Пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь сопряжено с необходимостью соблюдения ими ряда правил, среди которых основным является требование регистрации. Данное требование закреплено в ст. 23 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон об иностранцах).
Согласно ч. 1 ст. 41 Закона об иностранцах иностранец, прибывший в Республику Беларусь, обязан в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания. Иное определено самим Законом об иностранцах и может быть определено международными договорами Республики Беларусь.
Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы, не подлежащие регистрации, перечислены в ст. 45 Закона об иностранцах.
Двусторонние международные договоры Республики Беларусь иногда включают положения, отменяющие регистрацию, но более часто они содержат положения, предоставляющие возможность достаточно долгого пребывания иностранцев в Республике Беларусь без регистрации. В частности, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики о взаимных поездках граждан (заключено путем обмена нотами в г. Риге, г. Минске 30.01.2008 - 31.01.2008) граждане Латвийской Республики, лица без гражданства, постоянно проживающие на ее территории, и лица, которые имеют статус негражданина Латвийской Республики, освобождаются от необходимости регистрации на территории Республики Беларусь на период пребывания до 30 дней с даты въезда при наличии миграционной карты, оформленной при въезде в Республику Беларусь. Согласно п. 3 ст. 12 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий Республики Беларусь и Литовской Республики (заключено в г. Минске 20.10.2010) жители приграничной территории Литвы освобождаются от необходимости регистрации на территории Республики Беларусь на период пребывания до 30 дней со дня въезда. В соответствии со ст. 3 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Регистрация временно пребывающих иностранцев осуществляется:
- - органами внутренних дел;
- - гостиницами, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, субъектами агроэкотуризма;
- - Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Общим правилом является регистрация иностранцев в органах внутренних дел по месту фактического временного пребывания (ч. 1, 2 ст. 42 Закона об иностранцах). Если иностранец въехал в Республику Беларусь на основании разрешения на приграничное движение, а надлежащий орган внутренних дел находится за пределами приграничной территории, определенной соответствующим международным договором Республики Беларусь, то регистрация может быть осуществлена в ближайшем органе внутренних дел, находящемся на указанной приграничной территории (ч. 3 ст. 42 Закона об иностранцах).
В гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях регистрируются временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы, оформившие проживание в указанных местах. Иностранцы, проживающие в жилых помещениях, предоставленных субъектами агроэкотуризма в силу заключенных договоров на оказание услуг этими субъектами, ими и регистрируются (ст. 43 Закона об иностранцах). Под исключение в данных случаях подпадают иностранцы, которые подлежат регистрации в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь.
Гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации, а также субъекты агроэкотуризма в течение суток после предоставления жилых помещений для проживания обязаны направить информацию об иностранце в орган внутренних дел по месту своего нахождения (ч. 1 ст. 43-1 Закона об иностранцах). Такая же обязанность возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, если нанимателем является иностранец, временно пребывающий в Республике Беларусь (ч. 2 ст. 43-1 Закона об иностранцах).
В Министерстве иностранных дел Республики Беларусь регистрируются гости аккредитованных в этом министерстве глав и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, если эти гости проживают в резиденциях глав или помещениях названных представительств, учреждений, органов либо в жилых помещениях, занимаемых их сотрудниками. В случае проживания этих иностранцев вне указанных помещений они подлежат регистрации в общем порядке (ч. 1, 2 ст. 44 Закона об иностранцах).
Министерству иностранных дел Республики Беларусь предоставлено также право осуществлять регистрацию прибывших в Республику Беларусь государственных и общественных деятелей иностранных государств и членов их семей, сотрудников международных организаций и межгосударственных образований независимо от того, что Законом об иностранцах они не отнесены к временно пребывающим иностранцам, не подлежащим регистрации вообще. О регистрации указанных иностранцев могут ходатайствовать дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, а также принимающие организации (ч. 3 ст. 44 Закона об иностранцах). В этом случае иностранцы освобождаются от регистрации в гостиницах, санаторно-курортных и оздоровительных организациях или органах внутренних дел по месту проживания.
