадание: каждая девушка вытаскивает из сита бумажку с именем суженого. В нём захотели поучаствовать даже дамы постарше.
Третье гадание: девушкам говорят принести по охапке дров. Когда те приносят, дрова пересчитывают. У кого чётное число - та выйдет замуж в будущем году. В этот раз у всех девушек оказалось непарное число дров. "Значит, ещё рано вам замуж", - прокомментировал директор ДК Сергей Иванович.
У беларусов в хате стол всегда стоял в красном куте, где висела икона. За стол садились, помолясь и перекрестившись.
Сперва хозяева выпивали по чарке, съедали по ложке праздничной кутьи, потом хозяйка угощала мужа первым блином. Затем хозяин подходил к окну с ложкой кутьи и три раза кликал Мороза.
Колядовщики стучали в окно и спрашивали хозяйку: "А дзе твае куры нясуцца?". Хозяйка отвечала "У хляву, мае родненькія, у хляву!". Так повторялось три раза. Потом гости заходили в хату и пели обрядовые песни для хозяев, потом для "незамужних дочек" и для "неженатых хлопцев".
После песен колядовщица с козой клала козу на пол и объявляла, что та устала, "а каб каза ўстала, трэба ёй сала". Хозяева давали угощение, пока коза не "оживала". Так же угощали "журавля" и "коника". После этого "цыганка" "гадала" хозяевам по руке, обещая им долгую жизнь, здоровье, богатство и благополучие. За это она просила "позолотить ручку".
После "показательного" обряда в ДК колядовщики идут по Осово, заходят в те дома, где горит свет. Там их всегда ждут и угощают.
Олеся Белая, "Электронный Солигорск"
Фото превью предоставлено КДЦ Солигорского района