Ангиограф появился в Солигорске в 2014 году. Про него много писали, но если кто не помнит – это аппарат последнего поколения, высокоточный, который позволяет врачам видеть сосуды. Благодаря ему они точно диагностируют болезни сосудов и делают безболезненные операции. На тот момент ни в одной районной больнице Беларуси такого аппарата не было, но сейчас ангиограф есть и в Барановичах. Мы узнали, как сейчас работает кабинет и что с ним произошло за эти три года.
Молодым врачам было сложно вызвать доверие к новому методу
Когда ангиографический кабинет только появился, доктора относились к нему настороженно, не спешили направлять туда пациентов. "Новые технологии внедряли доктора, которым было чуть больше 30-ти, а опытные врачи привыкли лечить по старым правилам - вспоминает заведующий кабинетом рентгено-эндоваскулярный хирург Александр Янукович. - Нужно было учить весь персонал работать по-новому, Нужно было сломать годами сложившиеся стереотипы. На самом деле, мы ничего особо нового в организации не придумывали, мы адаптировали для нашей местности давно проверенные мировые алгоритмы".
Первыми с ангиографией начали работать сотрудники кардиологии, в штате которой были и молодые, и опытные врачи. Потом подтянулись инфарктное отделение и реанимация, с ними - хирургическое и гнойное хирургическое отделения.
За три года через ангиограф прошли две с половиной тысячи пациентов. Из них 1234 плановых кардиологических пациента, 802 – с инфарктом миокарда. Врачи установили 1163 стента. А самая тяжёлая работа – с больными из реанимации.
К сожалению, спасти удалось не всех. Десять человек поступили в слишком тяжёлом состоянии. Но остальные получили правильные диагнозы и много дополнительных лет жизни.
Фото предоставил Александр Янукович
В ангиографический кабинет пациенты попадают бесплатно, но не по желанию
Жителям Минской области все процедуры в ангиографическом кабинете делают бесплатно. Но просто прийти и записаться нельзя. Лечащий врач сперва назначает пациенту обследования и анализы, а потом, по их результату, решает, нужна ли ангиография.
Затем собирается комиссия из 4-6 специалистов. Они осматривают больного, расспрашивают его, изучают его карту. Если нужно, отправляют на дообследование.
Если комиссия одобряет процедуру, то пациента или сразу кладут в отделение для подготовки, а на следующий день - в ангиограф, или записывают в очередь. Ждать приходится самое большее неделю.
Если пациент экстренный, то процедуру выполняют сразу. Иногда экстренных пациентов прямо в операционную закатывает бригада скорой помощи.
Перед процедурой врачи рассказывают больному, как себя вести во время операции и что с ним будут делать, отвечают на все его вопросы. Пациент подписывает информированное согласие.
Стенты с эффектом памяти и цифровые снимки
Александр Янукович показывает мне стенты, которые устанавливают пациентам.
Стенты похожи на маленькие пружинки. Они разных размеров - смотря для какого сосуда какой стент предназначен. Сделаны из сплавов платины, кобальта и хрома. Большинство из них покрыты специальным лекарством, чтобы просвет стента не зарастал со временем.
"Их можно сжимать как угодно, можно даже попрыгать на них. Они всё равно будут держать форму", - говорит заведующий и в доказательство долго топчет ногой демонстрационный стент. Потом поднимает его с пола и показывает - пружинка совершенно не изменилась.
Это значит, что внутри сосуда стент точно так же будет держать форму и не позволит стенкам сомкнуться.
Фото Александра Януковича
На два чистых диска CD-R записывают ход операции. Один диск остаётся в больничном архиве, другой отдают пациенту. Можно потом пересматривать, как хирурги лечили тебе сосуд, восстановили кровоснабжение сердца и установили стент.
Операции на ангиографе проходят безболезненно, а пациенты быстро восстанавливаются
Для операции на ангиографе не нужен общий наркоз, применяется местное обезболивание. И это огромный плюс: большинство пожилых людей могут общий наркоз не пережить, и поэтому "большую" операцию им делать слишком опасно. Для таких больных ангиограф - единственный выход.
Врачи обезбаливают только место, куда вводят иглу. Чаще всего иглу вводят в запястье или в складку между бедром и пахом. "Пациент всё время в сознании, мы с ним разговариваем. Если кто-то захочет, может на мониторе увидеть, что у него происходит внутри", - рассказывает Александр.
