Не Случайная дорога. Экспедиция по древнем торговому пути, прошедшему через Солигорский район

Увлекающиеся историей родного края солигорские энтузиасты Виталий Иванов, Алексей Саболевский, Юрий Китун решили отправиться в экспедицию по древнему торговому пути, пролегавшему когда-то через нынешний Солигорский район. Рассказом о своей увлекательной поездке, малоизвестными исторческими фактами и фотографиями участники экспедиции поделились и с нашим порталом.

Прежде чем написать отчёт о нашем небольшом путешествии по старой торговой дороге  немного хотелось бы рассказать что же представляли дороги в те давние времена. Дорогам придавалось огромное значение как торговым, военным, транспортным путям сообщениям и т.д. Среди непроходимых лесов и болот Полесья пути коммуникаций всё же имелись, они были немногочисленны и для населения нашей местности имели важное значение, чем труднее их было провести и построить, тем большее значение они имели в старину.

Такие дороги строились, вероятно, общими силами населения, старательно и прочно, если следы их не изглажены многими веками, существуют у нас и поныне в лесах и болотах. Некоторые древние пути остаются в том же употреблении и теперь. Как широки были дороги, определить сейчас сложно, так как они поросли лесом. Старинные дороги иногда сопровождаются курганами, насыпанными специально для этой цели, как путевые. Встречаются так же, как и место захоронения людей, случайно умерших в пути. О них сохранились местные предания. Дороги так же обозначались камнями с высеченными на них условными знаками, при старых дорогах, в некоторых местах находились камни, названные народом – столами. Такие камни имели большую величину и имели вверху выделанную ровную плоскость. Обделка большого  камня для обеденного стола путешественников не стоила бы такого труда, большая вероятность что они служили для жертвоприношений, которые по языческому обряду путешественники приносили божествам в определённом месте их пути.

За основу нашего небольшого путешествия, была взята такая же старая дорога вдоль реки Случь, а материалом для этого послужила книга военно-статистического обозрения Российской Империи, по Минской губернии 1848 года.  В книге указывается перечень важных путей сообщения, не обошли они и наш Солигорский район, дорога Слуцк – Старобин – Морочь – Ленин, указана на 28 странице и идет 22 – й по списку. Нас это очень заинтересовало, и было решено совершить поездку на двух автомобилях по этой же старой дороге, тем более что она проходит по живописнейшим местам с дубовыми рощами и извилистой рекой Случь.  Маршрут выбран, автомобили перед поездкой проверены, с собой было взято все необходимое для поездки. Решили выезжать из Солигорска в обед. В поездке нас всех три человека Иванов Виталий, Юрий Китун, Алексей Саболевский, все мы увлечены поездками такого плана, тем более если маршрут проходит по историческим местам Солигорского района и носит познавательный характер. 