Предельный срок регистрации ограничен сроком действия визы. Граждане (подданные) государств с безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь регистрируются на срок, не превышающий срока, определенного международным договором Республики Беларусь с соответствующим государством. Если международный договор не заключен или в нем отсутствует указание на срок безвизового пребывания, регистрация иностранца осуществляется на срок, указанный в его заявлении или ходатайстве принимающей организации, но не превышающий 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь (ч. 6, 7 ст. 41 Закона об иностранцах). Закон об иностранцах предусматривает ряд случаев, в которых для иностранца может требоваться повторная регистрация (например, если срок временного пребывания продлен, то иностранец обязан зарегистрироваться на срок продления временного пребывания, а если иностранцем обжалованы решения государственных органов, запрещающие дальнейшее пребывание в Республике Беларусь, - на срок до вынесения решения по жалобе).
Белорусское законодательство обязывает временно пребывающих в стране иностранцев проживать только по тому месту временного пребывания, по которому они зарегистрированы, а при перемене места временного пребывания - в течение пяти суток, за исключением воскресений, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться по новому месту временного пребывания (ч. 2, 3 ст. 41 Закона об иностранцах; ч. 1 п. 11 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (далее - Правила пребывания иностранцев)). Эти требования не распространяются на иностранцев, прибывших в Республику Беларусь в целях туризма и путешествующих в пределах государственной территории в соответствии с программой тура. Такие иностранцы регистрируются в органе регистрации по месту первоначального временного пребывания на весь период тура (ч. 4 ст. 41 Закона об иностранцах).
Следующее требование, которое предъявляется к иностранцам в связи с их пребыванием в Республике Беларусь, - требование о наличии при себе документа для выезда за границу, миграционной карты (если она подлежит заполнению данным иностранцем) и других документов, которые указывают на режим пребывания иностранца в Республике Беларусь (вида на жительство, разрешения на временное проживание и др.). Эти документы должны предъявляться иностранцем по требованию должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности и органов пограничной службы. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, при нахождении в пограничной зоне Республики Беларусь обязаны иметь при себе документы для выезда за границу и пропуска, выданные органами пограничной службы (п. 3 Правил пребывания иностранцев).
Кроме того, статья 25 Закона об иностранцах обязывает иностранцев выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания в Республике Беларусь либо в иные сроки, предусмотренные Законом об иностранцах. В частности, в случае, если срок временного пребывания сокращен и не имеется других законных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь, он обязан выехать из нее в течение десяти суток со дня его уведомления о соответствующем решении (ч. 4 ст. 46 Закона об иностранцах).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об иностранцах иностранцы вправе свободно передвигаться и выбирать место пребывания (место жительства) в пределах территории Республики Беларусь, однако частью 3 этой же статьи установлено следующее ограничение данного права. Определенные места и объекты могут посещаться ими только по специальным разрешениям, выдаваемым уполномоченными государственными органами, иными организациями Республики Беларусь или администрациями объектов.
Перечень мест, для посещения которых, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней иностранным гражданам, лицам без гражданства необходимо специальное разрешение, а также государственных органов и иных организаций, уполномоченных выдавать такие разрешения, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 № 145. К таким местам и объектам отнесены пограничная зона и пограничная полоса, территории, на которых введено чрезвычайное положение или возникла чрезвычайная ситуация, объекты, воинские части и организации Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, территории зон эвакуации, первоочередного и последующего отселения и некоторые другие территории.
Причем что касается въезда, пребывания и передвижения иностранцев в пограничной зоне, то указанные ограничения распространяются, как правило, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь. Для пребывания в пограничной зоне им необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и пропуск, выданный органом пограничной службы. Иное может быть предусмотрено международными договорами (ч. 3 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее - Закон о госгранице).
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, как и постоянно проживающие в Республике Беларусь отечественные граждане, вправе выбирать в качестве своего места жительства и населенные пункты, расположенные в пограничной зоне, с соблюдением требования о регистрации по месту жительства (месту пребывания). Все они осуществляют въезд и передвижение в пределах пограничной зоны при наличии документов, подтверждающих факт регистрации в соответствующем населенном пункте пограничной зоны (ч. 2 ст. 35 Закона о госгранице). В случае если иностранец не зарегистрирован в населенном пункте пограничной зоны, но относится к категории иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, то он вправе въезжать (входить), временно пребывать и передвигаться в пределах пограничной зоны при наличии документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в размере, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, либо документов, служащих основанием к освобождению от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 35 Закона о госгранице). Такой же порядок передвижения в пограничной зоне установлен и для граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на ее территории, если населенный пункт пограничной зоны не является местом их регистрации.
Вместе с тем определенным категориям иностранцев (за исключением зарегистрированных по месту жительства в пограничной зоне) запрещено временно пребывать в пограничной зоне. Это относится, во-первых, к лицам, в отношении которых осуществляется уголовное преследование за совершение особо тяжкого, тяжкого или умышленного менее тяжкого преступления, незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь, а также осужденным за совершение указанных преступлений, - до исполнения наказания или освобождения от наказания; во-вторых, к лицам, привлеченным повторно в течение года к административной ответственности за нарушение режима Государственной границы или пограничного режима, - до окончания срока, по истечении которого физическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ч. 6 ст. 35 Закона о госгранице). Этот запрет может быть снят на срок не более одного месяца при наличии у иностранца уважительных причин для пребывания в пограничной зоне (тяжелая болезнь или смерть близкого родственника, постоянно проживающего в Республике Беларусь и зарегистрированного в пограничной зоне, и др.).
Некоторые категории иностранцев, напротив, имеют право передвигаться исключительно в пределах приграничной территории Республики Беларусь. В частности, это жители Литвы, Латвии, Польши, въезд которых в Беларусь урегулирован международными договорами с указанными государствами о правилах приграничного движения. Иное может быть установлено в самом таком международном договоре (ч. 1 п. 4 Правил пребывания иностранцев). Причем особенностью пребывания этих лиц в пограничной зоне Республики Беларусь является нераспространение на них требования об оформлении пропуска.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь влечет применение мер административной ответственности. В качестве административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), квалифицируются пребывание иностранца в Республике Беларусь без визы, миграционной карты, документа для выезда за границу либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, а также нарушение правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь либо порядка занятия трудовой деятельностью.
Особенностью административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является возможность наложения исключительно на них на основе КоАП административного взыскания в виде депортации, под которой понимается административное выдворение за пределы Республики Беларусь (ст. 6.11 КоАП). Депортация может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания (ч. 2 ст. 6.3 КоАП).
Возможность ее применения предусмотрена не только упомянутой выше ч. 1 ст. 23.55 КоАП, но и ст. 23.29 (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь), ст. 23.30 (нарушение пограничного режима), ст. 23.31 (нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь), ст. 23.32 (нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь) КоАП. За предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на осуществление деятельности, запрещенной законодательством (ст. 23.24 КоАП), депортация предусмотрена в качестве основного административного взыскания с конфискацией этой помощи.
Положение о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 № 333 (далее - Положение о депортации).
Помимо депортации белорусское законодательство предусматривает возможность применения к иностранцам высылки. В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона об иностранцах иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также после освобождения из арестного дома или исправительного учреждения, если он не может быть подвергнут депортации. В частности, высылка применяется к таким нарушителям Государственной границы Республики Беларусь, в отношении которых отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении и передача таких нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена международными договорами Республики Беларусь с этим государством (ч. 2, 3 ст. 31 Закона о госгранице).