Фото Александра Януковича
Но всё это только кажется лёгким и непринуждённым. Солигорские врачи не зря пять лет учатся в лучших клиниках Беларуси, России, Японии и Канады. У команды хирургов есть только один шанс сделать всё как надо. Потом что-то поправить очень сложно, а иногда – невозможно.
После операции человеку легчает в первые же сутки, боль в сердце отступает прямо на столе. "Ещё утром пациент умирал, а вечером лежит и читает книжку ", - рассказывает хирург.
Пролеченных отправляют на реабилитацию в санаторий. Им обязательно нужно пить лекарства и наблюдаться у своих врачей.
"Пациентам следует помнить, что если они по какой-то причине бросят принимать лекарства, хотя бы на один день, то в стенте появится новый тромб, из-за которого человек может быстро умереть от повторного инфаркта. Первые 12 месяцев - самые ответственные", - объясняет врач.
Инвалидность после операции на ангиографе назначается редко, даже после инфаркта миокарда. В крайнем случае, группу дают временно. Потом человек возвращается на работу.
Чтобы работать на ангиографе, нужно быть ещё и сильным
"Вчера было две экстренные операции. Мы зашли в операционную в 14:00 и вышли только в половину девятого", - рассказывает Александр. Всё это время врачи были в защитных жилетах. Вес такого жилета - 13 килограмм. Это как простоять полдня с алюминиевым велосипедом или с трёхлетним ребёнком на плечах, при этом ещё нужно выполнять ювелирную работу. Но дозу радиации врачи всё равно получают. "Всё для того, чтобы наши люди были здоровы", - оправдывает жертвы хирург.
Операции на ангиографе делают бесплатно, но сами по себе они очень дорогие
Ни одну операцию на ангиографе в жителям Солигорска и Минской области ещё не сделали платно. Так решили, когда создавалось ангиографическое отделение. Государство оплачивает всё: расходные материалы, работу врачей, лекарства, подготовку к процедуре. Бюджету всё это обходится дорого. Самое простое плановое стентирование (расширение сосудов стентом) стоит 800 - 1000 долларов. Это если не учитывать лекарства, расход электричества, зарплаты, износ оборудования и предварительное обследование в стационаре.
Расходники для операции больному с инфарктом миокарда в лучшем случае стоят 1000 - 1500 долларов. Сложный случай может обойтись и 3500 долларов.
"Это рентгенконтрастное вещество. Одна баночка стоит 350 - 400 долларов, но для пациента это всё бесплатно. Лечение дорогое, но в итоге выходит в разы дешевле, чем если бы пациента лечили без операции. Не говоря уже про инвалидность, качество жизни и то, что человек просто жив и радует своих близких", - рассказывает хирург.
Из 7-и человек штат разросся до 24-х
В самом начале в штате кабинета было 7 человек, ангиографический кабинет работал в одну смену. Потом людей добавилось, бригада стала круглосуточно доступна, приезжала в больницу в экстренных случаях по звонку ночью и в выходные.
Сейчас в ангиографическом кабинете работает 24 человека. Дежурство круглосуточное.
На фото слева-направо: врач-хирург Александр Янукович, медицинская сестра операционная Дарья Маглыш, медицинская сестра-анестезист Юлия Чумак, рентгенлаборант Анна Павленко, санитарка Наталья Познякова, врач-анестезиолог-реаниматолог Людмила Прима
На фото: Иван Сысоев, рентгено-эндоваскулярный хирург
С помощью ангиографа врачи спасают больше людей
Ангиограф повысил шансы выжить многим больным. У пациентов, у которых начался мезотромбоз, может за несколько часов развиться гангрена кишечника. Обычными методами врачам очень трудно диагностировать мезотромбоз: у него нет специфических симптомов. Раньше выживало 10% таких больных. А с помощью ангиографа врачи могут вовремя увидеть эту болезнь и вылечить её. Выживаемость пациентов с мезотромбозом, пролеченных в ангиографической операционной - 85%. Такие операции – большая редкость в России, в Азии и в Европе. У нас они возможны в любое время.
Фото предоставил Алексанр Янукович
Это ещё не всё
В следующие год-два врачи ангиографического кабинета планируют начать лечить больше гинекологических больных с миомами матки и кровотечениями, неврологических больных с поражениями сонных и позвоночных артерий. Будут сотрудничать с отделением урологии: лечить доброкачественные гиперплазии предстательной железы и кровотечения, хирургические кровотечения. И, конечно, будут и дальше учиться и внедрять новые методы в сосудистой хирургии и кардиологии.
Олеся Белая, "Электронный Солигорск"