Первые электронные дневники появились в Беларуси более 7 лет назад. В 2013 году возникли предположения, что совсем скоро это станет общей практикой и к отметочной системе в режиме он-лайн перейдут все учреждения образования Республики.
И вот на дворе уже 2015-ый, а электронные дневники так и не стали полноценной заменой бумажных аналогов. В чём сложность ведения электронных журналов и дневников, и существует ли она вообще? В каких солигорских школах уже оценили преимущества электронных отметок, и почему к этой системе не присоединятся все учреждения общего среднего образования столицы белорусских шахтёров? Корреспондент «Электронного Солигорска» решил разобраться в этом вопросе.
В первую очередь, давайте выясним, что такое электронный дневник.
Крупнейший белорусский сервис, которые предлагает услугу подключения к электронному дневнику — Schools.by. Функционирует он в соответствии с принципом предоставить школе возможность перевести в электронный вид ту работу, которая ранее велась на бумаге. К документам системы предусмотрен ограниченный доступ: классный журнал могут открыть лишь учителя-предметники и администрация школы. Родители видят дневник только своего ребенка и общую успеваемость по классу. Педагоги выставляют в дневник не только отметки, но и оставляют замечания или предложения для родителей.
Собственно, вот как выглядит электронный журнал.
А вот так выглядит дневник он-лайн.
А это - график успеваемости.
- В Солигорском районе только две школы используют электронные дневники. В школе №4 этой системой пользуются уже в полной мере, в школе №5 проект находится, скажем так, на стадии зарождения, - рассказала заведующая учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома Марина КОЗИЧ.
Почему же тогда все солигорские школы не перейдут к системе электронных дневников?
Ведь, на первый взгляд всё это кажется очень правильным – система значительно упрощает процесс взаимодействия между родителями и педагогами, у родителей есть возможность отследить успеваемость ребёнка и понять, каков уровень его знаний на фоне остальных учащихся. Кроме того, с введением электронного дневника, у «сачкунов» просто не остаётся шансов прогуливать уроки так, чтобы родители об этом не узнали. Как выяснилось, есть определённые нюансы, которые готовы принять не все учреждения образования и далеко не все родители.
- Для самих школ участие в проекте – бесплатно, а вот родителям нужно за это платить. Оплата производится по четвертям и на сегодняшний день составляет – 100 тысяч рублей за четверть. Помимо этого, в учреждениях образования должна быть создана техническая база для ведения электронных журналов и дневников. А педагогов нужно обучить пользоваться этой системой. Если родители изъявят желание присоединиться к электронным дневникам, а школа готова в этом вопросе пойти им на встречу, то почему бы и нет? Любое учреждение образование может стать участником проекта, - отметила заведующая учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма Солигорского райисполкома.
* * *
Действительно ли сложно было перейти на систему электронных отметок, и насколько она оказалась востребованной?
С этим вопросом корреспондент «ЭС» обратился в солигорскую школу №4.
- Освоение сервиса электронных дневников и журналов Schools.by в нашем учреждении образования началось ещё в январе 2013 года в рамках реализации педагогического проекта «Модернизация информационно-образовательного пространства посредством электронного дневника» на 2013 - 2015 годы, - рассказала заместитель директора школы по учебной работе Алла ИВАНОВА.
Изучение технических особенностей сервиса, по словам собеседницы «ЭС», в учреждении образования было завершено к концу 2012/2013 учебного года. А уже с 1-го сентября 2013-го по решению администрации школы, началось полноценное использование электронного сервиса в образовательном процессе. Пришлось обновить техническую базу, в штате появился инженер-программист, были проведены обучающие семинары по использованию системы для учителей, учеников и родителей, разработаны рекомендации для родителей и учащихся по работе в сети… Сегодня к локальной сети в учреждении образования подключено 17 компьютеров. Педагоги школы ведут электронные журналы и дневники. Стоило ли это того? Оправданны ли эти материальные и временные затраты?
- Конечно, присоединение к сервису электронных дневников и журналов многое изменило в работе учреждения образования, но это того определённо стоило. Каждый родитель, в любое время суток, и даже находясь за пределами города или страны, может отследить успеваемость ребёнка. Значительно легче педагогам стало работать с родителями, ведь учитель может оставить какие-то рекомендации или замечания по поводу успеваемости учащегося. Средний показатель пользователей услуги электронного дневника в текущем году составляет 100 человек в месяц, что говорит о её востребованности, - отметила Алла ИВАНОВА. - Классные руководители в течение года систематически вводят отметки учащихся в электронные журналы, информируют родителей о событиях, происходящих в классе, школе. По итогам каждой четверти производится выгрузка данных в ПМК «Параграф», это позволяет формировать статистические отчёты об успеваемости учащихся автоматически, - рассказала о технических моментах работы в сервисе собеседница «ЭС».
Однако, как отметила заместитель директора ГУО по учебной работе, сервис электронных дневников и журналов это не только отметки и графики успеваемости.
- Проведено три интернет-собрания для родителей по следующим темам «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения» - 173 просмотра, 5 комментариев, «Конфликты и пути их разрешения» - 274 просмотра, 12 комментариев, «Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся» - 313 просмотров, 14 комментариев. Для членов педагогического коллектива проведены заочные педагогические чтения «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности учащегося и роста педагогического мастерства учителя». Своими наработками по данной проблеме поделилось 14 педагогов. Кроме того на школьном образовательном портале реализованы интернет-проекты по английскому языку, внутришкольный интернет-проект "Электронная открытка, электронный буклет", посвящённый 90-летию Солигорского района, 70-летию освобождения Беларуси и Году гостеприимства. По учебному предмету «Человек и мир» реализован интернет-проект «Я люблю Беларусь». В данных проектах приняло участие 54 учащихся. Важно, что школьники имеют возможность самостоятельно выкладывать свои презентации, открытки, буклеты по заявленным тематикам, давать ссылки своим друзьям. По результатам интернет-проектов лучшие работы учащихся отмечены дипломами и размещены на сайте школы, - рассказала Алла ИВАНОВА.
* * *
Что ж, подведём некоторые итоги. Система удобна и проста в обращении. Она позволяет администрации школы отслеживать и контролировать работу учителей, а так же посещаемость и успеваемость учащихся. Родители могут контролировать своих детей и общаться с преподавателями в режиме он-лайн. Есть возможность многоцелевой обработки данных об отметках учащихся. Можно контролировать объективность выставления промежуточных и итоговых отметок. Одним словом, использование сервиса позволяет сделать ход педагогического процесса максимально открытым для родителей, учащихся и администрации школы. И ещё один немаловажный фактор – электронный дневник всё же является отличной мотивацией для учащегося. Однако массового перехода учреждений образования Солигорского района на электронные дневники похоже пока не планируется, по крайней мере, в ближайшем будущем.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"