Первая и начальная точка остановки это Старобин – городской посёлок, в Солигорском районе известен с начала 16 века как поселение в Слуцком княжестве ВКЛ. Владение князей Олельковичей, Витгеншейнов, Гогенлоэ. Сейчас известен крупнейшим торфа-перерабатывающим заводом в Европе. В центре в выходной день не многолюдно, если учесть, что еще некоторое время назад тут проходили масштабные ярмарки, а народ стекался со всех уголков губернии. Ярмарки проходили очень шумно, с веселым гуляньем до позднего вечера. Совершались давно запланированные покупки, всегда был повод увидеть своих знакомых и друзей, поделиться новостями. Вечером вереницы повозок медленно покидали Старобин, а уставшие и довольные люди сидя в своих повозках наслаждались вечерним закатом. По реке в челнах «долблёнках», жители спускались вниз по течению к своим родным местам целой цепочкой. Не многие наверно помнят что в Старобине была когда то пристань, к которой на ладьях  привозили соль, да-да именно соль, стратегический продукт использовался как самый первый консервант для продуктов у населения, и люди очень дорожили этим продуктом. Ведь, прежде чем попасть на стол, соль везли чумаки по так называемому чумацкому шляху, не редко подвергались ограблению разбойников. Поэтому чумаки были сильные и опытные люди. Далее соль грузилась в ладьи и по рекам отправлялась в северные районы, так она и попадала к нам в район пройдя реку Припять и поднявшись вверх по течению реки Случь. Вот такой замечательный соляной путь проходил и по нашему Солигорскому району. Дорога Старобин - Ленино начинается за так называемой Братской горой в конце Старобина, уходит через поле в лес, дорога прямая и довольно твёрдая, сказываются исторические корни. Мы рады такому обстоятельству, и казалось бы только въехав в лес выезжаем к маленькой и уютной деревне под названием Летенец. Первые упоминания о деревне идут в 19 веке как фальварок в Минской губернии. В 1897 году в ней насчитывалось три двора и четырнадцать жителей. Деревня очень уютная, кажется что здесь замирает время и все становится каким то не обычным. С одной стороны деревню окружает лес, а на Южной ее части открывается живописный вид на заливные луга реки Случь. Мы проезжаем ее по старой дороге согласно нашему навигатору и заложенным в него картой конца 19 века с хорошей привязкой и попадаем в опять лесной массив где дорога продолжает радовать нас своей доступностью. Наш краевед Юрий Китун предлагает остановится в интересном месте, место это интересно тем, что на этом месте стоял господский дом Мелковичи, сама деревня Мелковичи стоит на противоположной стороне реки. Место постройки усадьбы было выбрано не случайно, высокие берега это возможность пережить с минимальным ущербом в весенний паводок. Остались заметны углубления фундамента построек усадьбы. Осмотрев место, сделав не большую паузу, хотим перейти от стационарных автомобильных раций к переносным, и тут понимаем что переносные рации настроить не удастся. Придётся ехать с рациями на крышах, Алексей убирает антенну рации с крыши и ставит на капот своего внедорожника, низко опущенные ветви деревьев постоянно норовят сбросить ее с крыши автомобиля. Двигаемся по просёлочной дороге вдоль красивого пшеничного поля и попадаем на край деревни Жёлтый Брод, он известен в начале 20 века как хутор Минской губернии. Многие местные жители помнят и кирпичный завод стоявший возле деревни, кирпичи которого использовались для построек многих зданий, которые стоят и по сей день. Мы проезжаем деревню по краю и выезжаем на дорогу которая ведёт в следующую деревню на нашем пути Долгое. 

Проехав не большое расстояние вдоль реки, мы въехали на мост, за мостом расположилась деревня Долгое. Деревня известна в 16 веке как село, собственность шляхты в Слуцком княжестве. Деревня довольно большая, с новыми улицами и домами, очень отличается от плана в нашем навигаторе. В деревне имеется большая средняя школа, стоит церковь, возле которой мы остановились запечатлеть ее на память. Улицы выглядят красиво и убрано, видно что местные жители довольно ревностно относятся к порядку в своём населённом пункте. Так как в начале 20 века прошла мелиорация полей, мы переехав обратно мост через Случь,  двигаемся по мелиоративной дамбе, то и дело на дамбе попадаются рыбаки, мы глядя на навигатор понимаем что отклоняемся от маршрута, но не можем ничего сделать – кругом канавы наполненные водой. В итоге мы выезжаем в деревню Ясковичи. Попадаем в какое то очень интересное место , подойдя ближе понимаем что это местный лесхоз, войдя на территорию спрашиваем разрешения прогуляться и с согласия работников делаем прогулку по красивому парку. Кажется, что тут собраны все растения, под каждым висит табличка с наименованием, везде все ухожено, красивые беседки возле пруда придают шарм обстановке. Стоит отметить что Ясковичи славится тем, что в ней находилось имение шляхтича рода Кондратович, где имелся свой герб «Сырокомля». Поэт Людвиг Кондратович «Сырокомля»,  не раз посещал это имение и всегда писал об живописном месте Полесья. В деревне протекает одна из известных рек Морочь. Длина реки 150 километров, берёт свое начало река в Копыльском районе. Река на сегодняшний день значительно обмелела, наверно сказалась малоснежная зима и погодные условия этого лета. Выехав на асфальтную дорогу мы двигаемся в сторону деревни Морочь. Перед деревней делаем остановку возле небольшого пролеска. В нём когда то находилась церковь, из рассказов приводится то, что она была сожжена во время Второй Мировой Войны. Местные жители пытались спрятать и тем самым спасти колокол погрузили его в лодку и переправлялись на другую сторону реки, как лодка опрокинулась и колокол утонул, поисками колокола не занимался никто. На месте сгоревшей церкви стоит каменный фундамент, а местные жители старательно украсили это намоленное веками место согласно православной традиции. После святого места, попадаем в интересную деревню Морочь. Деревня стоит на впадении реки Морочь, в реку Случь, разбавляя свои воды в ней. С 1921 по 1939 год деревня Морочь, находилась под властью Польши. В деревне находился польский пастарунак с польскими военными. В прочем по всей реке Морочь проходила демаркационная линия раздела СССР и Польши. Старые жители деревни еще очень хорошо помнят своих родителей которые рассказывали им как они жили при Польше, как ходили в польские школы, и говорили на польском языке. Власти Польши называли эти земли усходними крэсами «Восточными окраинами», что было немного оскорбительно для наших людей. В конце концов Польские власти притесняли наших граждан и по национальному признаку что сказывалось на недовольстве многих граждан. Но вернёмся к нашему путешествию. Заехав в конец деревни, мы решаем переночевать на берегу реки Случь, возле дубовой рощи. Остановившись замечаем пожилую женщину, одетую в настоящие полесские одежды. Представившись, мы просим рассказать как нам проехать к реке, женщина предлагает поехать с нами и показать…. Мы немного опешили, но она полна сил и энтузиазма садится на переднее сиденье внедорожника и бодро начинает показывать куда ехать. Выясняется, что она родилась в 1937 году в деревне Морочь. Всю жизнь провела здесь. Помнит все места и события проходившие в этой местности. Вообще очень живой и полный оптимизма человек, со своим неповторимым диалектом. Побольше бы таких встреч. Единственное что нас огорчило, это то что мы даже не спросили ее имени. Конечно же я отвёз ее обратно к дому. Остановились мы около много летнего толстого дуба, прямо на реке Случь. Разогрели еду, поужинали под звуки кричащих на болоте журавлей, что может быть лучше чем звуки кричащих журавлей на закате и тишина просторных лугов отражающихся в медленно текущей чистой реке Случь. Смотря на карту, мы поняли что стали прямо на месте погран столба под номером 1055 на карте. Возможно вот так же как и мы, когда то на этом месте сидели люди и слушали те же звуки не меняющееся в течение многих веков. Вообще жители Полесья уникальны тем, что хранят свою самобытность во всём, казалось бы что глобализация не подвластна Полесью, будем в это верить и надеяться. 

Переночевав ночь на берегу  Случи, под вековым дубом и насладившись звуками природы, разлаживаем карту и включаем навигатор с картой привязкой. Нам предстоит пересечь лесной массив из д.Морочь, в д.Грабово, деревня Грабово находится в Гомельской области и это уже наш соседний Житковичский район. Слаживаем вещи в машины, выезжаем на старую дорогу по которой идёт наш маршрут, который мы прервали из-за ночлега. Итак выезжаем из д.Морочь. Сразу же начинается лес, он явно помнит многие моменты истории этих мест. Переезжаем небольшой мостик и дорога становится по настоящему лесная, песок и корни наш спутник по старой торговой дороге. Едем и не спускаем глаз с карты, так как это чревато отклонением и неправильному движению по нашему маршруту. И вот на очередной лесной развилке я поворачиваю не туда и нам через некоторое время приходится искать опять то место куда мы случайно свернули. Добавлю то, что наш навигатор то ловил спутники, то напрочь отказывался ловить их. Вот и первая наша ошибка в пути из-за электронного оборудования, а если бы мы как раньше сверили маршрут с картой и собрали ориентиры такого не было, быстро привыкаешь к хорошему –лёгкому и уже не хочешь тратить много времени на то что можешь решить парой нажатий на клавишу. Наконец то выезжаем опять на дорогу и начинаем двигаться медленно – ведь пред нами многочисленные хутора на карте, по одну сторону видим заросли малины и дикой сирени. Крапива и одиноко стоящие яблони говорят об одном – здесь жили люди, нужно остановиться. Выходим и замечаем небольшие углубления четырёхугольной формы, да, так и есть, хутора. Хорошее место для путешественников по старой дороге, для некоторых это был ночлег и возможность утолить голод, укрыться от непогоды. Гостеприимство в те давние времена считалось обязанностью, особенно в отношении путешественников или захожих людей. Всегда накормят не только путников но и их лошадей, предоставят им самое удобное место в доме, не потребуя ничего в замен. Единственно могут принять что либо в виде подарка если человек предлагающий подарок богат. Рассмотрев по возможности место хуторов двигаемся дальше по лесу и выезжаем прямо в деревню Грабово. Деревня довольно таки большая, интересна тем что в 1850 году здесь находился крупный лесопильный завод и лес сплавляли по реке Случь. В ней находилась большая мельница, а так же трактир. В 1914 году солдаты запасной части в деревне разгромили винный магазин. Остановившись в деревне и сделав пару кадров продолжили свой путь в следующий населённый пункт на нашем маршруте – д.Милевичи. Остановились перед деревней в урочище Расно. Берег крутой, река на этом месте делает крутой поворот. Походили по берегу, немного посидев на берегу решаем что после деревни Милевич сделаем остановку на обед. А сейчас выезжаем опять на путь и подьезджаем к д.Милевичи. Деревня славится у рыбаков как место отличной рыбалки и отдыха семьями в дубовых рощах на берегу всё той же красавицы Случи. Первые упоминания о деревне в 16 веке как о не большом населённом пункте ВКЛ. В 1801 году в деревне была построена иоаннобогословская церковь, что принесло в деревню заметное оживление. Деревня достаточно большая, население встречается как пожилые жители, так и молодёжь. Порадовало то что на месте старой церкви отстроили новую. Стоит она в центре деревни на заметной возвышенности. Остановились за деревней в интересном месте со столиками и видом на реку, сразу же разогрели еду и сытно пообедали разговаривая об истории, смотря в живописные зелёные рощи склонившими свои ветви к воде. Ну что ж, вот посмотрев на карту и видя что конечная наша цель д.Ленино совсем рядом, решаем проехать маршрут за сегодняшний день и не оставлять на третий как было запланировано, ведь по радио прошла информация о плохой погоде, лучше бы доверились ласточкам). Итак поехали, запив водой, сказал наш краевед Юрий и два джипа вновь выкатились на старый шлях. Очень не заметно прошли две не большие деревеньки Залютичи и Иовичи, так что они остались позади пыльной июльской дороги. 

Деревня Ленино. Первые упоминание идут с 16 века, когда Слуцкому князю было дозволено построить населённый пункт на реке Случь в урочище Леленина, кстати согласно историческим исследованиям название Ленино уже на то время существовало. Вообще все пропахло историей, она в ней на каждой улице, в каждом дворе. При вьезде мы сразу оказались рядом с часовней построенной в 1870 году и сохранившаяся до сих пор, правда в плачевном состоянии. Очень интересно рассмотреть, как из дерева можно было построить такие красивые купола часовни. Любовались долго, и сделали много фото этой чудной часовни. Деревня славилась на всю округу своими учебными центрами, многочисленными ремёслами. Была в Ленино и французкая компания, которая 7 сентября 1882 года получила царское разрешение купить лесные массивы, которые принадлежали местечку Ленин. Только в 1788 году в деревне проживало 6399 человек, по этому можно себе представить что представлял из себя Ленин. Проезжая по старой дороге и проезжая старый фельдшерский пункт, а когда то школу мы оказываемся на очень старом мосту через Случь, он из дерева, настил и сваи из дерева. Впечатляет. Именно здесь, в этом месте тысячи советских граждан спасаясь от нацистов в 1941году перешли по этому мосту реку, тем самым оставшись в живых и рассказав о страшных днях тех лет в последствии. 

Здесь на старой карте расходятся дороги, одна идёт в Киев, вторая в Волынщину (ныне Украина). Здесь и заканчивается наш маршрут по старой дороге, важной торговой и жизненной артерии нашего края. Хочется верить, что эта дорога не зарастёт, а останется такой же самобытной, полной интересных ландшафтов, вдоль которой как и сейчас будут жить замечательные люди нашего с вами Полесья, которая будет дарить нам свободу выбора в нашем пути, а мы в свою очередь не забудем стараний наших предков в их мужественном труде проложившим этот путь в не проходимых лесах и болотах Полесья.  

Иванов Виталий. Саболевский Алексей. Юрий Китун
Фото предоставлены участниками экспедиции