С сегодняшнего дня в Солигорске проходит фестиваль православной культуры "Кладезь". Организаторы этого форума, что отрадно, не стали ограничиваться исключительно религиозной тематикой, включив в программу ряд культурно-просветительских событий. Так, в первый день фестиваля "Кладезь" наш город посетил популярный детский писатель Андрей Сметанин. В Детской библиотеке и Гимназии №1 он провел две встречи с младшими школьниками, где в форме увлекательной игры не только познакомил ребят с собственным творчеством, но и попытался донести мысль о необходимости читать и развиваться. Корреспонденты "Электронного Солигорска" вместе с пятиклассниками из СШ №3 с интересом понаблюдали в библиотеке за творческой импровизацией Андрея Сметанина, которая называлась "Путешествие на бумажном кораблике".
Как уже говорилось выше, эта встреча по форме была игрой, где команды, организованные тут же путем деления аудитории на два, отвечая на вопросы и выполняя всевозможные задания, боролись за баллы и призы, им сообразные.
На протяжение всего мероприятия автор отвлекался на забавные истории из жизни, подкрепляя их шутливыми стихотворениями, пытаясь заинтересовать или развить уже имеющийся у юных слушателей интерес к литературе. Что вполне удалось, судя по ярко горящим глазам и зычному "Спасибо! До свидания!", обращенных к Андрею Сметанину от большинства направляющихся к выходу детей по завершении встречи.
Мы же сказали все те же "Спасибо" и "До свидания" только после того, как задали писателю несколько вопросов:
- Вы спрашивали у детей, что является главным в стихотворении. А что, на ваш взгляд, в стихотворении главное?
- Вопрос одновременно и простой, и сложный. В детском стихотворении очень важно, например, поймать правильную интонацию - очень много примеров, когда замечательные поэты, которые пишут для взрослых, не могут писать для детей. Помимо этого, важно в детском стихотворении не повторяться. Даже если это обычные собачки-кошечки, на них надо постараться взглянуть с неожиданной стороны. Важно находить какие-то новые темы, даже несмотря на то, что многие говорят: "Ну что вы? Есть же Маршак, Барто - читать не перечитать." Но в годы творчества наших классиков многих вещей просто не было. Как ни крути, но у Чуковского ты не найдешь ничего про мобильный телефон или компьютер. А для детей нужно получать представление о тех вещах, которые сейчас их окружают. И глупо сейчас писать про примус. Хотя есть уникальные люди, которые и в наше время на полном серьезе умудряются писать про примус, про коньки, которые к валенкам надо привязывать, про, например, коней, которых надо пасти - это, конечно, очень "близко" современному городскому ребенку.
- Какие цели и задачи вы перед собой ставите как автор произведений, как гость вот таких мероприятий, как сегодня?
- Я скажу так: все мое творчество и подобные встречи - это то зерно интереса к чтению, которое я пытаюсь посеять. Взойдет или нет - неизвестно. Но сеять надо. Хотелось, чтобы больше взошло, конечно, но, если хоть какой-то толк будет, если что-то проклюнется - это уже здорово. Сегодняшняя встреча, как мне кажется, понравилась детям, и, может, больше таких ростков будет. Но, на самом деле, мне сейчас не столько интересно собственное творчество - это было на начальной стадии, чтобы себе имя какое-то, пусть небольшое, завоевать. Теперь я с этим именем пытаюсь говорить немножко о другом: не о своем творчестве, а о необходимости чтения как такового, важности его для развития ребенка и для развития страны вообще. Вот название нашей программы (Андрей Сметанин является председателем правления Международного творческого объединения детских авторов - прим.) - "Читающие дети - цветущая страна!", оно очень правильное и выразительное. Страна, где дети не читают, обречена на крах, причем, не в таком далеком будущем. Чтение развивает мозги - не будет мозгов просто, если не читать. В нации не будет кому двигать производство, науку, культуру - ничего.
- В одном из ваших интервью вы говорили, что взрослые виноваты в том, что дети не читают. Кто виноват в том, что не читают взрослые?
- Это большая проблема, конечно. Я всегда на таких встречах говорю взрослым: "Вот пока мы не встречались, вы могли сказать о том, что вы не знали о важности детского чтения. Теперь вы знаете, и, если после этого вы не будете читать детям - вы будете преступниками." Здесь ведь какой момент: можно сколько угодно говорить ребенку о пользе чтения, но, если ребенок будет видеть маму и папу, прилипших к телевизору, с пивом - это все бесполезно. Все равно мы приходим к тому, что все нужно показывать на собственном примере. Это все, конечно, требует усилий: не только подойти к детской кроватке и почитать ребенку, но и выключить телевизор и самому взять книгу. А без усилий очень редко что-то происходит: чтобы что-то хорошее произошло - человек должен потрудиться. Это простые вещи совершенно, но почему-то... Эти встречи направлены, в том числе, и на то, чтобы человек задумался и эти усилия начал прилагать.
- Почему, на ваш взгляд, белорусская литература застряла в реализме, документалистике и, по большому счету, не развивается?
- Это вопрос очень сложный. Он, помимо прочего, завязан, так сказать, на писательских технологиях: мало написать, это еще должны опубликовать. А, если брать издателей, то это такая достаточно закрытая каста и там об эффективности творчества речи, в общем, и не идет: есть какие-то члены союзов, какие-то очереди... Простой пример из личного опыта. Когда я начал писать - недавно по писательским меркам - и как-то стремительно стал выигрывать всевозможные конкурсы, ко мне ни одно белорусское издательство самостоятельно не обратилось, мол, мы знаем о вас, вы выиграли такой-то конкурс, давайте мы будем издавать ваши книжки - ничего подобного. Я сам бывший руководитель, бизнесмен, хотя и сейчас занимаюсь кое-какими проектами, и по мне, если я занимаюсь бизнесом и вижу новую возможность - нужно ее использовать. А новая возможность в издательском деле - это поймать, открыть нового автора, который востребован, который интересен. Вот этого стремления в наших издателях я не вижу. То есть существует какая-то закрытая каста, которая по отработанной технологии действует, где очень часто присутствуют какие-то моменты родственные или тому подобное: я тебя в книжке напечатаю - ты меня в журнале. Те мои книжки, которые изданы в Беларуси, - это была инициатива моя. Я уж не буду говорить об экономической составляющей, там вообще до смешного доходит. Например, у меня в крупном государственном издательстве вышла книжка. Вот гонорар, который я за нее получил, в эквиваленте равнялся шести экземплярам этой книжки. Это ненормально, этот труд совершенно не ценится. Получается, что очень много писателей сейчас приходят по остаточному принципу - это тот, кто может позволить себе заниматься писательством. А люди, которые работают в издательствах, они не очень зависят от конечного результата, потому что есть удобная система госзаказов социальной литературы, которая может быть совершенно не востребована и "ржаветь" на полках, но - освоили бюджет.
Справка:
Сметанин Андрей Владимирович. Закончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Занимал должность генерального директора в крупной российской строительной компании, но в итоге стал писать детские стихи. Сейчас живет в Минске. Женат, два сына (4 и 9 лет).
Автор более 20 книг стихов для детей и многочисленных публикаций в периодических изданиях Беларуси, России, Украины и США, таких как: "Весёлые картинки", "Костёр", "Мурзилка", "Чиж и Ёж" и др. Лауреат белорусских и международных литературных премий. Самый успешный белорусский детский автор по версии портала TUT.BY. Член Союза Писателей Беларуси, Союза Писателей России, председатель правления Международного творческого объединения детских авторов.
И, конечно, фоторепортаж с увлекательной встречи с энергичным писателем:
В Солигорске бесплатно покажут доброе кино
"Донести Слово Божие". Репортаж об открытии фестиваля православной культуры "Кладезь" в Солигорске