Как уже говорилось выше, эта встреча по форме была игрой, где команды, организованные тут же путем деления аудитории на два, отвечая на вопросы и выполняя всевозможные задания, боролись за баллы и призы, им сообразные.
На протяжение всего мероприятия автор отвлекался на забавные истории из жизни, подкрепляя их шутливыми стихотворениями, пытаясь заинтересовать или развить уже имеющийся у юных слушателей интерес к литературе. Что вполне удалось, судя по ярко горящим глазам и зычному "Спасибо! До свидания!", обращенных к Андрею Сметанину от большинства направляющихся к выходу детей по завершении встречи.
Мы же сказали все те же "Спасибо" и "До свидания" только после того, как задали писателю несколько вопросов:
- Вы спрашивали у детей, что является главным в стихотворении. А что, на ваш взгляд, в стихотворении главное?
- Вопрос одновременно и простой, и сложный. В детском стихотворении очень важно, например, поймать правильную интонацию - очень много примеров, когда замечательные поэты, которые пишут для взрослых, не могут писать для детей. Помимо этого, важно в детском стихотворении не повторяться. Даже если это обычные собачки-кошечки, на них надо постараться взглянуть с неожиданной стороны. Важно находить какие-то новые темы, даже несмотря на то, что многие говорят: "Ну что вы? Есть же Маршак, Барто - читать не перечитать." Но в годы творчества наших классиков многих вещей просто не было. Как ни крути, но у Чуковского ты не найдешь ничего про мобильный телефон или компьютер. А для детей нужно получать представление о тех вещах, которые сейчас их окружают. И глупо сейчас писать про примус. Хотя есть уникальные люди, которые и в наше время на полном серьезе умудряются писать про примус, про коньки, которые к валенкам надо привязывать, про, например, коней, которых надо пасти - это, конечно, очень "близко" современному городскому ребенку.
- Какие цели и задачи вы перед собой ставите как автор произведений, как гость вот таких мероприятий, как сегодня?
- Я скажу так: все мое творчество и подобные встречи - это то зерно интереса к чтению, которое я пытаюсь посеять. Взойдет или нет - неизвестно. Но сеять надо. Хотелось, чтобы больше взошло, конечно, но, если хоть какой-то толк будет, если что-то проклюнется - это уже здорово. Сегодняшняя встреча, как мне кажется, понравилась детям, и, может, больше таких ростков будет. Но, на самом деле, мне сейчас не столько интересно собственное творчество - это было на начальной стадии, чтобы себе имя какое-то, пусть небольшое, завоевать. Теперь я с этим именем пытаюсь говорить немножко о другом: не о своем творчестве, а о необходимости чтения как такового, важности его для развития ребенка и для развития страны вообще. Вот название нашей программы (Андрей Сметанин является председателем правления Международного творческого объединения детских авторов - прим.) - "Читающие дети - цветущая страна!", оно очень правильное и выразительное. Страна, где дети не читают, обречена на крах, причем, не в таком далеком будущем. Чтение развивает мозги - не будет мозгов просто, если не читать. В нации не будет кому двигать производство, науку, культуру - ничего.
- В одном из ваших интервью вы говорили, что взрослые виноваты в том, что дети не читают. Кто виноват в том, что не читают взрослые?
- Это большая проблема, конечно. Я всегда на таких встречах говорю взрослым: "Вот пока мы не встречались, вы могли сказать о том, что вы не знали о важности детского чтения. Теперь вы знаете, и, если после этого вы не будете читать детям - вы будете преступниками." Здесь ведь какой момент: можно сколько угодно говорить ребенку о пользе чтения, но, если ребенок будет видеть маму и папу, прилипших к телевизору, с пивом - это все бесполезно. Все равно мы приходим к тому, что все нужно показывать на собственном примере. Это все, конечно, требует усилий: не только подойти к детской кроватке и почитать ребенку, но и выключить телевизор и самому взять книгу. А без усилий очень редко что-то происходит: чтобы что-то хорошее произошло - человек должен потрудиться. Это простые вещи совершенно, но почему-то... Эти встречи направлены, в том числе, и на то, чтобы человек задумался и эти усилия начал прилагать.
- Почему, на ваш взгляд, белорусская литература застряла в реализме, документалистике и, по большому счету, не развивается?
- Это вопрос очень сложный. Он, помимо прочего, завязан, так сказать, на писательских технологиях: мало написать, это еще должны опубликовать. А, если брать издателей, то это такая достаточно закрытая каста и там об эффективности творчества речи, в общем, и не идет: есть какие-то члены союзов, какие-то очереди... Простой пример из личного опыта. Когда я начал писать - недавно по писательским меркам - и как-то стремительно стал выигрывать всевозможные конкурсы, ко мне ни одно белорусское издательство самостоятельно не обратилось, мол, мы знаем о вас, вы выиграли такой-то конкурс, давайте мы будем издавать ваши книжки - ничего подобного. Я сам бывший руководитель, бизнесмен, хотя и сейчас занимаюсь кое-какими проектами, и по мне, если я занимаюсь бизнесом и вижу новую возможность - нужно ее использовать. А новая возможность в издательском деле - это поймать, открыть нового автора, который востребован, который интересен. Вот этого стремления в наших издателях я не вижу. То есть существует какая-то закрытая каста, которая по отработанной технологии действует, где очень часто присутствуют какие-то моменты родственные или тому подобное: я тебя в книжке напечатаю - ты меня в журнале. Те мои книжки, которые изданы в Беларуси, - это была инициатива моя. Я уж не буду говорить об экономической составляющей, там вообще до смешного доходит. Например, у меня в крупном государственном издательстве вышла книжка. Вот гонорар, который я за нее получил, в эквиваленте равнялся шести экземплярам этой книжки. Это ненормально, этот труд совершенно не ценится. Получается, что очень много писателей сейчас приходят по остаточному принципу - это тот, кто может позволить себе заниматься писательством. А люди, которые работают в издательствах, они не очень зависят от конечного результата, потому что есть удобная система госзаказов социальной литературы, которая может быть совершенно не востребована и "ржаветь" на полках, но - освоили бюджет.
Справка:
Сметанин Андрей Владимирович. Закончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Занимал должность генерального директора в крупной российской строительной компании, но в итоге стал писать детские стихи. Сейчас живет в Минске. Женат, два сына (4 и 9 лет).
Автор более 20 книг стихов для детей и многочисленных публикаций в периодических изданиях Беларуси, России, Украины и США, таких как: "Весёлые картинки", "Костёр", "Мурзилка", "Чиж и Ёж" и др. Лауреат белорусских и международных литературных премий. Самый успешный белорусский детский автор по версии портала TUT.BY. Член Союза Писателей Беларуси, Союза Писателей России, председатель правления Международного творческого объединения детских авторов.
И, конечно, фоторепортаж с увлекательной встречи с энергичным писателем: