Педагоги, которым стоит поклониться. Учителя-дефектологи из средней школы №1 о работе с особенными детками

О заслугах этих педагогов редко пишут статьи и снимают сюжеты. Они не готовят своих учеников к олимпиадам и конкурсам научно-исследовательских работ. Их работа тихая и незаметная, но в то же время бесконечно необходимая. В честь Дня учителя «Электронный Солигорск» представляет репортаж из средней школы №1, где уже около 20 лет действуют классы интегрированного обучения и работают учителя-дефектологи.

Средняя школа №1 уже несколько лет участвует в экспериментальном проекте по апробации инклюзивного образования. Это значит, школа создаёт все условия для обучения детей с особенностями психофизического развития. Прежде всего, это формирование толерантного отношения к особенным детям и создание безбарьерной среды. 

defectologi 22
Например, совсем скоро будет введён в эксплуатацию лифт для перемещения учеников на колясках.
defectologi 21
Пока для этих целей используется специальный подъёмник.
defectologi 19
В первой школе обучаются дети с различными образовательными возможностями: с нарушениями речи и слуха, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, с нарушением опорно-двигательного аппарата, проходит обучение ребёнок с синдромом Дауна. Работают с этими детишками 5 учителей-дефектологов.
defectologi 13defectologi 17defectologi 16

В пункте коррекционно-педагогической помощи нас встретили логопеды Инна Ремовна Чаркина и Ольга Александровна Башура. Их работа с детьми заключается в устранении речевых нарушений, развитии артикуляционной моторики и постановке звуков. К слову, последнее исследование первоклассников школы выявило нарушения речи у 40% детей.

defectologi 18defectologi 11defectologi 5defectologi 10defectologi 9

Профессию я выбирала осознанно, - говорит Инна Ремовна. - Моя мама учитель начальных классов, сестра языковед, родственники тоже в этой сфере. С детства я ходила к маме на уроки, и как-то она меня завела на урок логопеда. Мне очень понравилась атмосфера, так как мало детей, занятия проходят в игровой форме. Поэтому я решила развиваться именно в этом направлении.

defectologi 8defectologi 1defectologi 2

У нас на пункте занимаются дети с речевыми нарушениями, а именно нарушениями звукопроизношения, устной речи, чтения и письма. Ну и соответственно мы проводим коррекцию: ставим звуки, развиваем связанную речь, грамматику, лексику, исправляем ошибки на письме, – объясняет специфику работы учителя-логопеда Ольга Александровна.

defectologi 4defectologi 6defectologi 7

В числе причин речевых нарушений у детей специалисты называю экологию и генетику. Но во многом своё влияние оказывает и простой дефицит нормального общения с детьми. В эпоху гаджетов взрослые всё чаще вместо книги и прописи дают детишкам поиграть в телефон или компьютер, живое общение заменяют телевизором. Последствия такого поведения приходится устранять учителям-дефектологам.

Нужно с раннего возраста присматриваться к ребёнку. Слушать, как он говорит, нет ли отставания от сверстников. Очень важно, чтобы помощь оказывалась своевременно. Если пропущен дошкольный возраст, то навёрстывать потом очень сложно, – отмечает Инна Чаркина.

defectologi 3

В соседнем кабинете для двух особенных учеников ведёт урок Анна Вячеславовна Иосько. Светлая аудитория полностью оборудована для занятий: есть подходящая мебель, литература, игровая зона и зона отдыха.

defectologi 14defectologi 25defectologi 15

Работает в кабинете и ещё один учитель-дефектолог Ирина Сергеевна Куделко, стаж которой уже 16 лет. С самого детства Ирина любила играть в учителя, поэтому выбор профессии был неслучайным.

Работа дефектолога, конечно, очень сложная, не каждый сможет с ней справиться. Нужно большое терпение и умение. Придётся долго потрудиться, чтобы получился какой-то результат.

defectologi 12

Нужно относится к особенным детям как к равным. Они такие же, как и мы, просто немного другие, – говорит Ирина Сергеевна. – Пока же, встречая на улице человека с инвалидностью, многие реагируют непониманием, страхом или жалостью. Мне кажется, если имеешь доброту в душе, вопрос «как относиться к таким людям?» просто не возникает.

defectologi 26

Раньше я думала, что сложно быть учителем математики или химии. Но когда впервые посетила урок учителя-дефектолога, поняла: вот самая трудная работа. И самая низкооплачиваемая, к сожалению, – рассказывает директор средней школы №1 Валентина Каштальян. – Перед учителями-дефектологами я просто преклоняюсь. И считаю, их нужно называть не дефектологами, а эффектологами.

defectologi 20defectologi 27defectologi 28defectologi 29defectologi 23defectologi 24

Отдел новостей «Электронного Солигорска»
Фото – Эмилия Баранова.