Административное взыскание в виде депортации может налагаться органами пограничной службы, внутренних дел, государственной безопасности Республики Беларусь и судьями в соответствии с их компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, установленной Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Порядок осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь урегулирован Положением о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2006 № 146 «Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц» (далее - Положение о высылке). Конкретизируя норму ч. 1 ст. 65 Закона об иностранцах, Положение о высылке, в частности, устанавливает, что иностранцы, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты или имеющие статус беженца, дополнительную или временную защиту, а также иностранцы, в отношении которых рассмотрение указанных ходатайств прекращено или которым отказано в удовлетворении их ходатайств или отказано в продлении срока предоставления дополнительной защиты либо утратившие статус беженца или дополнительную защиту или статус беженца и дополнительная защита которых аннулированы, могут быть высланы из Республики Беларусь, если они создают угрозу национальной безопасности или совершили на территории Республики Беларусь преступление, отнесенное Уголовным кодексом Республики Беларусь к категории тяжких или особо тяжких (ч. 2 п. 2 Положения о высылке).
Решение о высылке иностранца принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности (далее - компетентный орган) по собственной инициативе либо по ходатайству заинтересованных государственных органов (ч. 1 п. 3 Положения о высылке). Решение о высылке иностранца в интересах национальной безопасности Республики Беларусь принимается исключительно органом государственной безопасности (ч. 3 п. 3 Положения о высылке).
В процедуре депортации и высылки существуют общие моменты.
Высылка может быть осуществлена двумя способами: либо путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь, либо в принудительном порядке (ч. 3 ст. 65 Закона об иностранцах).
Порядок высылки должен быть указан в постановлении компетентного органа, рассматривающего вопрос о высылке. Высылка в принудительном порядке применяется в следующих случаях:
- когда имеются основания полагать, что иностранец не выедет добровольно из Республики Беларусь;
- когда иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный для добровольного выезда (ч. 1 ст. 67 Закона об иностранцах).
Срок для выезда при высылке путем добровольного выезда определяется компетентным органом с учетом ряда обстоятельств, однако он не может превышать 30 суток (ч. 3 п. 12 Положения о высылке). Продление этого срока максимально еще до 30 суток может быть осуществлено компетентным органом по заявлению высылаемого иностранца с приложением документов, подтверждающих необходимость его пребывания в Республике Беларусь (ч. 4 п. 12 Положения о высылке). При высылке путем добровольного выезда иностранец самостоятельно определяет государство, в которое он обязан выехать из Республики Беларусь, и способ выезда из Республики Беларусь. Однако высылаемый иностранец должен за трое суток до даты выезда проинформировать компетентный орган об оформлении документов, приобретении проездных билетов либо ином порядке выезда из Республики Беларусь (ч. 5 п. 12 Положения о высылке). Неисполнение этой обязанности может влечь для иностранца неблагоприятные последствия - в дальнейшем ему может быть отказано в разовом въезде в Республику Беларусь, сокращении срока запрета въезда в Республику Беларусь (такой запрет сопутствует высылке) и (или) исключении из Списка лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Исполнение постановления о депортации также может осуществляться в добровольном порядке. Вопрос об этом может быть разрешен при обращении иностранца, в отношении которого компетентным органом вынесено постановление о депортации, с заявлением, содержащим ходатайство о предоставлении ему права добровольно и за счет собственных средств покинуть пределы Республики Беларусь, и при отсутствии оснований полагать, что иностранец может уклониться от выезда (п. 5, ч. 1 п. 6 Положения о депортации). Депортация в добровольном порядке осуществляется по тем же правилам, что и высылка путем добровольного выезда из Республики Беларусь, за исключением возможности продления срока для выезда из Республики Беларусь по заявлению иностранца (п. 6 Положения о депортации).
Решение о высылке в принудительном порядке влечет осуществление с санкции прокурора мер по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки (ч. 2 ст. 67 Закона об иностранцах). Меры по задержанию иностранца в том же порядке принимаются и тогда, когда иностранец уклонился от добровольного выезда из Республики Беларусь в срок, установленный в постановлении о депортации (п. 8 Положения о депортации).
Задержание, как правило, не применяется в отношении иностранцев, не достигших 16 лет или достигших возраста 60 лет или имеющих явные признаки инвалидности, а также в отношении беременных женщин (п. 14 Положения о высылке).
Части 1, 3 пункта 10 Положения о депортации устанавливают основания для приостановления и прекращения депортации. В отношении высылки эти вопросы урегулированы в ст. 68 Закона об иностранцах.
Депортация, когда иностранцу отказано в добровольном выезде, а также высылка, осуществляемая в принудительном порядке, могут осуществляться по решению компетентных органов в одно из следующих государств:
- государство гражданской принадлежности;
- государство обычного места жительства;
- государство, с территории которого иностранец прибыл в Республику Беларусь;
- государство, изъявившее желание его принять;
- государство, ходатайствующее о его выдаче;
- государство, с которым Республика Беларусь заключила соглашение о реадмиссии (п. 3 Положения о депортации, п. 18 Положения о высылке).
Иностранец, в отношении которого принято решение о депортации или высылке, включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен (ч. 1 ст. 70 Закона об иностранцах). Депортированному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от шести месяцев до пяти лет, а высланному - на срок от шести месяцев до десяти лет. В его документе для выезда за границу проставляется отметка о депортации или высылке (ч. 2, 3, 6 ст. 70 Закона об иностранцах).
Депортируемые и высылаемые из Республики Беларусь иностранцы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации (ч. 4 п. 16 Положения о депортации, ч. 4 п. 21 Положения о высылке).
Важным вопросом, урегулированным законодательством в связи с депортацией и высылкой, является вопрос о возмещении расходов, обусловленных этим. По общему правилу несение таких расходов возлагается на самого иностранца либо на юридическое или физическое лицо, которые ходатайствовали о его въезде в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь (ч. 1 ст. 69 Закона об иностранцах). При отказе иностранца и указанных лиц от оплаты расходов либо непоступлении денежных средств на депортацию, высылку в установленный законодательством срок, а также в случае ликвидации ходатайствовавшего юридического лица или смерти ходатайствовавшего физического лица депортация или высылка осуществляются за счет средств, изъятых у иностранца при административном задержании, и (или) республиканского бюджета (ч. 1 п. 20 Положения о депортации, п. 27 Положения о высылке). Если депортация, высылка были осуществлены за счет республиканского бюджета, расходы, связанные с этим, могут быть взысканы с ходатайствовавшего лица в судебном порядке после исполнения депортации, высылки.
Оплата расходов, связанных с депортацией или высылкой, производится иностранцем в иностранной валюте или в национальной валюте Республики Беларусь, ходатайствовавшим лицом - в национальной валюте Республики Беларусь (п. 22 Положения о депортации, п. 31 Положения о высылке).
Иностранец, нарушивший правила приграничного движения, установленные международным договором Республики Беларусь, регулирующим вопросы приграничного движения, а также иностранец, у которого отсутствуют документы, по которым он въехал в Республику Беларусь, могут быть переданы иностранным государствам в соответствии с международными договорами о приграничном движении (ст. 67-1 Закона об иностранцах). Положение о порядке передачи сопредельным государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших правила приграничного движения, установленные международными договорами Республики Беларусь, или утративших документы, по которым они въезжали в Республику Беларусь по правилам приграничного движения, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1918.
Помимо этого, правила передачи иностранцев иностранным государствам содержатся в международных договорах Республики Беларусь о реадмиссии. Такие договоры заключены Республикой Беларусь, в частности, с Турецкой Республикой (в 2013 году), Республикой Казахстан (в 2013 году), Российской Федерацией (в 2013 году) и другими государствами.
Начальник УГиМ УВД Минского облисполкома А.И.Курныш