Виктория Борисова живёт в Солигорске и воспитывает двоих детей. У неё есть увлечение: с детства она участвует в поисковых операциях на полях сражений Великой Отечественной войны. Виктория и её товарищи находят останки и имена погибших там воинов, чтобы увековечить память о них.
Учительница
Виктория Борисова родом из Новополоцка. Она училась в средней школе №2. В этой школе работала учительницей русского языка и литературы Евгения Трапезникова. Евгения Анатольевна создала в школе музей Боевой славы, а в 1967 году организовала при музее поисковый отряд школьников "Разведчики воинской славы". Они стали искать пропавших солдат Великой Отечественной войны.
Виктория Борисова вступила в отряд в пятом классе. Она участвовала в поисках со старшими ребятами, училась у них. Школьники ездили на учения в воинские части, по несколько дней жили в казармах. Там для них проводили "зарницы", военную подготовку. Учили собирать и разбирать автоматы, показывали разные боеприпасы. В воздушно-десантных войсках подростки изучали снаряжение парашютистов.
Виктория вспоминает, что Евгения Трапезникова стремилась собрать в отряде сложных детей: из неполных семей, "трудных", стоящих на учёте в милиции.
Сначала такие дети работали без энтузиазма. Но когда они находили первого солдата, устанавливали его личность, когда им читали благодарственные письма от его родных, "трудные" дети менялись. Они увлекались поисками, переставали хулиганить. Почти все потом приобретали профессию, вырастали успешными людьми. Некоторые продолжали участвовать в поисках и после школы. Виктория и её товарищи тоже остались в поисковом движении.
Сейчас учительнице Евгении Трапезниковой 86 лет. Она почетный гражданин Новополоцка, автор нескольких документальных книг и ветеран международного поискового движения. Её заслуги известны не только в Беларуси. В 2015 году её наградили медалью Минобороны России "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества".
Вахты Памяти
Поисковое движение в Беларуси исчезло в 1997 году. Тогда вышел приказ Министерства обороны, по которому только 52-й отдельный специализированный поисковый батальон имеет право проводить раскопки на местах, где проходили боевые действия.
Виктория и другие белорусские поисковики стали участвовать в международных поисковых экспедициях в России. В основном белорусы ездят на поиски в Смоленскую, Псковскую и Новгородскую область.
В середине 2000-х Виктория переехала в Солигорск и на 10 лет ушла из движения. В Солигорске она не встречала людей, которые бы увлекались военной археологией. В 2015 году несколько друзей юности, которые продолжали ездить на международные экспедиции, пригласили её в поисковое движение России. Это движение сейчас организовывает международные "Вахты Памяти" и приглашает на них людей из разных стран. Виктория снова стала ездить на поиски.
В этом году, в августе, Виктория вместе с маленькой дочерью Василисой и двумя друзьями из отряда "Разведчики воинской славы" участвовала в международной военно-исторической экспедиции "Северо-Западный фронт" в Новгородской области. Всего экспедиция объединила 400 человек из разных стран.
Поисковая работа – это волонтёрство. Белорусы ехали на экспедицию за свой счет. "Мы тысячу километров "лупили" туда по их плохим дорогам, просто из-за большого желания поднимать бойцов и восстанавливать их имена", - рассказывает Виктория.
Фото предоставлены героиней
Солдат ищут на бранных полях
Россияне устраивают поисковые экспедиции целенаправленно на полях знаменитых сражений, таких как Демянский котёл, Невский пятачок, Долина Смерти в Новгородской области, Курская дуга, Вяземский котёл. Волонтёры работают в архивах и выбирают место раскопок. Они сверяются с военными картами, рассказами старожилов, проводят разведки, а только потом ищут.
Поисковые раскопки похожи на археологические
Поисковики-добровольцы работают вместе с бойцами 90-го отдельного специального поискового батальона Министерства обороны России.
На "Вахтах Памяти" военнослужащие помогают волонтёрам. Они возят их на машинах на место раскопок, привозят воду в лагерь, колют дрова.
Кроме того, на раскопках находят очень много боеприпасов. Мины и снаряды до сих пор могут взорваться, поэтому волонтёрам запрещено их трогать. Если кто-то нашёл снаряд, он сообщает об этом в штаб. С находкой работают сапёры из 90-го батальона.
В лагере поисковиков есть лектории, медчасть, канцелярия, душевые и биотулеты. В лекториях обучают волонтёров-школьников.
Места поисков бывают разные: болота, песчаные сопки, густые леса, рвы.
"Основные предметы, которыми мы ищем – это щуп, лопата и металлоискатель, - рассказывает Виктория. – Щупом прощупываем территорию. Каждый камень, металл или корень дерева имеет свой звук. Можно определить, есть там что-то или нет. Дальше работаем металлоискателем.
На последней "Вахте Памяти" нам дали несколько сопок и высоток. Мы вырубали деревья и корни и снимали большие пласты земли лопатами. Когда натыкаемся на какие-то останки, уже лопаты убираем, работаем ножиками и саперками.
Сейчас это стало похоже на археологические раскопки. Мы делаем стол, зачищаем находки кисточками. Нам дают схемы, на которых изображены скелеты человека. Найденные косточки раскладываются по этим схемам. И на каждого найденного человека оформляются документы, в которых пишут время находки, координаты, отряд, который нашёл".
Фото из группы "Поисковое движение России"
Имя на котелке
Личность найденного солдата устанавливают по многим признакам. По останкам можно определить, принадлежат они взрослому или ребёнку, мужчине или женщине, крупному или невысокому человеку. При останках находят личные вещи: столовые приборы, средства гигиены. Хорошо сохраняются вещи из кожи и металла. По пуговицам, по погонам можно определить звание человека. Бывает, находят и бумажные документы, письма, которые солдат не успел отправить.
Фото из группы "Поисковое движение России"
При себе солдаты имели медальоны, в которых должны были лежать бумажки с именами. Но существовало поверье, что если подпишешь медальон, то тебя убьют в бою. Поэтому многие найденные медальоны пустые. В этом случае имя можно найти на вещах. Солдаты нацарапывали имена на котелках, кружках.
Медальоны могут вскрывать не все поисковики, а только те, которые имеют специальные навыки. Если неправильно вскрыть медальон, бумага может рассыпаться.
Узнать имя солдата – большая радость.
"Поисковики пишут в группе: "Ура! Наконец-то прочитали поднятый медальон!, - рассказывает Виктория. - Для нас это – безумная радость всегда. Каждое утро на построении нам озвучивают имена, которые удалось узнать. Если есть возможность быстро найти родственников, стараются, чтобы они приехали на перезахоронение, но это – редкие случаи".
Похороны с почестями и слезами родных
Высшая цель поисковиков, их сверхзадача – разыскать родных солдата, "вернуть домой" потерянного отца, брата, дедушку. Некоторые пришли в поисковое движение в надежде найти своего предка. А потом остались.
Есть волонтёры, которые спонсируют передачу родственникам останков или помогают им приехать на перезахоронение. Личные вещи солдата тоже отдают родным.
Поисковики перезахоранивают воинов с почестями. В основном - в том же районе, где нашли. Останки каждого солдата кладут в маленький гроб. Виктория вспоминает, что в её юности использовали обычные гробы. В каждый клали останки нескольких человек. Но потом поисковики решили, что это неправильно.
Фото из группы "Поисковое движение России"
На фото – останки, которые на перезахоронении передали родственнице.
Всех солдат отпевает православный священник. "Сложно сказать, были ли они православные, - объясняет Виктория. – Но раз они на русской земле, мы предполагаем, что они христиане".
Памятные находки и знаки отличия
Случаются и крупные археологические находки. Виктория вспоминает, как в 1996 году нашла целый пулемёт, который до сих пор хранится в музее СШ №2 Новополоцка.
Ещё в Беларуси отряд Виктории как-то нашёл самолёт. С ним было много тяжёлой работы. "Мы восстанавливали имена лётчиков. – вспоминает девушка. – Своим отрядом не справились, на помощь пришли поисковики из Витебска. Они с лебёдкой подняли мотор самолёта".
Руководство поискового движения России поощряет активную работу. Виктория, которая давно и плодотворно занимается военной археологией, получила вот такие нагрудные знаки.
Олеся Белая, "Электронный Солигорск"